Инклюзивное образование в МБДОУ ЦРР Детский сад №104 «Ладушка»
На протяжении 7-ми лет, с 2017года наш детский сад работает по инклюзивному образованию. Начали работу с открытия логопедической группы для детей ТНР.
В ходе работы нами была разработана нормативно-правовая база: Декларация о правах инвалидов; конвенция о правах инвалидов; конвенция о правах ребенка; Всеобщая декларация прав человека; письмо Министерства Образования РФ «О психолого-медико-педагогической комиссии от 14.07.2003 за № 272967–6»; Письмо Министерства Образования РФ от 16.01.2002 за № 03–51–5ин/23–03 «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольном образовательном учреждении»; Федеральный закон об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании) от 18.06.1996г.; Положение о службе сопровождения детей с особыми образовательными потребностями; Положение о психолого-педагогическом консилиуме МБДОУ «ЦРР-детский сад №104«Ладушка»; Приказ о создании группы, «Положение о группе», индивидуальные программы, социальный паспорт, родительский договор об оказании психолого-педагогической помощи, положение о работе ППк в ДОУ. Для нас важно было выстроить и раскрыть систему сопровождения детей в единстве диагностики и коррекции, направленную на положительную позицию по отношению к ребенку с ОВЗ. Для эффективной работы с детьми с особыми образовательными потребностями наш детский сад с 2017 г сотрудничает с Территориальной психолого-медико-педагогической комиссией города Якутска, поликлиникой №3, школами, родителями, что позволяет осуществлять преемственность и системность принципов, технологий работы с детьми, предназначенных как для здоровых детей, так и для детей с особыми образовательными потребностями. 3 раза в год мы проводим совместные методические объединения, практические консультации, на которых, предоставляем отчет о проделанной работе, разрабатываем дальнейший план действий по сопровождению ребенка. Каждый год, начиная с 2017 г. наш детский принимает и уже выпустил 15 детей с особыми образовательными потребностями. По программе «Преемственность детский сад-школа» по результатам отслеживания детей, вышедших из стен нашего сада можно смело говорить о большой значимости коррекционной работы нашего детского сада. В результате большинство детей, выпускников — это социально адаптированные личности. Наша работа на сегодняшний день остается актуальной. Основные направления работы с детьми с ОВЗ в полном объеме отвечают ФГОС ДО. В соответствии с требованиями ФГОС ДО — на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и т. д. одним из актуальных направлений совершенствования системы специального образования является поиск оптимальных путей совместно со здоровыми детьми (интегрированного, инклюзивного) обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (Н. Н. Малафеев, Н. Д. Шматко, О. И. Кукушкина).
Работа по инклюзивному образованию в нашем детском саду осуществляется специалистами службы сопровождения. Мы разработали программу «Взаимодействие специалистов службы сопровождения и воспитателей при работе с детьми с особыми образовательными потребностями». Важнейшим условием для комфортного пребывания детей в детском саду является создание развивающей среды, способствующей успешной социализации и адаптации. Дети занимаются с учителем-дефектологом, педагогом-психологом, учителем-логопедом, тьютором, музыкальным руководителем, руководителем по изобразительной деятельности, инструктором по физической культуре. Работа по интеграции детей с особыми образовательными потребностями строится на 5 этапах, начиная с комплектования группы на основе заявлений родителей и медицинского заключения. В настоящее время в нашем детском саду посещают 16 детей-инвалидов разного возраста с различной степенью нарушений в развитии. Из них 12 детей пребывают в детском саду целый день, 3 - в группе кратковременного пребывания, и 1 - в консультативной группе.
На первом этапе проводится предварительная работа с педагогами, включающая ознакомление с медицинским диагнозом и основными признаками нарушений у каждого ребенка. Созданная совместно с педагогами программа направлена на помощь воспитателям в области особенностей развития детей с особыми образовательными потребностями. В результате работы над этой программой расширяются знания о методах и правилах общения с детьми, формируется внутренняя позиция в отношении воспитанников. Для обучения педагогов используются разнообразные методики, включая беседы, тренинги, ролевые игры, информационные мероприятия и дискуссии.
На втором этапе интеграции детей с ОВЗ в нормальные условия детского сада, независимо от их особенностей, используется общий подход. Чем раньше начинается процесс социализации, тем быстрее и легче дети адаптируются. Каждому ребенку составляется индивидуальная программа, учитывая все аспекты развития. После диагностики разрабатывается индивидуальный план, определяющий дальнейшее взаимодействие со специалистами и воспитателями. Эта стратегия направлена на стимулирование всех аспектов развития и формирование личности на данном этапе развития. При установлении позитивного контакта используются различные виды игровых заданий и сюрпризных моментов. Все задания наглядны и практичны.
Третий этап - введение ребенка в группу, который представляет собой процесс социальной адаптации. В этот период все участники образовательного процесса (дети, педагоги и родители) постепенно адаптируются друг к другу и к новой обстановке. Ребенок начинает смотреть по сторонам и исследовать пространство. Участие родителей в коррекционно-развивающем процессе является обязательным условием; первоначально ребенок приходит в общую группу вместе с родителями. Интеграция ребенка происходит постепенно. Это означает, что процесс начинается с утреннего ознакомительного занятия, затем ребенок участвует в режимных моментах, а затем остается в группе на два-три часа. В это время ребенок участвует в самостоятельных занятиях и играх. Следуя естественной последовательности событий, за ребенком внимательно наблюдают, чтобы выяснить, как он контактирует и взаимодействует с другими детьми и что его интересует. Наблюдение ведется в сотрудничестве с учителями специалистами службы поддержки. Социальная адаптация варьируется от ребенка к ребенку, зависит от степени инвалидности, возраста и индивидуальных качеств; она может длиться от 2-3 недель до 1,5-3месяцев.
На четвертом этапе ребенок включается в образовательный процесс. Планируется дальнейшая совместная деятельность с педагогами и экспертами в образовательной области программы.
А на пятом этапе на основании диагноза, поставленного специалистом службы сопровождения, определяется дальнейший образовательный план ребенка. Например, если ребенок с нарушением моторного развития, но сохранным интеллектом реагирует на обучение, он продолжит обучение по той же программе. Если в результате диагностики выясняется, что ребенок не в состоянии освоить учебный план, ему подбирается индивидуальная программа. Таким образом, дети с особыми образовательными потребностями получают возможность обогатить свой социальный (коммуникативный и нравственный) опыт. Происходит подражание "здоровому" поведению как социальному кодексу поведения. Развиваются терпимость, терпение, эмпатия и человечность. Исключается социальная изоляция ребенка, которая усугубляет патологию и приводит к возникновению инвалидности. Сравнения между детьми отвергаются. Когнитивное развитие активизируется через социальную коммуникацию, в том числе развитие языка. Сотрудничество с семьей - неотъемлемая часть реабилитационного процесса. Благодаря совместной работе семьи и специалистов дошкольного образования мы можем достичь значительных результатов в коррекционной работе с детьми. Сотрудничество с семьей осуществляется в форме консультаций, практических занятий и лекций, на которых родители получают необходимые теоретические знания по различным вопросам воспитания ребенка, а на практических занятиях учатся вырабатывать конкретные навыки и приемы работы с ребенком в домашних условиях. Одной из форм сотрудничества с родителями являются собрания фокус-группы. На них педагоги рассказывают о небольших достижениях ребенка в области эмоционального общения и развития. Родители рассказывают о своих проблемах, задают вопросы и принимают совместные решения, чтобы дети понимали друг друга, родители лучше узнавали друг друга, открывались для других и не чувствовали себя изолированными и одинокими. В результате родители здоровых детей избегают сравнения своих детей друг с другом и развивают в себе терпимость, терпение и человечность. Другая форма деятельности - организация «дней совместных игр» со здоровыми детьми. Это означает, что в группу, в которой воспитываются здоровые дети, добавляются дети с особыми образовательными потребностями.
Михайлова А.Г., тьютор МБДОУ ЦРР Детский сад №104 «Ладушка».