* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;}

Дорошенко Екатерина Фёдоровна,

учитель музыки МБОУ № 1

«Мурмашинская СОШ № 1»

Информационные средства в музыкальном образовании.

Зачем нужен компьютер а образовании? В чём новизна электронных образовательных про-

дуктов? Как они влияют на педагогические технологии? Какие ключевые параметры компьютеров и сетей необходимы для электронного контента? Как заинтересовать педагогов и обучающихся в применении компьютерных технологий обучения?

Существовавшее в XX веке деление на «физиков» и «лириков», гуманитариев и технарей в наше время становится всё более условным, потому что компьютеры и Интернет прочно и навсегда вошли в жизнь современного человека, независимо от его профессиональных склонностей, интересов, способностей и отношения к технике. Интернет стремительно врывается в нашу повседневную жизнь. То, что ещё 10-20 лет назад казалось фантастикой, теперь стало реальностью благодаря существованию глобальной компьютерной сети.

Оснащение общеобразовательных школ современной техникой идёт сегодня в основном путём создания компьютерных классов. В учебных кабинетах используются различные модели информационной техники, мультимедийные проекторы, интерактивные доски и т.д. Но ведь есть в российской системе образования встречаются учреждения образования, где преобладают традиционные источники информации – учитель, книга, словари, энциклопедии. Особенно это касается дисциплин гуманитарного цикла. Учителям со стажем работы порой не хватает навыков общения с техникой, да и некоторым педагогам, которые в своей массе не воспринимают компьютер своим помощником и скорее опасаются его, чем стараются использовать открывающиеся новые образовательные перспективы.

«Компьютеризация», «информатизация», «компьютерные технологии обучения» - эти термины сегодня, пожалуй, самые употребляемые в педагогическом сообществе. Информатизация образования вступила на новый качественный уровень: решается задача массового использования компьютерных технологий в общем и профессиональном образовании. По существу, это означает, что время пилотных проектов, прочно вошло в нашу современную жизнь. Зачем вообще компьютер в образовании? С какой стати он ворвался стремительно в наше образовательное пространство, которое включает также и старую добрую книгу, и мудрого заботливого учителя, и добросовестного, в меру ленивого ученика?

Итак, доминантой внедрения компьютера в образование является резкое расширение сектора самостоятельной учебной работы. Когда-то книга совершила переворот в образовании, превратив его в отрасль мирового хозяйства. Компьютер призван совершить следующий скачок – расширить кризис образования, требующего постоянного увеличения количества педагогов при разрастании их нетворческих функций.

Многоуровневая система образования позволяет полностью перейти нам от узких рамок подготовки учителя музыки к подготовке педагога в сфере музыкальной деятельности, обеспечивающего связь высокого искусства, глубоких научных знаний и музыкального творчества, сконцентрировать внимание на разнообразной деятельности педагога-музыканта.

Возникла необходимость в совершенствовании системы музыкального образования. Она очевидна в связи с чрезвычайно большими потребностями в педагогах музыки, которые имеют основательную художественную, психолого-педагогическую и методическую подготовку, а также подготовку в области современных компьютерных технологий, в учителях, способных проводить учебную работу в среде Internet.

Каждый учитель музыки должен всегда ставить во главу угла в своей работе слова Р.К.Щедрина: «Прежде всего, учите своего ребёнка музыке. Владеть музыкальным инструментом – величайшее счастье№.

У А.М.Горького есть интересное высказывание: «Процесс социально-культурного роста людей развивается нормально только тогда, когда руки учат голову, а затем поумневшая голова учит руки, а умные руки снова и уже сильнее способствуют развитию мозга. Руки – голова – снова руки…»

Широкое внедрение компьютерных технологий во все сферы жизни современного общества требует от специалистов практически всех областей деятельности знания основ информатики. Посредством определённых программ («Virtual Piano»), мы смело можем превратить компьютер в музыкальный инструмент – фортепиано.

Компьютеризация общеобразовательных учреждений требует от нас в максимально короткие сроки дать возможность освоить каждому ученику увлекательный мир компьютера. В XXI веке он стал основным средством общения людей, в том числе и в музыкальном плане. Посредством компьютера ученик получает через Интернет практически любую информацию, что в корне меняет взаимоотношение «Учитель – Ученик». Учитель становится не столько носителем определённых знаний, сколько «поводырём» по миру Интернета, через который можно получить любую интересующую информацию.

В последние годы значительные изменения произошли в концепциях общей педагогики, которая изучает проблемы школьного обучения и воспитания. Большое значение уделяется развитию интеллектуальных возможностей учащихся, повышению уровня их активности, перенесению акцента в учебной практике на работу мышления ученика. Лично-ориентированный подход – это методологическая ориентация в деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самореализации личности ребёнка.

Учитель должен обеспечить мотивационную готовность и положительный эмоциональный настрой обучающихся к работе на уроке. Вся наша деятельность должна быть нацелена на развитие индивидуальности ребёнка, на формирование их способности к самопознанию и самостроительству, и, главное, умению реализовать это на практике. Изменения в соотношении обучения и развития личности обучающего, вызвали потребность в новом подходе, как к принципам обучения, так и к методам работы самих обучающихся (разнообразные формы обобщения, конструирование материала, осознание внутрипредметных и межпредметных связей, самостоятельности и оригинальности выполненных заданий, оценка собственных действий).

Главная цель и главная задача всех педагогов одна и та же – воспитание Человека, у которого налицо ярко выраженная индивидуальность, ум, душа, сила духа. Все эти компоненты, вместе взятые, и составляют ядро личности гармоничного человека.

Все предметы хороши лишь в совокупности и в той мере. В какой они помогают детям стать умнее, добрее, сильнее. Компьютер, в силу своих возможностей, уравнивает все предметы в познавательной части, но «человеческий» фактор ему недосягаем. Каждый человек, получая определённые знания, не стоит на месте. Определённая часть обучающихся всегда будет стремиться к дальнейшему совершенствованию своих музыкальных знаний и на всю жизнь это будет их хобби, а некоторые дети выберут искусство своей специальностью.

Для таких учащихся следует устанавливать специальные музыкальные программы на компьютере, которые смогут помочь ученикам реализовывать свои творческие возможности. Программ, которые позволяют сочинять, аранжировать, вносить свои изменения в произведение, на сегодняшний день существует довольно-таки много, наша задача найти наиболее «понятные». Задача педагога музыки. – всеми доступными средствами поддерживать в обучающихся искорку творчества, создавая им благоприятные условия для дальнейшего развития.

С помощью компьютера на уроке можно прослушивать музыкальные произведения, а также видеть оперное, симфоническое наследие композиторов в исполнении лучших «мировых» коллективов; изучать музыкальные инструменты, показывая не только их «исполнительские» возможности, но и процесс их изготовления.

Изучение теоретических знаний, посредством компьютера, позволяет уже на первом этапе дать возможность ученикам конструировать из «музыкальных» заготовок различные по стилю произведения, делать различные презентации по тому или иному композитору, тому или иному произведению, музыкальному жанру.

Перечислить все возможности, которые даёт компьютер учителю музыки, практически невозможно, так как компьютер и его программное обеспечение находятся в постоянном развитии. Современное молодое поколение воспитано на аудио-и видеопродуктах, компьютерных играх и других элементах экранной культуры. Поэтому значительное внимание в образовательном процессе должно быть уделено мультимедиа и моделингу при высоком уровне интерактивности.

Существенным недостатком современных сетевых ресурсов является их сугубо информационный характер. Необходимо сосредоточиться на образовательных продуктах, которые поддерживают практический компонент обучения, который трудно представить в традиционных формах. Особого внимания заслуживает проблема повышения интереса обучающихся к работе с электронными образовательными продуктами и эффективному использованию возможностей телекоммуникацией в учебных целях. Решения можно искать в современных образовательных проектах, поддерживающих коллективную работу обучающихся. Требуется также новые предложения по архитектуре электронных изданий, которые обеспечивают активную деятельность детей в контактное время.