* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .header {margin-bottom: 0pt;} .footer {margin-bottom: 0pt;} .Balloon Text {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;}

«Волшебная пуговица»

Информационно-практико-ориентированный проект

Воспитатель Карапузова Т. Г.

«Пуговица – тот свидетель,

которому всегда есть что

сказать об ушедшей эпохе…»

Ребенок по своей природе является исследователем мира, в который он пришел его первооткрывателем. Как же интересно познавать окружающий мир, всю его красоту и своеобразие. И задача воспитателя – помочь детям исследовать предметный мир.

Основная задача проекта – заинтересовать детей удивительным, многообразным рукотворным миром, расширить представление о целесообразности создания человеком предмета (в частности, пуговицы) для удовлетворения собственных потребностей, показать, как один и тот же предмет изменялся в зависимости от потребности в нём людей.

Такой ретроспективный подход интересен не только сам по себе, но и важен для развития перспективного взгляда ребенка на окружающие предметы. Показывая ребенку, как человек изменял предметы, делал их более удобными и полезными, мы открываем перед ним перспективу – как ещё можно изменить предмет, сделать его красивее и полезнее. Это позволит детям увидеть, как обогащается функция предмета, какова роль взрослых в этом процессе, а также включиться в творческую преобразующую деятельность, направленную на расширение функциональных возможностей предмета.

У детей старшего дошкольного возраста познавательная активность очень высока, поэтому в нашем проекте дети являются не пассивными слушателями и исполнителями, а полноправными участниками.

Вместе с детьми и их родителями мы отправились в прошлое и настоящее пуговицы. Реализация плана действий в проекте потребовала от детей умения устанавливать причинно-следственные связи между предметом и его назначением. Ребята ищут и сортируют пуговицы, самостоятельно пришивают пуговицы к ткани, составляя коллекцию.

Наш проект вызвал живой интерес как у детей, так и у их родителей. Они с удовольствием погружались в истории о прошлом пуговиц, проявили необыкновенное творчество и фантазию в процессе создания экспонатов из пуговиц для мини-музея.

И теперь, по завершению проекта, хочется перефразировать замечательное высказывание Л. Н. Толстого «Знание только тогда знание, когда оно обретено усилием своей мысли и своих действий, а не памятью».

Тип проекта

По ведущему методу – информационно-практико-ориентированный.

По содержанию – «Ребенок и рукотворный мир».

По характеру участия ребенка в проекте ребенок – участник проекта от зарождения идеи до получения результата.

По характеру контактов внутри одной возрастной группы (6 – 7 лет).

По количеству участников фронтальный (10 человек).

По длительности средней продолжительности (октябрь – декабрь).

Цель – создание мини-музея «Волшебная пуговица».

Проблема: «Откуда появилась пуговица?»

Задачи:

Развитие у детей

познавательного интереса к истории предмета, к музейному искусству.

Создание условий, раскрывающих интеллектуальный и творческий потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов.

Прогнозируемый результат:

Расширение кругозора дошкольников, формирование представления о мини-музеях.

Формирование умений самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.

Повышение самооценки детей.

Активизация позиции родителей, как участников педагогического процесса детского сада.

Место проведения – групповое помещение детского сада.

Содержание практической деятельности по реализации проекта

Подготовительный этап

Рождение проблемы.

Дети находят старинную шкатулку с пуговицами в бабушкином сундуке. Рассматривают оловянную пуговицу. Возникают вопросы:

- Как раньше люди обходились без пуговиц?

- Как и где появились первые пуговицы? Как они выглядели?

- Из каких материалов изготавливают современные пуговицы?

Современное решение детей и педагогов: используя всевозможные источники, найти ответы на поставленные вопросы. (Приложение № 1)

Поиск способов решения проблемы

Дети садятся в круг вместе с воспитателем. Воспитатель предлагает детям подумать:

- Откуда можно узнать информацию о пуговицах?

- Каким образом добыть эту информацию?

- Кто нам может в этом помочь? Кого привлечь к поиску информации?

- Что нам делать с полученной информацией?

Дети предлагают свои способы решения проблемы, воспитатель их корректирует.

Составление плана действий (совместно с детьми)

Посетить библиотеку

с целью сбора информации об истории возникновения пуговиц.

Поискать информацию о пуговицах в Интернете.

Принести пуговицы, имеющиеся дома, для рассматривания в группе.

Поискать пуговицы прошлых лет (веков) у бабушек (прабабушек).

Привлечь к поиску материалов родителей, родственников, знакомых.

Изучить, рассмотреть найденный материал, распределить пуговицы по дизайну, цвету, материалу.

Составить коллекции металлических пуговиц, деревянных, пластмассовых.

Рассмотреть поделки из пуговиц в иллюстрациях.

Изготовить дома вместе с родителями интересную поделку, композицию с помощью пуговиц.

Подобрать пословицы и поговорки о пуговицах.

Создать мини-музей пуговиц.

II. Технологический этап (реализация плана)

Сбор информации

Чтобы работа была более продуктивной, решили разделиться на группы:

- 1-я группа (4 человека) вместе с родителями посетят библиотеку;

- 2-я группа детей (3 человека) займётся поисками информации в сети Интернет (с помощью родителей);

- 3-я группа (3 человека), подключив к работе родственников, попробует найти пословицы и поговорки о пуговицах.

Все дети и привлекаемые к работе взрослые начинают поиски интересных пуговиц.

Через неделю каждая группа должна предоставить отчет о проделанной работе.

Творческая обработка информации и предметного материала

Для реализации проекта было разработано перспективное планирование, составленное на основе программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (см. таблицу).

Поставленная проблема путем ее интеграции в образовательной области программы была успешно решена, а вместе с ней достигнута цель данного проекта – создание мини-музея.

III. Заключительный этап.

Подведение итогов

Дети садятся в круг вместе с воспитателем. На обсуждение выносятся вопросы:

- Какие трудности в процессе работы над проектом испытывали ребята?

- Что не получилось? Почему?

- По мнению ребят, кто был самым активным участником?

- Какой вид работы был самым интересным для каждого ребенка?

Образовательная область

Содержание работы

Сроки

Познавательное развитие

Тема «Откуда появилась пуговица?» (Приложение №2)

Тема «Пуговицы – носители информации» (Приложение №3)

Октябрь

Октябрь

Познавательное развитие

Дидактическая игра «Распределение пуговицы на группы» (по цвету, форме, величине, материалу) (Приложение №4)

Октябрь

Художественно-эстетическое развитие

Чтение рассказа Г. П. Шалаева «Потерянная пуговица» (Приложение №5)

Октябрь

Социально-коммуникативное развитие

Творческое рассказывание «Бабушкина пуговица»(Пиложение №6)

Ноябрь

Познавательное развитие. Конструктивно-модельная деятельность

Конструирование «Пуговичные фантазии» (Приложение №7)

Ноябрь

Познавательное развитие

Экскурсия в мини-музей группы (Приложение № 8)

Ноябрь

Познавательное развитие. Конструктивно-модельная деятельность.

Дидактическая игра «Выложите из пуговиц картину» (Приложение №9)

Ноябрь

Художественно-эстетическое развитие

Выставка детских рисунков «Пуговица будущего» (домашнее задание)

(Приложение № 10)

Ноябрь

Познавательное развитие. Конструктивно-модельная деятельность

«Музейная мастерская»

(совместные работы детей и родителей) (Приложение № 11)

Декабрь

Речевое развитие

Рассказ из личного опыта «Как я научился застегивать пуговицы?» (Приложение №12)

Декабрь

Художественно-эстетическое развитие

Аппликация из пуговиц «Открытка для Деда Мороза» (Приложение №13)

Декабрь

Познавательное развитие.

Оформление мини-музея «Волшебная пуговица»

Декабрь

Постановка новой проблемы

Воспитатель подводит итог проделанной работы, благодарит всех участников проектной деятельности и предлагает ребятам подумать над вопросом: «Как можно использовать этот мини-музей (информацию, собранную ребятами и взрослыми; экспонаты, изготовленные их же руками) в образовательной и игровой деятельности, т. е. в жизни группы?»

Презентация мини-музея.

За круглым столом вместе с ребятами было решено пригласить на презентацию ребят из другой группы (обмен экскурсиями). Нарисовали пригласительные билеты, экскурсоводом вызвался быть Саша Р., самый активный участник работы над проектом. Он кратко рассказал, откуда появилась пуговица, показал экспонаты и представил их авторов.

Литература:

Дыбина О. В. Рукотворный мир. – М., 2001.

Дыбина О. В. Что было до…: Игры-путешествия в прошлое предметов. – М., 2001.

Киселева Л. С., Данилина Т. А. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Пособие для руководителей и практических работников ДОУ.- М., 2011.

Музей в детском саду/ Под ред. Н. В. Микляевой, Н. Ф. Лагутиной. – М., 2011.

Примерная общеобразовательная программа дошкольного воспитания «От рождения до школы»/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. с. Комаровой, М. А. васильевой, 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.

Рыжова Н. А. и др. Мини-музей в детском саду. – М., 2008.

Приложение №1.

Конспект НОД на тему «Бабушкин сундук»

Задачи:

Познакомить детей с понятием «музей».

Развивать логическое мышление, образное восприятие истории, нашего прошлого, интерес к старинным предметам быта.

Воспитывать уважение к нашим предкам, их труду и быту, к народным ценностям.

Оборудование: старинный сундук, в котором лежат одежда, рушник, скатерти, шкатулка с пуговицами, изображение избы ХIХ века.

Ход НОД

Вводное слово воспитателя. Введение игрового момента.

ВОСПИТАТЕЛЬ:

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим… (В. Шефнер)

У меня на столе бабушкин сундук. Что вы можете о нём сказать?

ДЕТИ: Он старый, древний, потёртый, таинственный…

ВОСПИТАТЕЛЬ: Он действительно старинный и когда-то был очень красивым. А вы хотите узнать, что в нём хранится? Тогда нам придётся заглянуть в историю…

Беседа

ВОСПИТАТЕЛЬ: Честь и хвала нашим бабушкам! Именно они донесли до нас культурное наследие предков, бережно сохранили в сундуках одежду, предметы быта. Многие из таких предметов сейчас хранятся в музеях. А вы знаете, что такое музей? (ответы детей)

ВОСПИТАТЕЛЬ: Музей – это место, где хранятся старинные вещи. Чтобы мы с вами могли точно представить себе, что означает это слово. Перенесёмся мысленно в ХIХ век. (Демонстрирует изображение избы ХIХ века). Раньше дом назывался избой. В ней обычно было две комнаты – задняя и передняя. В передней находился красный угол избы. А что в нём?

ДЕТИ: Большой красивый сундук.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Как вы думаете, для чего предназначался сундук?

ДЕТИ: В нём хранили одежду.

ВОСПИТАТЕЛЬ: И не только одежду. Давайте заглянем в бабушкин сундук… Сколько в нём одежды: рубахи, сарафан! А еще рушник, скатерти…

3.Рассматривание предметов

Дети рассматривают предметы (по очереди), высказывая предположения о том, кто мог носить эту одежду, для чего предназначались рушники, скатерти, кто их вышивал…

Нахождение старинной шкатулки

ВОСПИТАТЕЛЬ: Что это такое? (Показывает маленькую шкатулку). Какая красивая шкатулка! Что в ней можно хранить? (ответы детей)

ВОСПИТАТЕЛЬ: Давайте посмотрим, что хранила бабушка в этой шкатулке.

Воспитатель открывает шкатулку и показывает детям пуговицы. Они перебирают их, рассматривают.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Как вы думаете, из чего сделана вот эта пуговица? Этой пуговице много лет, она сделана из олова. Наверное, когда-то она украшала старинный камзол или жакет. Сейчас такие пуговицы не делают и не продают…

А вы знаете, для чего нужны пуговицы? Правильно, пуговицы – необходимая часть одежды. Посмотрите на свою одежду, на одежду товарищей, вы обязательно увидите пуговицы…

Итог

ВОСПИТАТЕЛЬ: Было время, когда пуговиц не было. Как же люди обходились без них? Когда и где появились первые пуговицы? Как они выглядели, из чего были сделаны? Интересные вопросы! А хотели бы вы узнать ответы на эти вопросы и ещё много интересного о пуговицах? (Дети соглашаются). Тогда подумайте, где можно найти эту информацию, кто нам может помочь в поисках. А позже мы соберёмся, всё обсудим и составим план действий.

Приложение №2.

Конспект НОД на тему «Откуда появилась пуговица?»

Задачи:

Систематизировать материал об истории возникновения пуговицы, собранный детьми из разных источников.

Развивать монологическую и диалогическую речь детей

, умение выражать свои мысли.

Воспитывать чувство товарищества, уважения друг к другу.

Оборудование: книги о пуговицах, взятые из библиотеки и принесённые детьми; найденные дома пуговицы; изображения украшений из пуговиц.

Ход НОД

Вводная часть.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, сегодня вы расскажете о результатах своих поисков. Кто помогал вам? Что интересного вы узнали о истории пуговицы? Давайте послушаем друг друга, рассмотрим принесённые вами пуговицы и, может быть, найдём ответ на вопрос «Откуда появилась пуговица?»

Рассказы детей о поисковой деятельности

Саша Р. Рассказал, что информацию о пуговице они с мамой нашли в Интернете. Оказывается, раньше пуговиц совсем не было, древние люди носили шкуры животных, а скрепляли их косточками или палочками…

Соня А. узнала из рассказа папы: когда не было пуговиц, одежду зашнуровывали, словно ботинки, завязывали верёвочками…

Полина С. ходила с мамой в библиотеку. В книге на картинке она видела разные красивые пуговицы. Мама прочитала, что богатые люди носили золотые и серебряные пуговицы – так они украшали свою одежду. А бедные люди носили оловянные пуговицы или использовали палочки…

Кириллу И. бабушка рассказала, что есть люди, которые ищут старинные предметы, они нашли пуговицы, сделанные из камня. А в Индии делали пуговицы из ракушек. ..

Вика К. с мамой нашли журнал, в котором изображены украшения из пуговиц – бусы, браслеты, серьги…

Рассматривание пуговиц, собранных детьми, и картинок с изображением пуговиц, украшений

Обобщающий рассказ воспитателя

ВОСПИТАТЕЛЬ: Молодцы, ребята! Вы вместе с родителями собрали очень интересный материал о пуговицах. Действительно, когда-то пуговиц не было… Древние люди вместо пуговиц соединяли куски своей одежды шипами от растений, косточками животных и палками. Первые застёжки, напоминавшие пуговицы, появились примерно в III тысячелетии до н.э. На раскопках в долине Инда археологами найдена самая настоящая пуговица с двумя дырочками для пришивания. В IV веке до н.э. пуговицами скрепляли свои хитоны (одежды) греческие воины, а потом ими стали пользоваться и римляне – видимо, пуговицы были надёжнее булавок. В России пуговицы известны с VI века, но, как отметила Полина, их не всегда использовали для застёжки. Пуговицы служили и украшением костюма. Из чего же были сделаны пуговицы? Богатые люди делали пуговицы из золота, серебра, хрусталя, а бедные – их олова, дерева.

А из чего сделаны современные пуговицы?

ДЕТИ: Из металла, пластмассы.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Как вы думаете, из стекла делают пуговицы? Почему? (Ответы детей)

ВОСПИТАТЕЛЬ: После войны не хватало сырья для производства пуговиц, поэтому пуговицы делали из лобового стекла списанных истребителей, а также из размягченных на огне патефонных пластинок. И до начала 80-х годов ХХ века стеклянные пуговицы украшали женскую одежду наравне с пластмассовыми. И только с повсеместным распространением бытовыз стиральных машин, портящих и ломающих хрупкое стекло, из перстали производить.

5.Итог

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, весь материал, принесённый вами, остаётся в группе, ведь мы решили создать музей пуговиц. Кстати, очень многие люди коллекционируют пуговицы. В Польше есть музей пуговиц. Наш музей будет небольшой, это будет мини-музей для нас и для других детей детсткого сада. У любого музея есть название. Подумайте, как мы назовём мини-музей.

Приложение №3.

Конспект НОД на тему «Пуговицы – носители информации»

Задачи:

Познакомить детей с разными функциями пуговиц: информативной, утилитарной, декоративно-эстетической, магической.

Расширить кругозор детей.

Развить интерес к прошлому и настоящему предметов, желание узнать новое.

Воспитывать бережное отношение к наследию предков.

Оборудование: пуговицы, картинки с изображением пуговиц, выполняющих различные функции.

Ход НОД

Вводная часть

ВОСПИТАТЕЛЬ: «Покажи мне свои пуговицы, и я скажу, кто ты» - так можно было бы перефразировать известную пословицу. Эта маленькая деталь костюма скажет о его хозяине не меньше, чем обувь или сумка. Сегодня вы узнаете о том, какую информацию несёт в себе пуговица и какие функции она еще может выполнять.

Беседа

ВОСПИТАТЕЛЬ: Как вы думаете, ребята, какую основную функцию выполняет пуговица? Правильно, оно является застёжкой на одежде. И это её функция, но не единственная.

На прошлом занятии и Полина и Вика рассказали о том, что пуговицы служили украшением одежды. В Средневековье, когда европейцы научились шить и носить одежду, скроенную по фигуре, без пуговиц они больше обойтись не могли. Эти маленькие кругляшки с дырочками были важным опознавательным знаком, когда наряд дамы могли украшать больше сотни мелких пуговок из камня, металла или стекла, и выглядели как бусы. По ним можно было оценить не только вкус хозяйки, но и узнать её происхождение, где она живёт, бедна она или богата. Много информации могли дать пуговицы с гербами и символами рода войск на мундирах чиновников или военных. А царя узнавали по количеству пуговиц: у Ивана Грозного на одном таком кафтане было 48 золотых пуговиц, на другом – 68. В старину пуговицы были не просто дороги, они были драгоценны, их передавали по наследству. Некоторые пуговицы могли быть во много раз дороже шубы.

В прошлом пуговица выполняла ещё одну функцию – магическую. Она служила важным амулетом, который должен был отпугивать злых духов. В полую пуговицу помещали кусочек олова или круглый камешек, издававший при движении приглушенный звук, напоминающий звук бубенца. Пуговицы превращались в обереги. На раскопках в Новгороде была найдена рубаха молодого купца, на воротнике которой была помещена крупная плетеная пуговица красного цвета. Она ничего не застёгивала и вряд ли служила украшением. Учёные предположили, что она служила оберегом, так как красный цвет у славян наделялся свойством отпугивать нечистую силу.

Рассматривание иллюстраций с изображением пуговиц.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Рассмотрите пуговицы и постарайтесь определить, какие функции они выполняли. (ответы детей).

Творческое задание «Подбери пуговицы»

ВОСПИТАТЕЛЬ: Давайте снова посмотрим на пуговицы, которые вы собрали. Девочки, выберите себе пуговицы, которыми вам захотелось бы украсить свою одежду. Расскажите, какие части одежды вы бы украсили.

Мальчики, выберите себе пуговицу – оберег. Придумайте, от чего он будет вас защищать.

(Рассказы детей)

Итог

ВОСПИТАТЕЛЬ: Что интересного вы узнали сегодня о пуговицах?

(ответы детей).

ВОСПИТАТЕЛЬ: Я просила вас придумать название нашего мини-музея. Какие будут варианты? (ответы детей)

ВОСПИТАТЕЛЬ: Итак, мы с вами остановились на названии «Волшебная пуговица». («пуговица» - главный предмет музея, «волшебная» - мы узнаем о ней много нового, неведомого нам)

Приложение №4.

Дидактическая игра «Распределите пуговицы на группы»

(Занятие по формированию сенсорных эталонов)

Задачи:

Учить детей выделять различные признаки предметов, тренируя зрительные функции различения, локализации, фиксации.

Закреплять умение группировать предметы по разным признакам: цвету. Форме, величине, материалу.

Оборудование: пуговицы разного цвета, формы, величины, материала; коробочки, плотные куски материи, черные повязки для глаз.

Задания:

Распределить пуговицы по цвету

Дети договариваются, в какой коробочке будут находиться пуговицы того или иного цвета, и начинают сортировать. Работа коллективная. По окончании – самопроверка.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Пуговицы какого цвета, на ваш взгляд, самые красивые? Коробочку с этими пуговицами отставляем в сторону.

Распределить пуговицы по форме

Дети начинают сортировать пуговицы, опираясь на формообразующий признак. По окончании – самопроверка.

Распределить пуговицы по величине

Работа индивидуальная. Каждому ребёнку достаётся коробочка с пуговицами одной формы. Он должен разделить пуговицы на 3 группы по величине. По окончании – взаимопроверка.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Выберите среди своих пуговиц самые крупные и красивые, сложите их в одну коробочку, отставляем их в сторону.

«Глаза отдыхают»

Детям завязывают глаза. На ощупь они находят среди оставшихся пуговиц ту, которую укажет воспитатель, - маленькую, большую, треугольную, квадратную и т. п.

«Распределите пуговицы по материалу, из которого они изготовлены»

Все оставшиеся пуговицы ребята раскладывают по коробочкам: металлические, пластмассовые, деревянные. По окончании – самопроверка.

Составление коллекций

Работа индивидуальная.

ВОСПИТАТЕЛЬ: На материале попробуйте выложить пуговицы красиво: 1 – узор из пуговиц одного цвета; 2 – крупные пуговицы разной формы; 3 – деревянные пуговицы; 4 – металлические пуговицы; 5 – пластмассовые.

Итог

Рассматривание получившихся коллекций.

Приложение №5

Конспект НОД – чтение сказки Г. П. Шалаева «Потерянная пуговица»

Задачи:

Познакомить с литературным произведением Г. П. шалаева «Потерянная пуговица».

Учить оценивать поступки героев.

Развивать слуховое и зрительное внимание, соотносить сенсорные эталоны с потерянной пуговицей.

Воспитывать чувство взаимопомощи, доброжелательность, отзывчивость.

Оборудование: книга Г. П. Шаламова «Потерянная пуговица», изображения героев и пуговиц, встречающихся в произведении; фланелеграф, цветные нити.

Ход НОД

Вводная часть

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, вы когда-нибудь теряли свои пуговицы? Если теряли, пытались ли вы их искать? А вот герой сказки Г. П. шалаева потерял пуговицу от новой рубашки. Послушайте, как он поступил.

Чтение

произведения Г. П. Шалаева «Потерянная пуговица»

Беседа по содержанию сказки.

- Понравилась ли вам сказка? Назовите главных героев.

- Как они относились друг к другу?

- Как отреагировал заяц на потерю пуговицы?

- Перечислите все действия зайчика во время поиска пуговицы.

- Как поступил медведь? Кто ещё, кроме медведя, помогал герою?

- Сколько пуговиц нашли звери во время поисков? Опиши их.

- Какой же конец сказки? Как отблагодарил зайчик своего друга?

4. Игра на внимание «Проверь себя»

ВОСПИТАТЕЛЬ: На фланелеграфе слева расположены все герои сказки, а справа – пуговицы, которые они находили во время поисков. Найдите, какую пуговицу нашел каждый герой. Соедините нитями героя с пуговицей, которую он нашёл.

5.Итог

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, сегодня мы прочитали не только интересную, но и поучительную сказку. А в вашей жизни были истории, когда вам нужна была помощь друга? Как поступил ваш друг? А вы сами помогали кому-нибудь? Расскажите. (Рассказы детей)

Приложение №6.

Кончпект НОД – творческое рассказывание «Бабушкина пуговица»

Задачи:

Учить детей придумывать рассказы по данному началу, использовать в рассказах разные типы предложений.

Формировать умение развивать сюжет, придумывать концовку.

Воспитывать интерес к творчеству.

Оборудование: самодельные книжки-малышки на тему «Бабушкина пуговица»

Предварительная работа: рассказывание о бабушкином сундуке, старинных пуговицах; домашнее задание – поговорить с бабушками и мамами, узнать интересные истории, связанные с пуговицами.

Ход НОД

Вводная часть

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, я вам рассказывала, какие интересные истории могут приключиться с пуговицами. Ваши мамы и бабушки тоже поведали вам истории. Которые случались в их жизни и тоже были связаны с пуговицами. Сегодня, опираясь на эти рассказы, вы составите свой рассказ. В нём вы можете использовать историю вашей бабушки, потому что рассказ будет называться «Бабушкина пуговица». Я вам помогу начать рассказ, а вы продолжите.

Творческое рассказывание по заданному началу

ВОСПИТАТЕЛЬ: Прежде чем мы начнём составлять рассказы, я хочу вам представить работу Саши и его мамы. Это открытка со стихами о пуговице, украшена она брошами из пуговиц.

Висит, скучает пуговица,

Спокойно ей живётся.

Не замечают пуговицу,

Пока не оторвётся…

Пусть этот стих будет предисловием к нашим рассказам. Итак, я начинаю: «Летом я отдыхал(а) у бабушке в деревне…»

Дети придумывают свои рассказы по данному началу. Проведём самые интересные рассказы наших воспитанников.

Саша С.

Летом я отдыхал у бабушки в деревне. Однажды я нашел под кроватью старую пуговицу и хотел выбросить. Но бабушка не разрешила, она рассказала мне такую сказку. «Жила-была в ящике старая пуговица, лежала она там давно вместе с иголками, булавками и кнопками. Лежала она и думала: «Хоть бы пришили меня куда-нибудь, было бы веселее, мир бы посмотрела…» Вдруг кто-то открыл ящик и положил в него большую красивую пуговицу. Старая пуговица ей вежливо сказала: «Давайте знакомиться. Как вас зовут? «Не ваше дело» - гордо ответила новенькая. Старая пуговица грустно забилась в угол и стала плакать. Но тут опять кто-то открыл ящик, взял старую пуговицу и пришил её на рубашку маленькому мальчику. Так исполнилось самое большое желание пуговицы. Мальчик играл с друзьями во дворе, ходил в детский сад, и старая пуговица узнала много нового и интересного. А о блестящей зазнайке все забыли». После того, как бабушка рассказала сказку, мне расхотелось выкидывать пуговицу и я попросил бабушку пришить мне её на рубашку. Пусть и моя пуговица посмотрит мир!

Никита У.

Летом я отдыхала у бабушки в деревне. Мы с подругами целыми днями бегали, играли, купались, загорали. Однажды, когда мы плавали в реке, мальчишки забрали нашу одежду. Когда мы её отобрали, на моём сарафане не было одной пуговки. Я пришла домой и заплакала. Бабушка сказала: «Принеси мне шкатулку с пуговицами». Когда мы её открыли, увидели много разных пуговиц, но одна пуговица была завёрнута в тряпочку, бабушка её взяла. Это была старенькая маленькая розовая пуговка. Бабушка рассказала её историю. Когда она была молодой, а в деревне пуговиц не было. Дедушка ездил в город и купил кофту с маленькими розовыми пуговицами. Бабушка очень любила и берегла эту кофточку. А сейчас от неё осталась одна старенькая пуговичка. Бабушка пришила розовую пуговку на сарафан и сказала: «Носи, внучка, не потеряй, береги её»

Приложение №7.

Конспект НОД – конструирование «Пуговичные фантазии»

Задачи:

Совершенствовать умение творчески изменять предметы, учить приспосабливать ненужные пуговицы для других целей, бережно относиться ко всему, что сделано руками других людей.

Развивать мелкую моторику кистей рук.

Оборудование: шкатулка с пластмассовыми пуговицами разного цвета, формы, величины: леска, клей, кисточки, шило, старые браслеты, кукла Коробейница.

Ход Нод

Водная часть

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята. Сегодня мы будем делать украшения из пуговиц. Только пуговиц у нас мало, поэтому я предлагаю отправиться в гости к Коробейнице, хозяйке волшебной коробки с пуговицами, и попросить у неё красивые пуговицы.

«В гостях у Коробейницы»

Дети подходят к столу с куклой, здороваются.

КОРОБЕЙНИЦА: Здравствуйте, дети! Что привело вас ко мне? (ответы детей)

КОРОБЕЙНИЦА: Конечно, я вам помогу! В моей волшебной коробочке много красивых пуговиц. Только сначала ответьте на мои вопросы:

- Из чего можно сделать пуговицы?

- Какие по форме бывают пуговицы?

- На что пуговицы бывают похожи?

- Какого цвета пуговицы вы встречали? (Ответы детей)

КОРОБЕЙНИЦА: Молодцы! Я вижу, вы много знаете о пуговицах. Забирайте мою коробочку, и пусть эти пуговицы принесут вам радость.

Дети благодарят Коробейницу и прощаются с ней.

Изготовление украшений

ВОСПИТАТЕЛЬ: Какие украшения можно сделать из пуговиц?

ДЕТИ: Бусы, браслеты.

ВОСПИТАТЕЛЬ: На столе вы найдете все необходимые материалы. Выберите, что вы будете делать, и приступайте к работе.

Воспитатель даст подробный инструктаж по изготовлению бус и браслета и оказывает помощь по мере необходимости.

Итог

ВОСПИТАТЕЛЬ: Какие замечательные украшения получились! Вот и первые экспонаты нашего мини-музея.

Приложение №8

Конспект НОД – экскурсия в мини-музей «Волшебная вода»

Задачи:

Познакомить детей с понятием «мини-музей», с его разделами, экспонатами.

Познакомить со значением воды в нашей жизни, с различным её состоянием.

Развивать интерес к созданию мини-музея, стремление

к поисковой деятельности, желание поделиться информацией.

Ход НОД

Вступительное слово воспитателя.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, мы с вами решили создать мини-музей пуговицы. А кто-нибудь из вас был в мини-музее? Почему он называется «мини»? Сегодня мы отправимся на экскурсию в мини-музей «Волшебница вода» младшей группы. Ваша задача – внимательно рассмотреть экспонаты, то, как они представлены, расположены, запомнить, какую информацию несут в себе музейные экспонаты.

Экскурсия «Волшебница вода»

Экскурсия проводит воспитатель младшей группы.

а) Знакомство с разделами музея. Каждый раздел представляет сама героиня – Волшебница вода во всех своих состояниях вода-капелька, вода-снежинка, вода-облако (куклы).

Раздел «Жизнь в воде»: экспонаты – фигурки жителей моря, озера, реки поделки, выполненные детьми и родителями.

Раздел «Вода в природе» - макеты озера, реки, моря.

Раздел «Вода в твёрдом состоянии»: лёд (зеркало), сугроб (кусок белого синтепона), иней на ветке.

Раздел «Вода в жизни человека»: игрушечные бытовые приборы, работающие с использованием воды, гербы с изображением воды.

Раздел «Вода в опасности»: альбомы с фотографиями неправильного обращения людей с природой, плакаты на тему «Берегите воду!»

б) Знакомство с правилами поведения в музее.

в) Опыты с водой в уголке самостоятельной деятельности.

г) Отгадывание загадок о воде (дерево с загадками на снежинках).

3. Итог

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, вам понравилось в музее? Он небольшой, но сколько интересного мы узнали о воде! Теперь вы знаете, что такое музейные экспонаты – их можно найти, а можно сделать своими руками. Каждый экспонат может о чём-то рассказать. Когда мы создадим свой мини-музей пуговицы, мы тоже сможем пригласить ребят из другой группы и поделиться с ними интересной информацией.

Приложение №9

Дидактическая игра «Выложите из пуговиц картину»

(Занятие по развитию зрительно-моторной координации)

Задачи::

Учить создавать цветные композиции из пуговиц на материале по образцу и по замыслу;

Развивать соотносящие движения руки и глаза, зрительные функции.

Оборудование: пуговицы разного цвета, формы, величины; плотные куски материи, образцы картин.

Задания:

1. Рассмотрите пуговицу и расскажите о ней. (У меня большая красная пуговица. Она круглой формы, сделана из пластмассы).

2. Рассмотрите картинки. Расскажите, что на них изображено.

3. Составьте свои картины из пуговиц.

Если ребёнок затрудняется придумать сюжет, он выкладывает из пуговиц показанные картины.

4.Выставка пуговичных картин.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Какая картина понравилась? Что именно в ней понравилось? Какую картину вам захотелось бы сделать? (ответы детей)

Приложение №10.

Конспект НОД – выставка детских рисунков «Пуговица будущего»

Задачи:

Развивать у детей воображение, интерес к творческому процессу и результату рисования.

Воспитывать эмоциональное отношение при восприятии рисунков, самостоятельность в использовании навыков рисования.

Оборудование: рисунки детей.

Ход НОД

Детям было предложено нарисовать дома пуговицу будущего, какой они её представляют. Все рисунки были представлены на выставке. Рассматривая их, ребята делились впечатлениями, рассказывали о своих пуговицах. Все рисунки, по мнению ребят, были интересные.

Приложение №11

Конспект НОД «Музейная мастерская»

Задачи:

Организовать совместную деятельность детей и родителей для изготовления музейных экспонатов.

Развивать творческую самостоятельность, эстетическое восприятие.

Воспитывать у детей чувство сотрудничества, ответственное отношение к порученному делу.

Оборудование: пуговицы и бросовый материал, найденные родителями и детьми самостоятельно.

Ход НОД

Для изготовления музейных экспонатов пригласили на помощь родителей. Но в связи с занятостью родителей было принято совместное решение: перенести музейную мастерскую в домашние условия, то есть каждый родитель вместе с ребенком придумает и сделает свой экспонат из пуговиц и другого подручного материала.

Через две недели замечательные поделки украсили наш мини-музей.

Приложение №12

Конспект НОД – рассказ из личного опыта

«Как я научился застёгивать пуговицы»

Задачи:

Учить детей связно и последовательно составлять рассказ, опираясь на личный опыт.

Расширять словарный запас детей, развивать связную речь (использование распространенных предложений), память и творческое воображение.

Ход НОД

Вводная часть

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, отгадайте загадку: «Маленькая, кругленькая, в ухе дырка».

ДЕТИ: Это пуговица.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Помните, одна из наших групп искали пословицы и поговорки о пуговицах? Послушаем, что они нашли.

- «На чужой рот пуговицу не нашить»

- «С солдата пуговку не сорвёшь»

- «Умная умница – что светлая пуговица»

ВОСПИТАТЕЛЬ: Как вы их понимаете? (Рассуждения детей)

Беседа

ВОСПИТАТЕЛЬ: Мы не случайно заговорили о пуговицах. Скажите, а вы всегда умели застёгивать пуговицы?

- Когда вы этому научились?

- Кто вам помогал?

- Как вы думаете, зачем вам нужно уметь застёгивать пуговицы?

- Помогла ли вам пословица «Терпение и труд всё перетрут»? Как вы её понимаете? (Ответы детей)

3. Рассказывание из личного опыта

ВОСПИТАТЕЛЬ: Расскажите о том, как вы учились застёгивать пуговицы. (Рассказы детей)

Итог

ВОСПИТАТЕЛЬ: У вас получились интересные, не похожие друг на друга рассказы. А чей рассказ вам особенно понравился? Чем именно?

(Ответы детей)

ВОСПИТАТЕЛЬ: Сегодня вы все умеете застёгивать пуговицы, потому что действительно терпение и труд всё перетрут.

Приложение №13

Конспект НОД – коллективная аппликация

«Открытка для Деда Мороза»

Задачи:

Совершенствовать умение детей работать с разнообразными материалами, творчески подходить к решению поставленной задачи, развивать замысел, упражнять в получении красивых сочетаний цветов.

Воспитывать чувство коллективизма, желание и умение согласовывать свои действия с работой товарищей.

Оборудование: посылка и письмо от Коробейницы, лист картона синего цвета, коробочка с пуговицами разного цвета и размера, клей, кисточки, заготовка открытки, трафареты, фломастеры.

Ход НОД

Вводная часть

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, сегодня к нам пришла посылка, а вместе с ней письмо. Давайте прочитаем: «Дорогие ребята! Мне очень понравились ваши поделки из пуговиц. Вы такие фантазёры! Посылаю вам свои пуговицы, а что из них сделать, вы придумаете сами. Коробейница».

Так это Коробейница прислала нам посылку, а в ней пуговицы! Посмотрим…

Рисование с помощью трафаретов

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, а какой праздник приближается?

ДЕТИ: Новый год.

ВОМПИТАТЕЛЬ: Предлагаю всем вместе сделать открытку для Деда Мороза и украсить её пуговицами. Сначала припомощи трафаретов нарисуем изображения, которые потом украсим пуговицами. Что будем рисовать?

Пальчиковая и зрительная гимнастика

(по выбору воспитателя)

Украшение открытки пуговицами

ВОСПИТАТЕЛЬ: А теперь украсим ваши изображения пуговицами, приклеив их по всему контуру.

Дети договариваются, кто какую часть изображения будут украшать, и начинают работать. Воспитатель помогает по необходимости.

Итог

ВОСПИТАТЕЛЬ: Какая замечательная открытка у нас получилась! Как вы думаете, она понравится Коробейнице? А Деду Морозу? (Ответы детей)