Доклад «Инновационная деятельность творческого объединения «Речевая мозаика»
Тема моей инновационной деятельности связана с формированием речевой компетентности учащихся 5-7 лет. По мнению А.Н. Леонтьева именно в этом возрасте формируется реальная позиция ребёнка, с которой перед ним раскрывается мир человеческих отношений, позиция, которая обусловлена объективным местом, занимаемым им в этих отношениях. От того насколько хорошо ребёнок освоит навыки взаимодействия с другими людьми, будут зависеть его дальнейшие успехи и в школе, и во взрослой жизни.
Эти позиции отражены и в нормативно-правовых документах Российской Федерации по развитию и модернизации системы дополнительного образования детей. Так в Федеральной программе развития и воспитания в системе образования России последовательно обоснована стратегия современного образования, раскрывающая сущность и значимость воспитания подрастающего поколения как успешных, творчески развивающихся, активно взаимодействующих социальных субъектов. Данный документ чётко указывает на необходимость создания условий для повышения у детей уровня владения речевыми навыками.
Таким образом, для успешной адаптации в современном социокультурном пространстве необходима личность, способная к организации межличностного взаимодействия и решению речевых задач. Однако проведённое мною исследование показало, что только 12% детей имеет высокий уровень речевой компетентности.
Для определения уровня развития речевой компетентности у учащихся 5-7 лет были проведены педагогические диагностические исследования с помощью методики А.М. Щетининой, М.А. Никифоровой.
Проблема: относительно низкая доля учащихся с высоким уровнем развития речевой компетентности у учащихся 5-7 лет.
Поиск путей решения указанной проблемы был связан с изучением современных концепций развития образования, с анализом педагогической и методической литературы по данной проблеме, обобщением опыта работы коллег по этому направлению.
Наиболее меня заинтересовали исследования А.М. Щетининой, М.А. Никифоровой, которые показали, что речевую компетентность учащихся 5-7 лет можно повысить посредством использования игровой деятельности, в частности сюжетно-ролевой игры.
В этом виде игр ребёнок раскрывает себя, развивает речевые навыки, активно реализует их во взаимодействии с окружающими. Сюжетно-ролевая игра обеспечивает наибольшие возможности для приобретения детьми опыта самим устанавливать взаимоотношения. На этой основе развиваются общественные формы поведения. Такой опыт является подлинной социальной практикой ребенка, его реальной жизнью в коллективе. В игре как самостоятельной, творческой деятельности детей, где они имеют возможность объединяться по своему желанию, их отношения представлены наиболее полно и свободно, а общение, включенное в игру, выступает в качестве важнейшего условия актуализации этих отношений.
Всё это привело меня к выводу о необходимости шире использовать сюжетно-ролевую игру с целью формирования речевой компетентности учащихся.
Сюжетно-ролевая игра является средством всестороннего воспитания и развития. В ней между детьми устанавливаются ролевые и реальные отношения, побуждающие детей к общению. Воспроизведение в игре отдельных сторон окружающей действительности требует активного применения вербальных средств, действий и отношений, что создаёт благоприятные условия для речевого развития детей.
Формирование речевой компетентности посредством сюжетно-ролевой игры способствует повышению мотивации детей в овладении речевыми способами общения. Образовательный процесс, организованный посредством игровой деятельности обогащает детей новыми знаниями и умениями, развивает интерес к литературе, формирует диалогическую и монологическую речь, активизирует словарь, а также способствует социализации ребёнка. Использование сюжетно-ролевых игр создаёт условия для вариативности содержания учебно-воспитательного процесса, одной из приоритетных целей которого является формирование речевой компетентности ребёнка.
Сопоставив и проанализировав результаты начальной и итоговой диагностики, была выявлена положительная динамика в формировании речевой компетентности у учащихся после применения в образовательном процессе сюжетно-ролевых игр. Это позволяет сделать вывод о том, что при использовании сюжетно-ролевых игр как средство формирования речевой компетентности у учащихся 5-7 лет, является эффективным.