Индивидуальное сопровождение ребенка в ДОУ

с интеллектуальными нарушениями

1. Общие cведения о ребенке:

Воспитанник (ца): Амина С.

Мать: Юлия Владимировна С.

Отец: -.

Дата рождения: 11.05.2018.

Дата поступления в образовательную организацию: 11.10.2021.

2 год обучения.

До поступления в ДОО нигде не обучался.

Заключение ПМПК от 12.05.2022.

Рекомендовано обучение по программе: адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Уровень образования: дошкольный.

Рекомендуется тьюторское сопровождение.

Требуется предоставление услуг ассистента (помощника)

Состояние слуха: слух в пределах нормы.

Состояние зрения: сохранное.

Другие нарушения: Нарушение поведения, проявление агресии и аутоагресии, непонимание обращенной речи.

Психолого-педагогическое обследование проводилось в период с ______________

2 Психолого-педагогическая характеристика

Вступает в кратковременный контакт со взрослым только по его инициативе.

Проявляет интерес к действиям других детей, но не подражает их действиям, во взаимодействие не вступает.

Средства общения отсутствуют. Иногда фиксирует взгляд на говорящем.

Не реагирует на проявление эмоций взрослых и детей.

Преобладающий эмоциональный фон: нестабильный.

Проявляет самоагрессию: кусает.

Демонстрирует неадекватный смех.

Проявляет агрессию по отношению ко взрослым.

Оказывает физическое сопротивление.

Ребенок проявляет активность при кормлении, но ему требуется значительная помощь взрослого.

Одевание и раздевание осуществляется взрослым, ребенок пассивен.

Ребенок проявляет активность при умывании, но ему требуется значительная помощь взрослого.

Демонстрирует потребность изменением поведения, замиранием, но не пытается воспользоваться горшком .

Отказ от игр.

Ведущая рука правая.

Нарушена тонкая моторика обеих рук.

Длительно удерживает предмет.

Умеет согласованно выполнять произвольные действия двумя руками.

Движения рук слабо координированы.

Двигательное развитие соответствует возрасту.

Осуществляет отдельные специфические действия в совместной деятельности со взрослым (рука в руке).

Реагирует на тактильные стимулы (кусочек меха, игрушки с вибрацией и т.д.).

На свет не реагирует.

Прослеживает глазами движение доступного объекта.

Опознает знакомые неподвижные объекты на близком расстоянии.

Реагирует на исчезновение медленно перемещающегося объекта (ищет глазами, продолжает смотреть на экран несколько секунд после исчезновения предмета).

Не различает предметы по величине.

Не различает предметы по форме.

Не узнает ни один цвет.

Реагирует на голос взрослых и детей. Реагирует на бытовые звуки, звучащие игрушки.

Не демонстрирует реакцию на запахи.

Проявляет ориентировочно-поисковую активность: может рассматривать или обследовать руками предложенный предмет, новое помещение или партнера по общению.

Представления об окружающем отсутствуют.

Дочисловые количественные представления отсутствуют.

Не понимает обращенную речь.

Устной речью не владеет.

Манипулирует карандашами, не приступая к рисованию.

При действиях с конструктором перебирает кубики и другие элементы.

Организация образовательной деятельности:

Образовательная область

Направления работы

Форма организации

Форма проведения занятия

Педагоги и специалисты

количество занятий

Социально-коммуникативное развитие

Развитие общения, формирование социальных представлений

Совместная образовательная деятельность в процессе выполнения режимных моментов

Воспитатель

Совместная образовательная деятельность

Учитель-дефектолог

Совместная образовательная деятельность

Педагог-психолог

Совместная образовательная деятельность

Логопед

Совместная образовательная деятельность

Специалист по АФК

Совместная образовательная деятельность

Музыкальный руководитель

Социально-бытовая ориентировка: формирование навыков самообслуживания и бытового труда

Совместная образовательная деятельность в процессе выполнения режимных моментов

Воспитатель

Познавательное развитие

Сенсорное развитие

Непосредственно образовательная деятельность

Групповые занятия Занятия в малой группе Индивидуальные занятия

Учитель-дефектолог

Индивидуальные занятия

Педагог-психолог

Совместная образовательная деятельность

Воспитатель

Ознакомление с окружающим миром

Непосредственно образовательная деятельность

Групповые занятия

Воспитатель

Развитие познавательных действий

Индивидуальные занятия

Педагог-психолог

Совместная образовательная деятельность

Учитель-дефектолог

Формирование элементарных математических представлений

Непосредственно образовательная деятельность

Групповые занятия Занятия в малой группе Индивидуальные занятия

Учитель-дефектолог

Предметная деятельность

Индивидуальные занятия

Учитель-дефектолог

Совместная образовательная деятельность

Педагог-психолог

Речевое развитие

Развитие речи

Непосредственно образовательная деятельность

Групповые занятия Занятия в малой группе Индивидуальные занятия

Учитель-дефектолог

Непосредственно образовательная деятельность

Групповые занятия Занятия в малой группе Индивидуальные занятия

Логопед

Совместная образовательная деятельность

Воспитатель

Физическое развитие

Развитие движений

Непосредственно образовательная деятельность

Групповые занятия Занятия в малой группе Индивидуальные занятия

Специалист по АФК

Совместная образовательная деятельность в процессе выполнения режимных моментов

Воспитатель

Художественно-эстетическое развитие

Изобразительная деятельность (лепка, рисование, аппликация)

Непосредственно образовательная деятельность

Групповые занятия

Воспитатель

Конструктивно-модельная деятельность

Непосредственно образовательная деятельность

Групповые занятия

Воспитатель

Музыкальная деятельность

Непосредственно образовательная деятельность

Групповые занятия Занятия в малой группе Индивидуальные занятия

Музыкальный руководитель

Необходимые дидактические материалы:

– Конструкторы.

– «Почтовый ящик».

– Набор предметов для группировки по цвету, форме и величине.

– Вкладыши по форме и величине.

– Геометрическое и цветовое домино.

– Геометрическое лото.

– Матрешка.

– Пирамидка.

– Счетный материал.

– Разрезные картинки для составления изображения.

– Музыкальные игрушки и инструменты.

– Игрушки и предметы со световыми эффектами.

– Образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности.

– Сенсорные панели.

– Наборы аромобаночек.

– Оборудование для дидактических и сюжетных игр.

– Дидактический материал по темам.

– Краски.

– Пальчиковые краски.

– Крупы.

– Природный материал (каштаны, желуди, шишки).

– Мягкая и плотная бумага.

– Материал для лепки (тесто, пластилин, глина) и рисования.

– Геометрические формы различной величины.

– Объёмные геометрические формы (шар, куб, конус).

– Плоскостные геометрические формы (круг, квадрат, треугольник).

Содержание образовательной деятельности

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Направления работы

Задачи

Содержание работы:

Общение со взрослым

Формирование интереса к ситуативно-деловому контакту со взрослым.

Поддерживать интерес ребенка к взаимодействию с взрослым в процессе эмоционального общения, осуществления режимных моментов, бытовых и игровых ситуациях и совместных предметно-игровых действиях. Стимулировать общение по инициативе ребенка. Формировать навыки социального поведения: попросить предмет, поздороваться, попрощаться, поблагодарить доступным способом (улыбкой, взглядом, жестом, кивком, вокализациями и др.). Создавать ситуации для расширения опыта ситуативно-делового общения со взрослыми. Поощрять попытки ребенка вступать в контакт со взрослым.

Общение со сверстниками

Развитие потребности в общении со сверстниками.

Учить наблюдать за действиями другого ребенка и игрой нескольких сверстников. Учить эмоционально положительно реагировать на сверстника и включаться в совместные действия с ним.

Развитие средств общения

Формирование доступных средств общения (невербальных / вербальных).

Использовать приемы эмоционального заражения в ситуации личностного общения. Создавать ситуации для демонстрации согласованности в настроении и переживании происходящего вокруг ребенком и взрослым. Поддерживать реакции ребенка (плач, кряхтение, крик и т.п.) как средства информирования взрослого о своем физическом и психологическом состоянии. Создавать ситуации для формирования у ребенка чувства предвосхищения.

Эмоциональное развитие

Формирование ответных эмоциональных реакций при контакте с матерью (ухаживающим взрослым) в различных ситуациях (гигиенические процедуры, кормление, общение, подготовка ко сну).

Создавать условия для возникновения у ребенка ощущения психологического комфорта, уверенности и раскрепощенности в новом пространстве. Поддерживать недлительно эмоциональный или зрительный контакт глаза в глаза с близким взрослым. Стимулировать ответы движениями, голосовыми вокализациями, мимикой на воздействие взрослого. Поддерживать изменение поведения и голосовые вокализации как способ информирования о своих физиологических и психологических потребностях. Поддерживать способность выражать свое отношение к появлению близкого человека, изменять поведение и мимику, улыбаться, вокализировать.

Особенности поведения

Терапия проблемного поведения.

Избегать ситуаций, провоцирующих проблемное поведение. Следовать рекомендациям психолога по преодолению проблемного поведения.

Навыки самообслуживания

В процессе одевания и раздевания:

Поддержка собственной активности ребенка в ситуации одевания и раздевания. Мотивировать на активность. Учить снимать куртку, когда всего одна рука в рукаве. Учить снимать незавязанную шапку, незастегнутые ботинки. Перед каждой операцией делать паузу – ожидание активности

В процессе умывания:

Поддержка собственной активности ребенка в ситуации умывания.

Поощрять проявления самостоятельности при умывании

В процессе гигиенических процедур (пользования туалетом):

Формирование умения пользоваться горшком (туалетом).

Высаживать на горшок (унитаз) в соответствии с зафиксированным биологическим ритмом проявления потребности

Игровая деятельность

Формирование интереса к действиям с игрушками и игре

Учить наблюдать за предметно-игровыми действиями взрослого и детей. Формировать положительное эмоциональное отношение к игрушкам

Образовательная область «Физическое развитие»

Задачи

Содержание работы:

Формирование и закрепление умения пользоваться ведущей рукой при выполнении деятельности по самообслуживанию и игре

Создавать ситуации для формирования и закрепления умения пользоваться правой рукой при выполнении деятельности по самообслуживанию и игре

Развитие моторики рук.

Формирование и развитие направленных и содружественных движений рук с целью познания близкого пространства и предметов.

Учить выполнению изолированных движений кистями и пальцами рук.

Развитие координированных движений рук.

Учить выполнять изолированные движения кистью и пальцами рук согласно инструкции, подкреплённой образцом: стучать по столу расслабленной кистью правой (левой) руки; ставить руку на ребро, сгибать пальцы в кулак, выпрямлять, класть руку на ладонь другой руки; фиксировать одной рукой запястье другой, тереть ладони друг о друга; стучать ладонью по столу; соединять концевые фаланги выпрямленных пальцев рук ("домик"); соединять лучезапястные суставы, разгибать кисти, отводить пальцы ("корзиночка") и др. Погладить одной рукой другую от кисти до предплечья, от локтя до плеча. Ощупывать одной рукой кисть другой руки.

Совершенствование двигательных навыков

Упражнения на растяжение и сокращение разных мышечных групп. Упражнения для развития выносливости и профилактики нарушений осанки (тренировка бокового пресса). Правым/левым боком подниматься и спускаться по лестнице приставным шагом держась за перила двумя руками. Подниматься по лестнице, держась одной рукой за перила. Спускаться по лестнице с чередованием ног. Упражнения на развитие силы мышц. Игры на преодоление сопротивления с использованием эластичной ленты. Игры на развитие глубокой чувствительности с использованием утяжеленных мячей, валиков, одеял и др. Упражнения на балансировочной доске с маленьким углом наклона . Упражнения на координацию. Упражнения на равновесие. Чередование упражнений с открытыми и закрытыми глазами. Упражнения на тренировку способности воспринимать позы и направление движений. Ходьба и бег в разных направлениях по инструкции, смена направления по инструкции. Ходьба и бег по направляющей Выполнение цепочки движений: подняться на гимнастическую скамейку, спуститься с нее, пройти наклонившись под дугой, перешагнуть через палку, находящуюся на высоте колена ребенка, проползти под низкой дугой, выпрямиться, дотянуться рукой и ударить по подвешенному мячу. Общеразвивающие упражнения перед зеркалом. Дыхательные упражнения. Упражнения на чередование напряжения и расслабления всего тела или отдельных частей. Упражнения на тренировку умения лежать неподвижно в течение 2-3 минут. Создание ситуаций для формирования умения ребенка объяснять выполняемые движения другому ребенку

Образовательная область «Познавательное развитие»

Направления работы

Задачи:

Содержание работы:

Предметная деятельность

Формирование предметных действий, представлений о функциональном назначении предметов.

Учить действовать с предметом в соответствии с его функциональным назначением.

Тактильное восприятие

Знакомство со свойствами и качествами предметов. Совершенствование навыков обследования предметов с использованием тактильно-двигательной чувствительности.

Развивать навыки обследования предмета: ощупывание, обведение контура. Учить различать на ощупь знакомые предметы (без участия зрения). Учить воспринимать особенности фактуры материала, температурные, структурные различия («гладкий», «мягкий», «пушистый», «холодный», «горячий», «теплый», «колючий», «твердый», «мокрый», «сухой»). Проводить игры на развитие осязания (разнообразные губки, щетки, массажные мячики и др.). Учить опускать руки в емкости с различными крупами (разными для каждой руки), учить искать спрятанные в крупе предметы. Формировать навык направления головы и взгляда в сторону и место возникновения тактильных или вибрационных ощущений при внешнем воздействии на определенную зону тела. Развивать умение ощупывать пальцами предмет, вложенный в руку взрослым, затем самостоятельно захватывать и удерживать. Стимулировать захват предмета рукой с поворотом головы и направлением взгляда в место его расположения (размер предмета должен соответствовать возможностям ребенка).

Величина, форма, цвет

Формирование практической ориентировки на внешний признак предметов, осознание разницы между предметами путем их обследования доступными способами

Формировать понятия «большой», «маленький».Учить различать шар и куб и учитывать форму при работе с дидактическими игрушками при выборе из 2-3-х (игры «Что катится, что не катится», «Найди окошко» – проталкивание различных геометрических форм в прорези коробки). Познакомить со словами «шар», «кубик». Различать объемные формы по подражанию и инструкции «Дай такой».Привлекать внимание к разноцветным предметам и игрушкам. Знакомить с основными цветами и называть их доступным коммуникативным способом. Проводить игровые упражнения на группировку по цвету: «Дай такой же», «Разложи по цвету». «Найди в комнате такой же по цвету» в совместной с педагогом деятельности.

Cлуховое восприятие

Расширение количества узнаваемых бытовых, природных звуков, звучаний музыкальных игрушек.

Формировать условно-двигательную реакцию на звучание музыкальных игрушек (барабан, бубен, гармонь, погремушка, колокольчик и др.). Учить выполнять определенное действие в момент начала звучания игрушки (хлопать, топать и др.) и прекращать действие при завершении звучания (источник звука: барабан, бубен и др.). Учить различать звучание музыкальных инструментов (барабан, гармонь и др.) при выборе из двух. Учить локализовать источник звука доступной громкости, указывая направление жестом или поворотом головы. Учить различать сначала на слухозрительной основе, а потом на слух силу звучания (громко-тихо), высоту (высоко-низко), длительность (долго-кратко), темпа звучания (быстро-медленно), однократные и многократные звучания . Знакомить с природными звуками, звуками транспорта. Учить использовать характерные звуки окружающего пространства для безопасного передвижения.

Развитие речевого слуха: обучение различению и опознаванию знакомого речевого материала

Формировать эмоциональный отклик в виде улыбок и смеха в ответ на звучание знакомых игрушек, потешек, песенок. Учить различать на слухо-зрительной основе в ходе фронтальных занятий педагога и воспитателей имена детей группы и педагогов, побуждения типа «встань, сядь, иди, прыгай, беги и др.», поручения со словами «дай, возьми, убери и др.». Учить различать на слухо-зрительной основе и только на слух и воспроизводить (с опорой на игрушки, картинки) знакомые слова, фразы. Учить опознавать знакомые слова, словосочетания и фразы (без наглядной опоры).

Мышление

Развитие наглядно-действенного мышления. Формирование представлений о вспомогательных средствах и предметах-орудиях фиксированного назначения

Развивать познавательный интерес. Учить первичным способам усвоения общественного опыта (совместные действия ребенка со взрослым в предметной и предметно-игровой ситуации, подражание действиям взрослого). Учить пользоваться вспомогательными средствами для решения практических задач (забивать колышки молоточком в отверстия верстачка, использовать палки, крючки и др.). Формировать целенаправленные предметно-орудийные действия в процессе выполнения практического и игрового задания. Поощрять проявление ориентировочно-поисковой активности: предлагать заинтересовавший предмет для обследования, обследовать окружающую обстановку и др. Учить группировать предметы по заданному признаку (цвету, форме, величине).

Представления об окружающием мире

Формирование представлений о окружающем мире.

Знакомить с предметами ежедневного обихода, их назначением в практической деятельности.

Элементарные математические представления

Формирование дочисловых количественных представлений.

Формировать интерес ребенка к занятиям в игровой форме. Создавать игровые ситуации для необходимости перебора предметов по одному. Формировать умение выбирать из двух предметов парный к предмету, предложенному педагогом. Подбирать одинаковый предмет к образцу. Находить и показывать доступным способом среди нескольких контрастных предметов такой, как в руках у педагога.

Возможности зрительного восприятие

Обучение использованию зрительных возможностей для ориентировки в окружающем пространстве.

Учить в играх находить знакомые предметы в комнате по инструкции, предъявленной в доступной форме. Знакомить с предметами окружающей обстановки: привлекать внимание, рассматривать, обозначать доступным коммуникативным способом. Учить прослеживать в разных направлениях за медленно передвигающимися доступными для восприятия предметами и игрушками. Проводить игры и упражнения на развитие зрительного восприятия и внимания.

Образовательная область «Речевое развитие»

Направления работы

Задачи:

Содержание работы:

Импрессивная речь (понимание речи)

Формирование предпосылок к развитию речи

Привлекать внимание ребенка к речи, к лицу говорящего. Учить смотреть на взрослого, подражать предметным и речевым действиям. Учить реагировать на собственное имя (указывать на себя), предъявляемое в устной и письменной форме. Учить понимать и выполнять простые устно-жестовые инструкции.

Экспрессивная речь (активная устная речь)

Вызывание гласных и согласных звуков по подражанию взрослому.

Поощрять речевую активность ребенка. Стимулировать развитие лепета. Формировать тактильно-вибрационное восприятие голоса другого человека. Учить выполнять артикуляционные упражнения по подражанию взрослому. Учить подражать предметным и речевым действиям педагога: артикулировать, воспроизводить звукоподражания, усеченные и полные слова в процессе обыгрывания игрушек, действий с предметами, дидактических игр. Активизировать и поддерживать воспроизведение речевых звуков в момент контакта ребенка с близким взрослым, при выполнении артикуляционной гимнастики и действий с игрушками.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Вид деятельности

Задачи

Содержание

Музыкальное воспитание

Привлечение внимания к различным музкальным ритмам и силе звука, их связи с эмоциональным состоянием и поведением взрослого. Обучение движению согласно ритму и настроению мелодии.

Формировать эмоциональный отклик в виде улыбок и смеха в ответ на звучание знакомых игрушек, потешек, песенок Учить согласовывать движения с характером мелодии, музыкальным ритмом Знакомить с различными музыкальными ритмами и силой звука (быстро/медленно, тихо/громко), их связью с эмоциональным состоянием.

Рисование

Формирование умения узнавать плоскостное изображение предмета и сравнивать его с реальным объектом.

Проводить линии на листе бумаги (карандашом, кистью, пальцем или тряпкой с краской) в совместной с педагогом деятельности в ситуации эмоционального заражения

Обучение социально приемлемому использованию карандаша и кисти.

Учить обследовать (рассматривать) предмет перед рисованием, выделяя его основные части. Учить выделять контур, форму, величину, цвет, взаимосвязь элементов в пространстве.

Формирование умения правильно захватывать карандашкисть и удерживать при рисовании.

Учить соотносить рисунок с изображенным предметом;

Формирование простых графических навыков: рисования прямых, замкнутых линий, черкания.

Учить проводить прямые, закругленные и прерывистые линии;

Конструирование

Знакомство с различными типами конструкторов и техникой их использования, способом соединения деталей. Формирование умения узнавать объекты, выполненные с помощью деталей конструктора, и сравнивать их с реальными объектами, называть основные элементы доступным коммуникативным способом. Формирование умения выполнять постройку из 1-3 деталей по образцу.

Вызывать у детей желание играть со строительными материалами. На глазах у них создавать несложные конструкции с целью незамедлительного игрового использования (мебель для куклы, мишки, гараж и ворота для машины, загородки для животных, домики для кукол и т.п.). Выполнять простейшие постройки в совместной с педагогом деятельности в ситуации эмоционального заражения.

Программа сотрудничества с семьей

Ознакомление родителей с особенностями развития ребенка, с результатами первичной, промежуточной и итоговой диагностики

Родительские собрания Индивидуальные беседы

В течение года Учитель-дефектолог, Педагог-психолог, Учитель-логопед, Музыкальный руководитель, Специалист по АФК

Проведение консультаций по реализации ИПКР

Консультирование родителей по вопросам обучения ребенка в домашних условиях, рекомендации по выбору единых подходов и приемов работы; родительские собрания посещение родителями занятий; домашнее визитирование

В течение года Учитель-дефектолог, Педагог-психолог, Учитель-логопед, Музыкальный руководитель, Специалист по АФК

Организация участия родителей в мероприятиях группы

Организация совместных праздников и досугов

В течение года Учитель-дефектолог, Педагог-психолог, Учитель-логопед, Музыкальный руководитель, Специалист по АФК

Создание условий для социализации детей в обществе, расширение границ образовательного пространства

Организация прогулок, экскурсий

В течение года Учитель-дефектолог, Педагог-психолог, Учитель-логопед, Музыкальный руководитель, Специалист по АФК

Вовлечение родителей в совместную коррекционно-­развивающую деятельность с детьми

Открытые занятия Родительские собрания Индивидуальные консультации Вечер вопросов и ответов Выполнение совместных поручений с детьми. Обучение родителей приемам творческой деятельности с детьми (рисование, аппликация, лепка, конструирование, поделки из природного и бросового материала и др.)

В течение года Учитель-дефектолог, Педагог-психолог, Учитель-логопед, Музыкальный руководитель, Специалист по АФК

Средства мониторинга и оценки динамики

Индивидуальный профиль

Освоение образовательных областей

Оценка родителями

Оценка воспитателями

Оценка специалистами коррекционного профиля

Общая оценка

Период

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

ОО "Социально-коммуникативное развитие"

ОО "Физическое развитие"

ОО "Познавательное развитие"

ОО "Речевое развитие"

ОО "Художественно-эстетическое развитие"