«Игровые сеансы или музыкальные минутки
с детьми раннего возраста в период адаптации»
Лашова Е.В., музыкальный руководитель
МАДОУ д/с «Солнечный круг» д/с № 41
г. Нижний Тагил
Аннотация: Представленная в данной работе система взаимодействия специалистов детского сада способствует в организации эмоционально комфортного адаптационного процесса.
Ключевые слова: игровые сеансы, музыкальные минутки.
Существующие экономические обстоятельства вынуждают родителей рано отдавать ребенка в образовательное учреждение, а с другой стороны – детский сад должен в этой сложной ситуации обеспечить как можно более быстрое и безболезненное вхождение малыша (и его родителей) в новые для него условия. Эффективными средствами, помогающими маленькому человеку с наименьшим ущербом для его психологического и соматического здоровья войти в новый для него мир, могут стать игра и музыка.
Игровые сеансы - это игры и упражнения, музыкальные произведения, направленные на снятие психоэмоционального напряжения, снижение импульсивности, тревоги и агрессии, задания по совершенствованию коммуникативных, игровых и двигательных навыков детей раннего и младшего дошкольного возраста. методической разработке).
Музыкальные минутки - образные игры вводят ребенка в сказочный мир, детки превращаются в зайчиков, мишек, лисичек и птичек. Участвуя в музыкально-игровой деятельности, ребенок, непринужденно, приобретает навыки пения и танца. Детки еще плохо говорят, но с каким удивительным выражением они изображают то, о чем поет педагог, а иногда и с удовольствием подпевают вместе с ним. Если песенка про дождик, они пальчиком изображают, как падают капельки на ладошку. В песне про петушка, активно хлопают «крыльями» (ручками) показывая головку, гребешок и т.д. И здесь, безусловно, незаменимым качеством воспитателя является артистизм и исполнительское мастерство. Важным составляющим является танец, который помогает малышам раскрепоститься и снять зажатость, довериться педагогу. Ведь именно в танце ребенок имеет возможность для самовыражения, что так необходимо в данный период. И именно в данном виде музыкальной деятельности творчество воспитателя ничем не ограничивается. Но для начала необходимо познакомиться с несколькими простыми и понятными деткам танцевальными движениями. Веселые притопы, звонкие хлопки, фонарики, кружение и т.д.
Основные задачи игровых сеансов:
– создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению;
– обеспечение открытости, сотрудничества и взаимодействия педагога, специалистов ДОУ и родителей.
Принципы проведения игровых сеансов:
– четкая организация игрового сеанса;
– оформление игровой среды, соответствующей возрасту, полу ребенка, тематике игрового сеанса;
– обеспечение свободного выбора игрушек участниками сеанса;
– доброжелательное и уважительное отношение ко всем участникам сеанса;
– поддержание временных рамок и правил поведения во время игрового сеанса;
– готовность педагога к вовлечению в игру и другому позитивному взаимодействию со всеми участниками сеанса при их инициативе
В каждом игровом сеансе присутствует:
совместная деятельность взрослого и ребенка;
самостоятельная деятельность детей;
взаимодействие детей друг с другом.
Одним из обязательных компонентов игровых сеансов является использование музыкального репертуара (аудио-приложение с произведениями Е. и С. Железновых, И. Каплуновой, И. Новоскольцевой и других), доступного и понятного детям, а также мягкой игрушки, или перчаточной куклы – би-ба-бо.
Игровые сеансы построены на игровом сюжете, который включает подвижные игры, музыкально-ритмические движения с речевым сопровождением, игровые упражнения. Игровой сюжет помогает малышам преодолеть страх, помимо этого одновременно решают задачи первого направления - дают положительный эмоциональный заряд и обеспечивают комфортное состояние детей. Игровые моменты, в которые входят словесно- тактильные игры, игры забавы, удовлетворяющие потребности малышей в движении, общении и образном поэтическом слове, хороводные, подвижные игры, потешки, пестушки, прибаутки, музыкально-ритмические движения с речевым сопровождением, игровые упражнения – все это способствует установлению контакта ребенка со сверстниками и другими взрослыми, обеспечивает эмоциональный комфорт ребенка в группе.
Игровые сеансы проводятся в доброжелательной атмосфере, музыкальный компонент и использование различных видов театра помогает переключить ребенка на другой вид деятельности,
Особое внимание нужно обратить на то, что в первые два дня песни исполняются 2 раза: первый - для знакомства с песней, 2- подпевание. Когда песенка знакома детям, можно ее петь 1 раз.
Картотеку игровых сеансов можно использовать в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста не только в период адаптации, но и в течение года, в качестве психологического сопровождения детей.
Игровые сеансы занимают не более 7-10 минут, но имеют положительный терапевтический эффект. Во второй младшей группе длительность сеанса может быть увеличена за счет увеличения количества повторений подвижных игр или же добавления собственного материала.
Игры может проводить как педагог-психолог, так и музыкальный руководитель и воспитатель.
Повторять содержание игровых сеансов можно от 2 до 5 раз в неделю. Одна карточка предназначена для работы в течение 1 недели.
Всего 12 карточек.
Тематическое планирование
«Игровых сеансов с детьми в период адаптации»
№ недели
Название
Перечень игр
1
Кошечка
Д/и «Где у кошки ушки». Цель: Упражнять в
ориентировке на себе и на другом.
Песня «Кошка» (сл. Н.Френкель, муз. Ан.
Александрова, исп. Локтева А.А.)
П/И «Кошка и мышки». Цель: Упражнять детей в
беге, умение реагировать на сигнал, выполнять
движения в соответствии с текстом стихотворения.
2
Собачка
Пальчиковая гимнастика «Мы по хлопаем в
ладоши».
П/и «Бобик». Цель: Приучать детей слушать текст и
быстро реагировать на сигнал.
Песня «Бобик» (сл. Н. Найденовой, муз. Т. Попатенко,
исп. Локтева А.А.)
3
Лошадка
Пальчиковая гимнастика «Тук-тук-тук!»
Этюд «Лошадка» (на стихи А. Барто). Цель: Приучить
детей слушать текст и выполнять движения в
соответствии с содержанием, особое внимание уделять
эмоциональной выразительности.
Песня-игра «Лошадка: цок-цок»
(Е. и С. Железновы).
Цель: учить двигаться в заданном направлении,
выполнять движения в соответствии с текстом.
4
Птичка
Этюд «Птичку очень я люблю». Цель: Приучить
детей слушать текст и выполнять движения в
соответствии с содержанием, особое внимание уделять
эмоциональной выразительности.
П/и «Птички» Цель: учить бегать стайкой в заданном
направлении, не наталкиваться.
Песня «Маленькая птичка» (Е. и С. Железновы)
5
Мишка
Этюд «Мишка косолапый». Цель: Приучить детей
слушать текст и выполнять движения в соответствии с
содержанием, особое внимание уделять эмоциональной
выразительности.
П/и «Мишка» Цель: сплочение детского коллектива,
Вовлечение детей в совместную деятельность,
Выполнять движения в соответствии с текстом.
Песня «Мишка» (Е. и С. Железновы).
6
Белочка
Этюд «Белочка» Цель: Приучить детей слушать текст
и выполнять движения в соответствии с содержанием,
особое внимание уделять эмоциональной
выразительности.
Д/и «Орешки». Цель: развитие сенсорных
способностей, тактильного и слухового восприятия.
«Песенка Белочки» (Владимир Шаинский - Михаил
Пляцковский).
7
Ежик
П/и «Ежики». Цель: Приучить детей слушать текст и
выполнять движения в соответствии с содержанием,
особое внимание уделять эмоциональной
выразительности.
Песня «Ёжик» (сл. И. Зарецкой, муз. И. Бодраченко,
исп. Локтева А.А.)
8
Лисичка
П/и «От лисички убеги». Цель: учить бегать стайкой в
заданном направлении, не наталкиваться.
Пальчиковая гимнастика «Шла лисичка по
дорожке».
Песня «Лисичка» (муз.Е. и С. Железновы, слова О.В.
Кубрак, исп. Локтева А.А., музыкальная игра с
погремушками).
9
Зайчик
Этюд «Зайка серый умывается». Цель: Приучить
детей слушать текст и выполнять движения в
соответствии с содержанием, особое внимание уделять
выполнению подскоков.
П/И «Лиса и зайцы». Цель: Приучить детей слушать
текст и выполнять движения в соответствии с
содержанием, действовать по сигналу.
Песня «Зайка» (Е. и С. Железновы).
10
Кукла
Песня «Кукла» (Е. и С. Железновы)
Д /и «Покажи». Цель: Упражнять в ориентировке на
себе.
Танцевальный Этюд «Наших кукол мы берем» (Е. и
С. Железновы)
Цель: выражение радостных эмоций, проявление
заботы.
Игра «Все захлопали в ладоши» Цель: развитие
координации, умений соотносить слова с действиями,
сплочение детского коллектива.
11
Машина
Д/И. «Угадай, что гудит». Цель: Упражнять в
произношении звуков.
Пальчиковая гимнастика «Мы в машину сядем»
П/И: «Автомобили». Цель: Упражнять детей в беге в
разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, в
умении начинать движение и менять его по сигналу
воспитателя, находить свое место.
Песня «Машина» (Е. и С. Железновы).
12
Петрушка
Пальчиковая гимнастика «Детки хлопать так
умеют».
Этюд «Заводные игрушки». Цель: этюд на
напряжения-расслабления мышц, выражение эмоций
грусти-радости
Песня «Петрушка». (муз.Е. и С. Железновы, слова
О.В. Кубрак, исп. Локтева А.А.).
Музыкальные минутки
Упражнение «Птички невелички»
Дети вместе с педагогом выполняют следующие движения:
Вот летели птички,
Птички невелички (бегут за педагогом выполняя взмахи)
Все летали, все летали
Крыльями махали.
На дорожку сели (присев на корточки пальчиком
Зернышки поели «клюют», стучат по полу)
Клю-клю-клю-клю
Как я зернышки люблю
Упражнение «На чем играет Мишка»
За ширмой находятся музыкальные инструменты. Воспитатель показывает детям гостя Мишку, который очень любит играть на музыкальных инструментах.
Мишка по дорожке шел, что же Мишенька нашел? (стучит за ширмой ложками)
Дети отгадали Мишке помогали,
Дети хлопали в ладошки, Мишка поиграй немножко (продолжает стучать на ложках)
Мишка к деткам пришел, что у деток он нашел (играет на погремушке)
Погремушки хороши, поиграем от души. (раздает детям погремушки играют вместе с Мишкой и одновременно с ним заканчивают игру)
Мишка весело гулял, Что же Мишка потерял? (игрушка остается перед ширмой, воспитатель второй рукой играет на колокольчике)
Дети отгадали и тоже заиграли. (играют на колокольчиках)
Игра с колокольчиком
Я играю высоко
Я играю низко
Я играю далеко
Я играю близко
Я звеню, звеню, звеню.
Я молчу, молчу, молчу.
Упражнение «Любопытная Варвара».
Любопытная Варвара (поднимают, опускают плечики)
Смотрит влево, (Поворачивают корпус влево, вправо)
Смотрит вправо,
Смотрит вверх, (голову вверх)
Смотрит вниз, (голову вниз)
Чуть присела карниз, (пружингка)
А с него свалилась вниз (резко присели)
Упражнение Пропавшие ручки («Прятки» Т. Ломовой»)
У меня пропали ручки (спрятать за спину)
Где вы, рученьки мои? (посмотреть по сторонам, искать)
1.2.3.4.5 –покажитесь мне опять (показать ручки)
У меня пропали ножки. (спрятать ножки, поджав под себя)
Где вы, ноженьки мои?
1.2.3.4.5-покажитесь мне опять (встать на ноги)
Список литературных источников:
Буренина А.И., Музыкальные минутки для малышей: сборник материалов для музыкальных занятий с детьми раннего возраста. – СПб: АНО ДПО «Аничков мост»; М.: Издательский дом «Цветной мир», 2019.
https://www.vospitatelds.ru/categories/7/articles/2665
Воспитатель детского сада. Журнал для воспитателей и педагогов ДОУ.
https://ds135.centerstart.ru/sites/ds135.centerstart.ru/files/archive/метод%20разработка%20Создание%20благоприятных%20условий%20для%20успешной%20адаптации%20детей%20раннего%20и%20младшего%20дошкольного%20возраста_1.pdf
О.В.
Кубрак
, А.А. Локтева, «Создание благоприятных условий для успешной адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста»,
Методическое пособие
.