УДК 004.56:004.9(075.8)

Колесников Т.В.

студент, Байкало – Амурский институт железнодорожного транспорта – филиал ДВГУПС в г. Тынде (БАмИЖТ – филиал ДВГУПС в г. Тынде)

Пименова О.С.

Преподаватель информатики, Байкало – Амурский институт железнодорожного транспорта – филиал ДВГУПС в г. Тынде (БАмИЖТ –филиал ДВГУПС в гынде)

Kolesnikov T.V.

student, Baikal – Amur Institute of Railway Transport – branch of DVGUPS in Tynda (BAMIZhT - branch of DVGUPS in Tynda)

Pimenova O.S.

computer science teacher, Baikal-Amur Institute of Railway Transport - branch of DVGUPS in Tynda (BAMIZhT - branch of DVGUPS in Tynda)

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ

INFORMATION TECHNOLOGIES AND RAILWAY TRANSPORTATION

Аннотация. Статья посвящена применению информационных технологий на железнодорожном транспорте. Данная проблематика имеет особое влияние на эффективность работы железнодорожного транспорта.

Ключевые слова. Информационные технологии, автоматизированная система оперативного управления перевозками (АСОУП), автоматизированные системы управления сортировочными станциями (АСУСС), единые автоматизированные центры диспетчерского управления (АЦДУ), автоматизированные системы резервирования и продажи билетов.

Abstract. Article is devoted to the application of information and information technologies in railway transportation. This issue has a special impact on the efficiency of railway transportation.

Keywords. Information technologies, automated system of operational transportation management (ASOUP), automated control systems of marshalling yards (ASUSS), unified automated dispatch control centers (ACDU), automated systems of reservation and ticketing.

В наше время железнодорожный транспорт активно внедряет информационные технологии, что способствует повышению эффективности и безопасности. В условиях цифровизации и конкуренции, информационные технологии становятся ключевыми для управления перевозками и обслуживания клиентов. В данной статье исследуется применение информационных технологий, включая автоматизированные системы управления перевозками и продажи билетов, а также оценивается их влияние на качество услуг и рабочие процессы.

Современные тенденции ввода технологий в железнодорожный транспорт направлены на оптимизацию процессов и взаимодействие с пассажирами.

Ключевыми направлениями являются интеграция IoT для мониторинга состояния подвижного состава и инфраструктуры, использование больших данных для прогнозирования и повышения надёжности системы. Также активно внедряются системы на основе искусственного интеллекта для анализа пассажиропотока. Важную роль играют мобильные приложения, предлагающие актуальную информацию, и цифровизация документооборота, которая улучшает взаимодействие.

Автоматизированная система оперативного управления перевозками (АСОУП) являются ключевыми для оптимизации грузовых перевозок на железной дороге. Они включают модули для планирования, контроля потоков и автоматизации документооборота, обеспечивая более эффективное управление. Интеграция с внешними системами и мультиканальными перевозками улучшает взаимодействие с партнёрами. Внедрение АСОУП требует обучение персонала и регулярного обновления. Аналитические инструменты системы повышают безопасность и помогают выявить тенденции, позволяя принимать обоснованные управленческие решения.

Автоматизированные системы управления сортировочными станциями (АСУСС) значительно увеличивают эффективность работы железнодорожного транспорта, обеспечивая координацию движения составов и оптимизацию сортировки грузов. Главными компонентами АСУСС являются: программное обеспечение для управления, системы мониторинга и интеграции с существующими информационными системами. Внедрение АСУСС снижает вероятность ошибок, обеспечивает автоматическую обработку данных, оптимизирует процессы и повышает безопасность работы, что в итоге улучшает качество обслуживания клиентов и способствует росту объёмов перевозок.

Единые автоматизированные центры диспетчерского управления (АЦДУ) играют ключевую роль в оптимизации и повышении эффективности работы железнодорожного транспорта. Эти системы интегрируют данные из различных источников, обеспечивая диспетчеров полным обзором инфраструктуры и грузовых потоков. Использование технологий GPS и больших данных позволяет снижать риски аварий и улучшать мониторинг движения поездов. АЦДУ также способствуют автоматизации процессов, высвобождая время диспетчеров для стратегических решений, что повышает качество сервиса и доверие пользователей.

Автоматизированные системы резервирования и продажи билетов играют ключевую роль в повышении удобства пассажирских перевозок. Они интегрируют данные о маршрутах, расписаниях, ценах и свободных местах, позволяя пользователям быстро и удобно приобретать билеты через онлайн-платформы и терминалы самообслуживания. Эти системы предлагают динамическое ценообразование и возможности анализа данных, что позволяет эффективно управлять загрузкой поездов и адаптировать предложения под разные группы пассажиров. Обеспечение безопасности данных и интеграция с другими транспортными системами являются важными аспектами их функционирования.

Внедрение информационных технологий в железнодорожный транспорт обеспечивает множество преимуществ: оптимизация процессов и высокая эффективность, включающая в себя быстрое реагирование на потребности рынка и сокращение затрат. Современные системы управления и мониторинга ускоряют процесс перевозки и повышают безопасность. Стандартизация данных оптимизирует взаимодействие между участниками, а автоматизированные системы резервирования улучшают обслуживания клиентов. Инновации способствуют экологической устойчивости, снижая негативное воздействие на природу и, повышают конкурентоспособность, создавая новые бизнес – модели.

Использование информационных технологий в железнодорожном транспорте сталкиваются с множеством вызовов. Главные из них - это необходимость крупных инвестиций для обновления устаревшей инфраструктуры и оборудования, что часто бывает, не предусмотрено в бюджете. Также важна интеграция новых систем с существующими, требующая комплексного подхода. Подготовка кадров, страх перед изменениями и проблемы безопасности данных, связанные с кибератаками, создают дополнительные трудности. Динамика технологий и строгие международные стандарты требуют постоянных инвестиций и адаптации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ивaнов С.П. Роль информационных технологий в управлении железнодорожным транспортом / Транспорт России. – 2020. – № 3. – С. 25–31.

2. Петрова А.В. Внедрение современных технологий на железнодорожном транспорте / Технологии и инновации. – 2021. – № 2. – С. 45–53.

3. Смирнов И.Н. Автоматизация процессов на железнодорожном транспорте с использованием ИТ / Журнал железнодорожного транспорта. – 2019. – № 4. – С. 12–19.

4. Кузнецов Д.А. Информационные технологии и безопасность на железнодорожном транспорте / Вестник транспортной науки. – 2022. – № 1. – С. 34–40.

5. Тихомиров Н.Л. Перспективы использования больших данных в железнодорожном транспорте / Научные исследования в транспорте. – 2022. – № 5. – С. 58–66.

6. Фролова Е.В. Модернизация систем управления на железной дороге с помощью информационных технологий / Стратегии развития транспорта. – 2020. – № 7. – С. 72–78.

7. Соловьев М.П. Эффективность использования информационных технологий в логистике железнодорожных перевозок / Логистика и транспорт. – 2021. – № 8. – С. 15–23.

8. Архипова Н.С. Инновационные технологии в обслуживании пассажиров на железнодорожном транспорте / Республика транспорт. – 2023. – № 2. – С. 40–48.

9. Ковалев Р.В. Развитие системы информационного обмена в железнодорожном транспорте / Вопросы транспорта и логистики. – 2022. – № 6. – С. 10–16.

10. Алексеев В.И. Будущее информационных технологий в железнодорожном транспорте / Транспортные системы. – 2023. – № 3. – С. 20–29.