* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} h1 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 24pt; font-weight: bold;} .c3 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .block__block-3c {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Hyperlink {color: #0000FF; text-decoration: underline ;} .Заголовок 1 Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 24pt; font-weight: bold;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .FollowedHyperlink {color: #800080; text-decoration: underline ;}

Игры предков как средство гармонизации детско - родительских отношений в замещающих семьях.

Из опыта работы отделения сопровождения замещающих семей МБУ Центр «Аистёнок» г. Челябинска.

Становление замещающей семьи, как и любых других семей, её функционирование – это реальный жизненный процесс, проходящий по определённым этапам, начиная с принятия решения о включении приёмного ребёнка в семью, адаптационного периода до полного принятия ребёнка, и, в дальнейшем, его сепарации. На этом пути встречается немало трудностей, которые не все семьи могут преодолеть самостоятельно.

В адаптационный период ребенку необходимо в достаточно короткий срок узнать особенности конкретной замещающей семьи, принять ее культуру, узнать историю, социальные нормы и моральные ценности и приспособиться к ним. В подсознании ребёнка формируется сопротивление всем подобным изменениям, что приводит к появлению психологических барьеров, затрудняющих позитивное развитие семейных отношений.

Многие замещающие семьи начинает «трясти» в период нормативного подросткового кризиса у ребёнка как кровного, так и приёмного. Если в детстве ребенку сильно не хватало эмоционального тепла от родителей, в подростковом возрасте он, возможно, начнет привлекать к себе внимание экспрессивными выходками, как бы призывая взрослых обратить на него внимание, включиться эмоционально.

С целью профилактики возникновения психологических барьеров, их преодоления, развития эмоциональной близости между членами замещающих семей специалистами отделения сопровождения МБУ Центр «Аистёнок» используются такие формы работы, как семейное консультирование, домашнее визитирование, индивидуальные и груповые психологические занятия, консультативные встречи, тренинг детско-родительских отношений в рамках работы клуба замещающих семей «Семейный».

Идея использования игр наших предков с целью эмоционального сближения членов замещающих семей пришла после проведения одного из тренинговых занятий, направленных на укрепление детско-родительских отношений. В ходе занятия родителям было предложено поделиться с детьми информацией о том, в какие игры они играли в детстве. Замещающие родители погрузились в воспоминания и стали оживлённо рассказывать о таких играх своего детства как «Казаки – разбойники», «Лапта», «Резиночка», «Чики стоп колокола», «Чехарда», «Фанты» и так далее. Для детей эти игры явились открытием. Дома родители никогда не делились с детьми этими воспоминаниями и, уж точно, никогда не играли в эти игры с детьми. Исходя из возникшего в ходе тренинга интереса к теме народных игр, и возникла идея разработать тренинг, основанный на играх предков. При разработке занятий мы опирались на опыт замещающих родителей. Неподдельный интерес взрослых к предложенной теме, их погружение в детские воспоминания, желание поделиться своим опытом с детьми способствовали эффективному взаимодействию между членами семей в ходе занятий.

Чем же занимались наши прабабушки и прадедушки в свобоное время? Во что играли? Оказывается, игр было немало. Это и хороводные игры, и подвижные, и настольные. На протяжении веков народные игры способствали сплочению семьи. В России игры называли забавами, развлечениями, потехами и даже утехами. А ведь утешиться – это успокоиться, перестать огорчаться, горевать.

Играли чаще конечно дети, но и семейные игры тоже имели место быть. Через совместное действо члены семьи могут проявить самих себя, в новом качестве: пообщаться со своим ребенком и другом (партнером по игре), показать в примере, как лучше поступать или вести себя в игровой ситуации, да и просто порадоваться за совместное дело, вместе, со своим ребенком. В играх дети и взрослые получают возможность проявлять свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других.

Прелесть народных игр ещё и в незатейливости оборудования, которое без труда изготавливали своими руками.

Например, незаслуженно забытая старинная русская настольная игра «Бирюльки», которая стала абсолютным открытием для детей и родителей. Все слышали крылатую фразу «Играть в бирюльки», то есть праздно проводить время, бездельничать. Но мало кто знает, откуда пошло это выражение. Бирюлька представляет собой крошечную фигурку, которая для красоты была сделана точной маленькой копией предметов быта. Этимология слова «бирюлька» происходит от глагола «брать». Уменьшительный суффикс - к- в данном слове указывает на небольшой размер предмета. В игре нужно доставать, брать мелкие бирюльки специальным приспособлением в форме крючка. Игра в бирюльки была очень популярна в свое время в крестьянских семьях. В нее с интересом играли все члены большой семьи: и дети, и взрослые, так как правила игры просты и понятны любому.  Игра способствует развитию усидчивости, сосредоточенности, мелкой моторики, глазомера, ловкости, учит аккуратности, внимательности и терпению. Совместное игровое действо всех членов семьи, где взрослые и дети - равноправные участники процесса, способствует сплочению семьи, формированию умения сопереживать, радоваться за успехи другого.

Ещё одна несправедливо забытая русская забава «Городки» (рюхи и чухи). Суть игры такова: на кон ставят разные фигуры из пяти цилиндрических деревянных столбиков. После чего их разбивают, бросая биту. Главная задача — выбить фигуры наименьшим количеством бросков. Играя в городки, разрешается делать то, что в реальной жизни, как правило, делать запрещено: играть с палкой, бросать её, бегать, кричать. Всё это является естественной и необходимой для психического здоровья психофизической разгрузкой. Удовлетворение, возникающее в результате преодоления возникающих трудностей различного характера, способствует развитию волевых усилий, обогащению двигательного и жизненного опыта. Можно устраивать турниры между семьями, что позволит выработать командный дух, объединить семью для достижения общей цели.

Кроме приведённых выше народных игр, в своей практике мы использовали и другие игры: настольные, словесные, подвижные. Среди них «Чудесный мешочек», «Чепуха», «Чехарда», «Горелки», и другие. Исходя из опыта замещающих родителей, в тренинговые занятия включались дворовые игры: «Чики стоп колокола», «Штандер – стоп!», «Колечко» и другие. Игровые занятия проводятся как в помещении, так и на улице.

В тренинговых занятиях участвовали 5 семей. В которых воспитывается 7 приёмных детей. С целью оценки эффективности проведённой работы нами использовались проективные диагностические методика «Моя семья» и «Семья животных», выявляющие внутрисемейные межличностные отношения. Диагностика была проведена до начала занятий, промежуточная диагностика проведена через 3 месяца, после проведения 4 занятий. Сравнительный анализ показал положительную динамику: в рисунках стали меньше проявляться признаки отчуждённости членов семей, психологического дискомфорта и конфликтных взаимоотношений. Появилось больше деталей, указывающих на эмоциональное сближение детей и родителей, символов ласки, добра, любви.

Серия тренинговых занятий, построенных на основе народных игр, продолжается. Но, учитывая положительную динамику взаимоотношений в диаде взрослый – ребёнок, можно сделать вывод, что совместное игровое действо всех членов семьи, где взрослые и дети - равноправные участники процесса, способствует сплочению семьи, формированию умения сопереживать, радоваться за успехи другого. Совместное участие в игре всех членов замещающей семьи повышает настроение, позволяет увидеть друг друга в новой деятельности, вызывают положительный эмоциональный отклик участников. Также семейные народные игры позволяют организовать семейный досуг и укрепить связи поколений.

Источники:

Основные этапы жизненного цикла замещающей семьи: моделирование и содержательное наполнение).

(Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2020. № 2 (77) Саенко Людмила Александровна, Соломатина Галина Николаевна

«Кто в старину «играл в бирюльки» и что это такое?»

URL

https://dzen.ru/a/W7T4SVMBjACp7hWx

Китухина О.А. Понятие «тренинг» и его структура /О.А. Китухина. Т.В. Сипович, М.М. Хахалева. – Текст: непосредственный //Молодой учёный. – 2021. - № 52 (394). – С. 382 – 383. –

URL

https://moluch.ru/archive/394/87338/

Приложение

Тренингове занятие из цикла «Игры наших предков»

Цель: Способствовать совершенствованию умений эффективного взаимодействия у детей (кровных и приёмных) и замещающих родителей в процессе совместной игровой деятельности.

План.

Ритуал приветствия

.

Цель: настроить групу на позитивную волну, установить контакт между участниками.

Участники располагаются по кругу. Каждому предлагается назвать себя, озвучить: «С чем пришёл сегодня?

С каким настроением»

, закончить приветсвие словами «Мир вашему дому», как было принято на Руси.

Разминка.

Цель: погрузить участников в продуктивную деятельность в соответсвии с содержанием занятия, расширить представления детей и родителей друг о друге.

Упражнение «Закончи предожение». Участникам предлагается по очереди закончить предложение. Взрослым: «Когда я был (ла) ребёнком, я любил (ла) играть в…..», ребёнку «Моя любимая игра…..»

Основная часть. Цель: способствовать выработке и закреплению способов эффективного взаимодействия

между всеми членами замещающей семьи

в соместной деятельности

.

Ведущие тренинга предлагают краткую историческую справку оиграх нашихпредковатем участники занятия делятся на три подгруппы при условии, что члены каждой семьи должы находиться в одной группе. Далее предлагается каждой подгруппе передвигатсься по игровым станциям:

Русская народная игра «Бирюльки».

Русская народная игра «Чудесный мешочек».

Русская народная игра «Чепуха».

На каждой станции ведущий предоставляет историческую информацию об игре, знакомит с правилами и контролирует их выполнение.По завершении каждой игры проводиться промежуточная рефлексия.

Рефлексия. Цель: обмен мнениями и чувс

т

вами о проведённом занятии. Каждому участнику предлагается поделиться: как изменилось настроение, с чем уходит.

Ритуал прощания. Цель: укрепление чувс

т

ва единства в группе.