МБОУ «Аксубаевская СОШ №2»
Аксубаевский муниципальный район Республика Татарстан
«Индивидуализация обучения как средство
повышения качества образования»
Автор: Прохорова Ирина Васильевна
учитель начальных классов
2024 год
Перед каждым творчески работающим учителем возникает множество проблем, над разрешением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь. Ключевые из них, на мой взгляд:
- как обеспечить успешность в обучении каждого учащегося;
- каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а, прежде всего, приобретение каждым учеником социального опыта.
Но главный вопрос: «Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?»
Ответом, направленным на разрешение основного противоречия традиционной школы, связанного с групповой формой организации обучения и индивидуальным характером усвоения знаний, может стать принцип дифференцированного подхода к обучению, но осуществляемый на индивидуальном (субъектном) уровне.
Такая трактовка дифференцированного подхода на индивидуальном (субъектном) уровне вызвана следующими соображениями.
Во-первых, нет ни одного ребенка, похожего на другого. Каждый неповторим!
Во-вторых, дети являются не только, да и не столько объектом педагогического воздействия, сколько субъектом собственной деятельности.
Следовательно, дифференцированный подход в обучении должен осуществляться на индивидуальном (субъектном) уровне, когда сам учащийся, исходя из своих особенностей, возможностей и потребностей (как правило, неосознаваемых или осознаваемых с возрастом), определяет личную траекторию своего развития.
– Что такое «Индивидуализация обучения»?
Индивидуализация обучения – это организация учебного процесса, при котором осуществляется выбор способов, приемов, темпа обучения, соответствующих индивидуальным особенностям обучающихся, обеспечивающих максимальную эффективность их учебной деятельности.
- Какие же существуют формы индивидуализации обучения?
Формы индивидуализации обучения:
- индивидуализированные творческие задания,
- индивидуальное обучение,
- индивидуальные консультации и собеседования,
- самостоятельная учебная работа,
- оказание индивидуальной помощи детям.
Рассмотрим выдержки из нормативно-правовых актов, регламентирующих данный вопрос.
В статье 44 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" регламентирующего права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, сказано, что родители несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Работая в школе, у каждого учителя начинают появляться вопросы: как сделать так, чтобы ученики, заостряли лучше своё внимание на изучаемом материале? Как во время урока получить положительный результат? Как организовать эффективное обучение? И главный вопрос: «Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым ребёнком?»
Поиск ответов на эти вопросы и помогает нам находить, может и НЕ новые образовательные технологии, но достаточно эффективные.
Проявить себя у ребят получается, работая в группах либо в парах, где они получают одно задание. Данная работа особенно хороша при изучении нового материала.
Работая, таким образом, ребята обсуждают задание, предлагаются различные варианты его выполнения. Хотя говорят, что работа в парах и группах не оставляет в стороне даже самых слабых учеников, а даёт возможность и этим детям проявить себя, но чаще всего на практике получается, что более сильные ребята всё же берут инициативу в свои руки и руководят процессом.
Как же быть в этой ситуации?
Уже в самой программе заложена индивидуализация: «выпускник научится» и «выпускник получит возможность научиться». При индивидуализации обучения центральная роль отводится исследовательской и проектной деятельности. Но гораздо сложнее создавать условия для развития каждого ребенка при классно-урочной форме обучения. Поэтому нужно начинать с малого.
Для организации учебной деятельности я использую карточки-задания, в которых есть задания базового уровня и повышенного. Данная работа особенно хороша при обобщении пройденного материала и при изучении нового.
Чем более разнородный класс (когда в классе есть «сильные», «среднечки» и «слабые» дети), тем необходимость в индивидуализации возрастает.
У меня как раз такой класс. В классе всего 16 учащихся, что позволяет организовывать работу именно таким образом. Есть возможность в течение урока несколько раз подойти к каждому и проконтролировать деятельность ребенка на определенном этапе выполнения работы.
Наиболее широкие возможности для индивидуализации обучения представляет индивидуальная самостоятельная работа, которая проходит в одиночестве и в индивидуальном темпе.
Самостоятельная работа обучающихся - это такой способ учебной работы, где обучающемся предлагаются учебные задания и руководства для их выполнения. Работа проводится без непосредственного участия учителя, но под его руководством.
Самостоятельные задания могут быть одинаковыми для всего класса, но для сильных учеников время на выполнение работы уменьшается или предлагаются задания большего объема или более сложные, а для слабых учеников дается вспомогательный материал (опорная схема, алгоритм, таблица, образец, и т.д.).
Следует заметить, что коллективные методы работы сочетаются с групповыми и индивидуальными. На практике это выглядит так: в начале урока перед всеми детьми ставится та или иная задача (усвоить какие-то знания, овладеть какими-то умениями и навыками) и учитель начинает коллективную работу со всем классом.
Рассмотрим на примере урока русского языка, где тема: «Однокоренные слова», задача: научится находить однокоренные слова и выделять в них корень.
Сначала проводим фронтальную работу со всем классом по объяснению нового материала, делаем остановку и предлагаем детям, которые усвоили материал подойти к столу, где находятся три стопочки с карточками – заданиями и взять бланки с номером №1.
(На этой карточке предлагается большой по объёму материал + задания повышенного уровня). Взяв карточки с заданиями, обучающиеся пробуют свои силы. Остальные дети в классе вновь прослушивают учебный материал, после чего им тоже предлагается пройти к столу, но уже взять бланки с номером №2.
(На этой карточке предлагается материал меньше по объёму). Если в классе еще остаются дети, которые не усвоили учебный материал, то они прослушивают информацию еще раз и пробуют выполнить задания на бланках с номером №3.
(Здесь присутствует только одно задание для закрепления учебного материала по теме урока). В то время пока дети выполняются задания у учителя есть время пройти по классу и просмотреть как справляются с заданиями все обучающиеся.
К концу урока чаще всего ученики всех групп усваивают материал (таких групп может образоваться от двух до трёх, реже четырёх).
В результате организации образовательного процесса на основе элементов технологии индивидуализации обучения, как показывает опыт:
- базисный минимум усваивают практически все обучающиеся;
- повышение качества образования;
- у учащихся возрастает самооценка;
- школьники начинают верить в свои способности;
- пытаются понимать причины своих успехов и неудач;
- стремятся преодолевать трудности и достигать более высоких результатов.
Обучение в индивидуальном темпе, пожалуй, самая старая форма индивидуализации. До возникновения классно-урочной системы использовалась именно эта форма, да и иначе не могло быть. Когда учитель занимался с каждым учеником, он неизбежно должен был считаться со скоростью его восприятия, мышления, усвоения учебного материала. В настоящее время этот способ представляет собой сравнительно мало используемую форму индивидуализации обучения.
В индивидуальном подходе нуждается каждый без исключения ученик. В связи с этим, мы должны учитывать индивидуальные особенности своих учеников. Приведу несколько простых советов:
1. Старайтесь найти в ребенке то, за что его можно похвалить, а не то, за что поругать.
2. Знайте, что ребенку тогда интересно с вами, когда вам интересно с ним.
3. Давайте каждому ребенку возможность сделать свое маленькое открытие.
4. Если ребенку тяжело, то помогите найти такое задание, которое ему по силам.
5. Не навязывайте ребенку своих форм работы, он должен выбрать их сам.
6. Чем выше уровень эмоционального комфорта, тем больше шансов на успех в учебе.
7. Вместо отметок - главной причины школьных бед (они акцентируют в большей степени провалы в учебе, чем успех) - можно пользоваться баллами, чтобы поставить «зачет - незачет».
8. Помните, что ошибка одного может породить мысль другoго. Не пугайтесь детских ошибок.
9. Не бойтесь сделать вид, что вы что-то не понимаете, этому
всегда можно и нужно найти разумное обоснование.
10. Не бойтесь признаться в том, что сами чего-то не знаете.
11.Не пытайтесь объяснить ребенку то, до чего он может додуматься сам.
12. Вступайте в диалог с детьми только в том случае, если у вас есть разумные аргументы «за» или «против» высказываний детей.
13. Не требуйте от ребенка словесных формулировок и обобщений до того, как он выполнит предметное действие или какое-либо задание. Помните, что неудачи в жизни бывают двух типов - недостаток любви и заниженная самооценка. Чтобы их избежать, ребенок особенно остро нуждается в чувстве собственного достоинства, внимании и уважении со стороны окружающих. Просто любите детей и не бойтесь им показать это.
В заключение отмечу, что введение в образовательный процесс способов и форм индивидуального обучения целесообразно осуществлять комплексно, в рамках всех дисциплин. Именно в случае системной работы команды педагогов, в равной степени разделяющих идею индивидуализации учебного процесса, перед школьником раскрывается истинный смысл учения, он постигает его ценность, назначение и специфику.