Индивидуальный образовательный маршрут.
Социально экономические изменения, происходящие в стране, развитие национальной системы образования в направлении демократизации и гуманизации ,объясняют необходимость поиска путей совершенствования подходов к организации ,содержанию педагогической работы с детьми.Изменение подходов к образованию детей направлено на формирование и развитие социально-активной личности ,обладающей навыками социально адаптивного поведения.Одним из путей реализации этой задачи явяется инклюзивное образование,которое обеспечивает равные права,доступность,возможность выбора подходящего индивидуального оьразовательного маршрута для любого ребёнка вне зависимости от его физических и других возможностей.
Индивидуальный образовательный маршрут определяется учёными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, как система конкретных совместных действий администрации, основных педагогов, родителей в процессе включения ребёнка в образовательный процесс.
Индивидуально-образовательный маршрут в современном образовании одновременно и определённое и чрезвычайно высокое понятие, возникнувшее как результат практической деятельности образовательных учреждений, ориентированных на принципы обеспечения индивидуальных запросов, обучающихся в образовательных процессах.
В исследовании И.А.Галацковой определены и охарактеризованы четыре вида вариативных образовательных маршрута:
1) с опережающими темпами развития
2) с ослабленным здоровьем
(соматическая ослабленность, повышенная утомляемость, сниженная работоспособность)
3) с низкой учебной мотивацией
4) одарённых детей со специальными способностями (повышенная эмоциональность, недостаточный уровень само регуляции, трудности в общении)
При проектировании индивидуального образовательного маршрута педагоги ориентируются на образовательные потребности, индивидуальные возможности и потребности воспитанника.Маршрут создаётся с целью максимальной реализации образовательных и социальных потребностей детей.
При разработке индивидуального образовательного образовательного маршрута специалисты руководствуются рядом принципов (Т.В.Волосовец, Т.Н.Гусева, Л.М.Шипицина и др.):
- принцип опоры на обучаемость ребёнка, принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития.Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний как базовой характеристики, определяющей проектирование индивидуального образовательного маршрута.
- принцип соблюдения интересов ребёнка. Л.М.Шипицина называет его «на стороне ребёнка». Специалист системы сопровождения призван решить проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребёнка.
- принцип отказа от усреднённого нормирования, т.е. избегания прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребёнка.
- принцип тесного взаимодействия и согласованности работы специалистов в процессе реализации индивидуального образовательного маршрута.
- принцип непрерывности, когда ребёнку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы.Специалист прекратит поддержку только тогда, когда проблема будет решена или подход к решению будет очевиден.
- принцип мультидисциплинарности.Эффективность помощи ребёнку зависит от кооперации действий различных специалистов, владеющих различным предметным, профессиональным видением тех или иных аспектов индивидуального развития ребёнка.
В индивидуальном образовательном маршруте определяется специфическое для данного ребёнка соотношение форм и видов деятельности, индивидуализированный объём и глубина содержания, специфические психолого-педагогические технологии, учебно-методические материалы.
Материалы представлены в таблице № 1,2,3.
Индивидуальный образовательный маршрут
Образовательная область «Музыка»
Фамилия, имя ребенка ____________________________________________
Группа__________________подготовительная________________________
Цель маршрута: Развитие музыкальности на основе оценки индивидуальных качеств личности дошкольника
Задача: Раскрыть максимальный потенциал личности ребенка
Периодичность занятий: _________________________________________________
Длительность: __________________________________________________________
Результат мониторинга
Виды музыкальной деятельности
П р о б л е м а
Р е ш е н и е
н.г.
к.г.
н.г.
к.г.
1. Слушание музыки
1. Слабый интерес к слушанию музыкальных произведений
2. Затрудняется в определении характера и образа музыкального произведения
3. Ограниченный словарный запас
4. Затрудняется в определении жанра музыки
1. Использование ИКТ, художественных иллюстраций, художественного слова
2. Музыкально-дидактические игры на определение характера музыки, развитие эмоций
3. Пополнение словарного запаса, чтение стихов, рассказов, сказок
4. Музыкально-дидактические игры на развитие музыкальной памяти
2. Пение
1. Не правильно передает мелодический рисунок песни
2. Слабый артикуляционный аппарат
3. Неправильно пользуется дыханием
4. Недостаточно развито чувство ансамбля
1. Упражнения на развитие слуха и голоса
2. Артикуляционная гимнастика, упражнения для языка
3. Дыхательная гимнастика
4. Пение в ансамбле, упражнения на коммуникацию.
3. Движение под музыку
1. Недостаточно развито чувство ритма
2Слабое слуховое восприятие музыки
3. Не согласованность движений с музыкой
4. Низкий уровень передачи в движениях эмоционального уровня
1. Упражнения на развитие чувства ритма.
2. Музыкально-дидактические игры
3. Развивающая предметно-пространственная среда, игры с предметами
4. Пластические этюды, танцевальное творчество
4. Игра на детских музыкальных инструментах
1. Не владеет навыками игры на д.м.и.
2. Не достаточно развито чувство ритма
3. Слабо проявляет интерес к музицированию
4. Затрудняется играть в ансамбле
1. Игры-упражнения
2. Муз-дид.игры на развитие чувства ритма
3. Просмотр презентаций с использованием ИКТ
4. Развитие коммуникативных качеств через игры, упражнения с музыкальными инструментами
Таблица 1
Индивидуальный образовательный маршрут для одаренных детей
Образовательная область «Музыка»
Фамилия, имя ребенка __________________________________________________
Группа________________________________________________________________
Цель маршрута: Развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности воспитанника, удовлетворение потребности самовыражения
Задача: Амплификация развития (максимально обогатить личностное развитие воспитанника на основе широкого развертывания разнообразных видов деятельности)
Периодичность занятий: _________________________________________________
Длительность: __________________________________________________________
Результат мониторинга
Виды музыкальной деятельности
П р о б л е м а
Р е ш е н и е
Р е к о м е н д а ц и и
н.г.
к.г.
н.г.
к.г.
Взаимодействие специалистов и воспитателей групп; консультации с детским психологом; индивидуальные беседы с родителями
Посещение музыкальной школы
Посещение танцевально-хореографического кружка
Посещение театрализованной студии
Посещение вокальной студии
1. Слушание музыки
Не умеет сдерживать эмоции, не способен к волевым усилиям, не может следовать социальным нормам и правилам поведения
2. Пение
Отсутствует самоконтроль во время пения
3. Движение под музыку
Не умеет договариваться, учитывать интересы и чувства других детей, сопереживать неудачам и радоваться их успехам
4. Элементарное музицирование
Не умеет подчиняться правилам и социальным нормам
Таблица 2
Индивидуальный образовательный маршрут
Образовательная область «Музыка»
Фамилия, имя ребенка _________________________________________________
Группа_______________старшая_________________________________________
Цель маршрута: Развитие музыкальности на основе оценки индивидуальных качеств личности дошкольника
Задача: Раскрыть максимальный потенциал личности ребенка
Периодичность занятий: _________________________________________________
Длительность: __________________________________________________________
Результат мониторинга
Виды музыкальной деятельности
П р о б л е м а
Р е ш е н и е
н.г.
к.г.
н.г.
к.г.
1. Восприятие музыки
1. Не сформирован навык культуры слушания музыки, музыкальная память
2. Не развито умение чувствовать характер музыки, высказывать свои впечатления о прослушанном
3. Не сформировано умение замечать средства музыкальной выразительности (тихо, громко, медленно, быстро)
4. Не развита способность различать звуки по высоте
1. Использование ИКТ, художественных иллюстраций, художественного слова
2. Пополнение словарного запаса, чтение стихов, рассказов, сказок
3. Музыкально-дидактические игры на определение динамики, темпа, ритма, диатонического слуха
4. Музыкально-дидактические игры на развитие звуковысотного слуха
2. Пение
1. Не сформирован навык выразительного пения
2. Не четко произносит слова
3. Неправильно пользуется дыханием
4. Не развит навык сольного пения без инструментального сопровождения
1. Музыкально-дидактические игры на определение настроения
2. Артикул. гимнастика, упражнения для языка
3. Дыхательная гимнастика
4. Упражнения на развитие слуха и голоса
3. Движение под музыку
1. Выполняет движения не ритмично
2. Не умеет самостоятельно менять движения в соответствии с музыкальными фразами
3. Не ориентируется в пространстве, затрудняется выполнять перестроения
1. Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма.
2. Музыкально-ритмические упражнения,
3. Игры на развитие ориентировки в пространстве
4. Игра на детских музыкальных инструментах
1. Не владеет навыками игры на д.м.и.
2. Не сформировано умение игры в ансамбле
1. Игры-упражнения
2. Развитие коммуникативных качеств через игры, упражнения с музыкальными инструментами
Таблица 3
Метод наблюдения. Чаще других музыкальный руководитель пользуется методом наблюдения потому, что он даёт больше необходимой информации о поведении детей. Методом наблюдения пользуются, чтобы понять, как ведут себя дети в различных ситуациях, например, на музыкальном занятии, как реагируют на музыку, этот метод лучше других помогает педагогу наладить связь с детьми и проработать сложные педагогические ситуации.
Диагностическая ситуация. Такие ситуации музыкальный руководитель создаёт сам, например, проигрывает музыкальные фрагменты знакомых песен на фортепьяно, а дети их называют. Также дошкольники определяют характер музыкального отрывка и передают его через танец. Диагностические ситуации – ситуация выбора, игровая и проблемная ситуации позволяют педагогу лучше ориентироваться в ментальных возможностях и интересах дошкольников.
Беседа и опрос. Кроме метода наблюдения и диагностических ситуаций, педагог проводит с детьми беседы. Во время разговора легче определить мотивы детей, уровень их знаний, интересы и предпочтения.
- Умение проводить самооценку своей профессиональной деятельности и корректировать её на основе результатов.