Доклад на тему: ?Индивидуальная работа с учащимися с ОВЗ на уроках географии и биологии?.
Подготовил: Панфилова Е.В.
         Необходимость широкого распространения индивидуальной работы школьников сегодня – ФГОС, устанавливающий требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования, один из пунктов которого гласит: ?Условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать для участников образовательных отношений возможность: … индивидуализации процесса образования посредством проектирования и реализации индивидуальных образовательных планов обучающихся, обеспечения их эффективной самостоятельной работы при поддержке педагогических работников и тьюторов; … формирования у обучающихся опыта самостоятельной образовательной, общественной, проектно-исследовательской и художественной деятельности…? 
       Программа развития универсальных учебных действий, в соответствии с ФГОС, должна обеспечивать ?… развитие у обучающихся способности к саморазвитию и самосовершенствованию?, а значит, учащийся должен самостоятельно работать не только по требованию учителя, но и уметь мотивировать себя на самостоятельную индивидуальную работу.
       На?уроках географии?индивидуальную работу можно отнести к практическим и репродуктивным методам обучения. ?Практические методы выделяются по объектам изучения (географическая действительность и ее модели) и предназначены для формирования у школьников умений и навыков, приучения вести свою самостоятельную (индивидуальную) работу, добывать новые знания и усваивать их?
      На своих уроках постоянно  использую индивидуальную работу.
       В своей деятельности стараюсь делать акцент на формирование практических знаний и умений прикладного характера: 
- распознавать и показывать географические и биологические объекты и явления (простое чтение географических карт); 
- определять направления на географических картах и  протяженность географических объектов; 
- обобщать, полученные на основе анализа сведения, высказывать посильные суждения о географических и биологических явлениях  и т.п.
- распознавать биологические объекты, знать их части, функции, применение в практической жизни  и т.п.
         Использую следующие виды индивидуальной работы:
-?тестирование. ?Тесты по определенной теме содержат несколько вариантов (равносильных между собой). Обучающий и корректирующий контроль позволяет выявить типичные ошибки, обнаружить пробелы в знаниях и найти пути преодоления возникающих проблем.
–?географические и биологические задачи. При изучении темы ?Часовые пояса? мы решаем задачи по определению местного и поясного времени в разных пунктах страны, а затем учащиеся получают? аналогичные задачи.
-?географические и природоведческие диктанты.? После изучения большого количества терминов я провожу  диктанты. Раздаю карточки с терминами по 2 вариантам, диктую определения, а ученики должны выбрать правильный ответ. Если ответили правильно на 100-90% - 5 баллов, 90-70% - 4 балла, 70-50%- 3 балла
- практические работы. Практические работы выполняются по плану. Обучающие работы проводятся вместе с учителем, итоговые – самостоятельно, например, с помощью географического атласа.
- проверочные работы.?Цели проверочных работ: оценка знаний, умений и навыков учащихся, ?проверка усвоения определённой большой темы. Материал в проверочной работе распределён в основном по возрастанию степени сложности, что обеспечивает уровневую дифференциацию.
Основные требования к проведению индивидуальной работы:
Индивидуальная работа должна способствовать развитию у учащихся с ОВЗ мыслительной активности и творческой инициативы.
Она должна быть посильна и опираться на ранее полученные знания, умения и навыки, на жизненный опыт учащихся.
При выборе содержания и видов индивидуальной работы необходимо соблюдать последовательность в возрастании трудностей, учитывая индивидуальные особенности классов и отдельных учащихся.
Виды индивидуальной работы нужно разнообразить как по форме, так и по содержанию, они должны вносить в усвоение знаний элемент ?новизны?, заставлять учащихся с ОВЗ подходить к изучаемому с разных сторон.
Каждая индивидуальная работа должна быть проверена и оценена учителем, а затем использована в дальнейшей учебной работе. 
       Таким образом,?индивидуальная работа?учащихся неслучайно выбрана приоритетным направлением в развитии современного образования. Она позволяет не только эффективно проверить ЗУН обучающихся, а еще и способствуют развитию навыков работы с различными источниками информации, позволяет сформировать у школьников интерес к изучаемому предмету, показать возможность практического применения полученных знаний как в научной области, так и в обычной жизни. 
       Поэтому данные работы очень важны при изучении любой науки, в том числе географии и биологии. Несомненно, их эффективность во многом зависит от учителя: его мастерства; желания развиваться, совершенствовать свои уроки и применять разнообразные средства обучения. Не следует понимать индивидуальную работу только как способ проверки знаний, надо организовать ее так, чтобы школьники проявили интерес к изучаемому предмету.