“ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ”
Фундаментом современного образования является личностно-ориентированная педагогика. Личностный подход способствует раскрытию творческого потенциала всех участников образовательного процесса
и осознанию себя как личности, способной влиять на ход образовательного процесса. И это соответствует требованиям современной школы. Также личностный подход составляет основу инновационных процессов, прочно вошедших в систему современной образовательной системы.
Понятие «инновация» в системе образования. Инновационная деятельность в образовательной организации.
Необходимость инновационных процессов в системе образования
и высокие требования современного общества к качеству образования способствуют должному вниманию инновациям со стороны образовательных организации. Федеральные образовательные стандарты повышают статус инноваций.
Под педагогической инновацией следует понимать целенаправленное
и осознанное изменение содержания деятельности педагогов и внедрение новых педагогических технологий, способствующих модернизации образовательной системы в целом. Результатом всего этого является улучшение качества образования.
Сначала понятие «инновация» появляется в культурологии
и лингвистике при описании культурной диффузии. Данный процесс означает проникновение феномена из одного культурного ареала в другие,
где выступает новым по отношению к тому, что уже сформировано там
как традиция.
Ресурсное обеспечение инновационной деятельности в образовательной организации.
Инновационная деятельность школ должна быть эффективной. Для этого требуется переосмыслить и перестроить ресурсное обеспечение инновационной деятельности в образовательной организации.
Ресурсное обеспечение – это гарантированная система мер, которая позволяет обеспечить эффективную деятельность в какой-то конкретной сфере.
Важно остановиться на ресурсной теории организации. Согласно ей ресурсы являются взаимозависимыми, также они составляют систему с положительной обратной связью: «успех порождает успех». При этом рост качества одного ресурса положительно сказывается на качестве остальных ресурсов, и, соответственно – наоборот: снижение качества одного ресурса рано или поздно приводит к ухудшению качества всей образовательной системы .
В исследовательских работах по управлению социальными системами ресурсная база классифицируется по основным направлениям деятельности в каждой организации:
нормативные ресурсы – документально-правовые основы, положение и Устав учреждения, текущая документация, локальные акты,
информационно-методические ресурсы – программы методической работы школы, методические материалы, доступ к информационным ресурсам,
кадровые ресурсы – профессиональная компетентность каждого члена коллектива, грамотное распределение полномочий (структура управления),
материально-технические ресурсы – оснащение и оборудование образовательной деятельности,
морально-этический ресурс как единое понимание миссии школы, согласованность профессионально-нравственных позиций, норм общения и поведения участников социально-культурной деятельности, основанных на совпадении их интересов и на договорных отношениях,
социально-демографические ресурсы для решения комплексных проблем, конструктивные связи с учреждениями социально-культурного типа, реализующими направления внеурочной и внешкольной деятельности,
финансовые ресурсы.
Данная систематизация будет использована для характеристики ресурсов, во время выполнения практической части ВКР.
Многие исследователи в своих научных трудах обосновывают необходимость ресурсного подхода при введении инноваций в системе образования, также они отмечают практическое отсутствие информационно-методического обеспечения этого процесса.
Для управления качеством ресурсов необходимо разделить их
на внешние и внутренние по отношению к целеобразующему субъекту образовательного процесса (речь идет о внутренних и внешних ресурсах ученика)
Н.Л. Галеева, Т.И. Шамова, М.А. Холодная, Т.М. Давыденко указывают на необходимость учета внутренних ресурсов учащихся. В этом случае можно отследить развитие каждого ученика, реализовать их индивидуальные способности.
Список литературы
Абасов
З.А. Системный подход как методологическое направление исследования инноваций в образовании / З.А.
Абасов
//Наука и школа. - 2001. - № 6. - С.48-53.
Ариарский
М.А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления. – СПб.: Питер, 2008. – 792
с
.
Бабакова
Т.А. Каскадная модель в реализации научно-методического обеспечения самостоятельной работы студентов/Т.А.
Бабакова
, И.А. Милюкова, Д.И.
Сачук
//Ученые записи Петрозаводского государственного университета. Общественные и гуманитарные науки. – 2015. - №3(148). – С.42-47.