* {font-family: Times New Roman; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;}

Эмоциональное общение ребенка со взрослым – необходимое условие его жизни. Никакой, даже тщательный уход за малышом не может заменить ему общение. Недостаток общения серьезным образом сказывается на развитии ребенка: он растет вялым, его познавательная деятельность и речь отстают от нормальных показателей, возникают трудности в общении с окружающим. Ощущение нужности взрослому, которое может появиться у ребенка только в личностном общении, - необходимое условие для возникновения чувства безопасности, уверенности в себе. Привязанность к взрослому, которая возникает у ребенка в первые месяцы жизни, делает его чрезвычайно восприимчивым к общению. Взрослый, разговаривая с малышом, лаская его, воздействует на все органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание. Ребенок, наблюдая за действиями взрослого, стремится подражать ему. Только установив личностный контакт с ребенком, взрослый может влиять на его развитие. Так как эмоционально-личностное взаимодействие оказывает решающее влияние на формирование всех сторон психики младенца, этот этап общения получает статус ведущей деятельности ребенка первого полугодия.

Своеобразие эмоционального общения заключается в том, что сам ребенок не стремится к общению: оно возникает только по инициативе взрослого. Если, склонившись над ребенком, взрослый улыбается, то и ребенок отвечает улыбкой.

Овладение эмоциональным общением происходит путем подражания. Подражая взрослому, ребенок как бы копирует его мимику, чутко реагирует на каждое новое выражение лица. По мере развития эмоционального общения у ребенка постепенно возникает желание общаться, которое он выражает различными движениями и звуками. Когда ребенок сам начинает проявлять инициативу, задача взрослого состоит в том, чтобы максимально поддерживать его стремление к общению.

Весь познавательный период проходит на фоне активного общения взрослого с ребенком.

На первом этапе формируется «речевой» слух: ребенок вычленяет из общих шумовых факторов звуки человеческой речи. Он замирает при разговоре взрослых, прислушивается. Но для этого необходимо исключить все громкие дополнительные звуки и шумы, в противном случае этот процесс затягивается. Второй этап – подражание, когда взрослый склоняется над ребенком, отчетливо произносит звуки сначала гуления, а затем лепета, вызывая мимическое и голосовое подражание. Третий этап – это формирование слуховой связи между словами, характеризующими определенные действия (кормление, одевание и т.д.) и отчетливое интонирование речи взрослого. Четвертый этап – установление первых смысловых связей между действиями, предметами и словами. На уровне подготовительного периода не только формируется и отрабатывается речевое общение, но и устанавливаются межличностные связи, крайне важные в последующей жизни человека, лежащие в основе его социальной адаптации.

Первый вид ведущей деятельности малыша – эмоциональное общение со взрослым. Систематические словесно-эмоциональные воздействия обогащают детей первого года жизни и значительно благоприятствуют их познавательному развитию на чувственно-ориентировочной основе.

Обучение ребенка речи на первом году жизни ведется преимущественно имитационным методом, осуществляемым приемом опоры на реальные объекты. Содержанием обучения в этот возрастной период является развитие предречевых навыков.

Первое полугодие ребенок общается со взрослым только эмоционально. Взрослый обязан сформировать у него положительно-эмоциональное отношение к окружающим, поддерживать потребность в общении, побуждать вслушиваться в то, что говорит взрослый и поощрять обращение ребенка к взрослому жестами, звуками, а позднее и освоенными словами. Из связной речи взрослого ребенок учится вычленять звуки речи, слова, их грамматические формы. Поэтому этот возраст является важным для развития предречевых навыков и в будущем развития речи.

Постоянно разговаривая с ребенком (во время переодевания, укладывания, купания, кормления, во время игр), взрослый вызывает и развивает у него голосовые реакции: в 3-4 месяца – гортанные звуки, в 5 месяцев – певучие гласные (гуление, свирель), в 5-6 месяцев – слоги (ба, мА, па), т.е. лепет. Гуление, свирель и лепет способствуют развитию артикуляционного аппарата и слухового сосредоточения – предпосылок для формирования речи.

От 5-6 месяцев до 9-10 месяцев у ребенка несколько ослабевают подражательные звуковые реакции, поэтому их следует искусственно стимулировать: поощрять многократное повторение звуков; с помощью музыкальных игрушек и инструментов воспитывать слуховое сосредоточение; добиваться, чтобы ребенок сосредоточенно прислушивался к собственным голосовым реакциям.

От 9-10 месяцев до 1 года необходимо поддерживать и развивать подражание взрослому в произнесении слогов, в произнесении новых сочетаний звуков (иди-иди, ав-ав, ам-ам, дай-дай).

При правильном воспитании к концу первого полугодия жизни ребенок начинает все больше интересоваться не только взрослым, но и окружающими предметами. Знакомство с игрушками, которые предлагает малышу взрослый, постепенно формирует манипулятивные действия, которые становятся ведущей деятельностью во втором полугодии жизни. Этот новый вид деятельности преобразует отношение ребенка со взрослым. Если вы возьмете на руки 10-11-месячного малыша и попытаетесь вести себя с ним так же, как и 4 месяца назад, малыш начнет сопротивляться ласкам, будет привлекать ваше внимание к окружающим предметам. Это свидетельствует о том, что теперь общение с ребенком должно происходить иначе, так как изменилась потребность малыша. Конечно, внимание, ласковые прикосновения по-прежнему необходимы, но теперь они становятся лишь фоном, а на первый план выходят совместные предметные действия. Он хочет играть. Покажите ему, что вы его поняли. Это хороший способ поощрить его в стремлении развиваться. Лучше всего дети развиваются в игре, поэтому такая форма общения наиболее эффективна.

С помощью нехитрых способов взрослый привлекает внимание ребенка к игрушке (предмету), для чего показывает на игрушку (предмет), проделывает с ней те или иные манипуляции, протягивает ребенку, сам погружается в рассматривание игрушки и т.д. При этом взрослый произносит слово, обозначающий предмет, и неоднократно это слово повторяет.

Дети, воспитывающиеся в доме ребенка, максимально нуждаются в общении со взрослым. Общение в этот период должно носить эмоционально-положительный характер. Тем самым у ребенка создается эмоционально-положительный тонус, что служит признаком физического и психического здоровья. Ребенок не может овладеть речью самостоятельно. Только при постоянном внимании к организации речевой деятельности ребенка, можно добиться положительных результатов в развитии речи.