Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 234 городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Доклад по теме: «Инновационные формы работы по нравственно – патриотическому и духовному воспитанию дошкольников.»
Воспитатель: Бородина Л.М.
Уфа 2024 год
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Д.С. Лихачёв
Актуальность.
Актуальность проблемы нравственно- патриотического и духовного воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее важных. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций, равнодушно относятся к близким людям, товарищам по группе. Испытывают недостаток, сочувствия, и сострадания к чужому горю. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли её наши предки, наши отцы и деды. Нам всем известно, что основы воспитания закладываются в дошкольном возрасте, а затем воспитание человека продолжается. Из детства ребёнок выносит то, что потом сохраняется на всю жизнь, т. к. детское восприятие самое точное, а детские впечатления самые яркие. Знания о том, что каждый человек живет не сам по себе, а является членом общества и должен знать свои права и обязанности, лучше всего закладываются с детства. Потому, то всё, что усвоено в дошкольном периоде, знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающие черты характера , оказываются особенно прочными и являются фундаментом дальнейшего развития личности. При правильном воспитании в дошкольном возрасте интенсивно развивается целостное восприятие окружающего мира, наглядно-образное мышление, творческое воображение, эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям.
Значение.
В дошкольном возрасте у детей стремительно развиваются общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семье, близким людям, родному месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине. При этом важно не забывать, что сами по себе знания являются пищей для ума, а патриотизма «от ума» не бывает, он бывает только от «сердца». Ум как бы способствует духовно- нравственной работе души, а любящее сердце создает патриотическое мировоззрение.
Задачи нравственно-патриотического
и духовного воспитания дошкольников.
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Поэтому задачами педагогов являются:
• Воспитывать любовь и трепетное отношение к ценностям семьи, детского сада, родного города.
• Прививать заботливое отношение к родным и близким людям, младшим сверстникам и старшему поколению.
• Способствовать формированию желания участвовать в общественных мероприятиях, направленных на благоустройство своего двора, территории группы, улиц родного города.
• Воспитывать уважение к труду разных профессий.
• Развивать интерес к традициям родного края, соблюдать их и сохранять.
• Формировать трепетное отношение к природе, ее ресурсам, экономно их расходовать.
• Знакомить с символикой российского государства, ее значением для народа и страны в целом.
• Дать представления о правах ребенка, направленных на защиту интересов каждого дошкольника.
• Расширить представления детей о регионах страны, ее больших городах.
• Воспитывать гордость за россиян, достигших успехов в разных областях деятельности: сельском хозяйстве, науке, спорте, культуре, образовании.
• Способствовать развитию интернациональных чувств по отношению к другим народам, их культуре, традициям.
Технологии нравственно – патриотического и духовного воспитания дошкольников.
Нравственно-патриотическое и духовное воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Сегодня совершенно необходимо внедрять современные технологии в процесс воспитания детей. Существуют разнообразные технологии, создаются инновационные методы патриотического и духовного воспитания путём использования технологий с применением компьютерной техники, такие как: проектная деятельность, флеш-анимация, квест.
Сегодня я хотела бы отметить одну из технологий - это проектная деятельность. Проектной деятельностью я заинтересовалась ещё в 2017 году, когда участвовала в районном конкурсе в номинации «Гуманитарно-экологические исследования» с проектом «Люблю тебя, мой край родной!». Заняла III место. И вот спустя годы решила возобновить работу. В условиях дошкольного учреждения очень важна роль педагога при осуществлении проектной деятельности детей. Метод проектов в дошкольном образовательном учреждении можно представить как способ организации образовательного процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанников, педагога, воспитанников и родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная деятельность по достижению решения поставленной проблемы.
Метод проектов в дошкольном образовании неслучайно приобрёл большую популярность. Участие в проекте даёт ребёнку возможность экспериментировать, проявлять любознательность, активность и интерес к окружающему миру, взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, почувствовать себя самостоятельным. А для педагога использование проектной деятельности как одного из методов развивающего обучения способствует развитию креативности педагогов, повышению их профессиональной компетентности и, как следствие, повышению качества образовательного процесса в ДОУ.
Поэтому одним из методов реализации работы по нравственно-патриотическому и духовному воспитанию в условиях ДОУ, может быть использован, как проектный. Результатом проектной деятельности является обеспечение социально-воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России.
Таким образом, внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий, способствует развитию свободной, творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым.
Формы работы
по нравственно – патриотическому и духовному воспитанию.
В моей работе использовались такие методы работы как:
- Оснащение развивающей предметно-пространственной среды;
- Работа с детьми;
- Работа с родителями.
В работе с детьми использовала разнообразные методы и формы с учётом возраста детей, а именно:
- беседы о родном городе, стране, её истории;
- наблюдение за изменениями в облике родного города;
- за трудом людей в детском саду;
- показ иллюстраций, фильмов, слайдов;
- прослушивание аудиозаписей (гимн России, Республики Башкортостан, патриотические песни о Родине);
- использование фольклорных произведений (пословицы, поговорки, русские, башкирские народные игры и сказки, песни, потешки, заклички;
- ознакомление с русским народным декоративно-прикладным искусством (роспись, игрушки, вышивка);
- знакомство с творчеством поэтов, художников, композиторов;
- организация тематических выставок;
- участие в общественных и народных календарных праздниках;
- участие детей в посильном общественно-полезном труде.
Средства нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников можно объединить в несколько групп:
- Художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы можно объединить в группу художественных средств. Эта группа средств, способствует эмоциональной окраске познаваемых явлений. Дети эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам. На ребенка производят сильное впечатление работы художников, изображающих мир реалистично и понятно. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей представлений и воспитании чувств.
- Средством нравственно-патриотического воспитания дошкольников является природа родного края. Она вызывает у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи. Воздействие природы на личность детей формирует ощущение причастности, принадлежности к этому уголку Земли, и принадлежности этого уголка маленькому человеку.
- Средством нравственно-патриотического воспитания дошкольников является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания практики нравственно-патриотического поведения.
- Особое место в группе средств отводится общению. Оно как средство нравственно-патриотического воспитания выполняет задачи корректировки представлений о нравственности и патриотизме, на основе пробуждения чувств и формирования отношений.
- Средством нравственно-патриотического воспитания является атмосфера, в которой живет ребенок.
- С традициями и обычаями народа дети знакомятся, участвуя в праздниках «Праздник осени», «Ярмарка», «Новый год», «23 Февраля», «8 Марта», «Масленица», что способствует приобщению детей к семейным традициям и культурному наследию родного края. Проживая, с детьми, любимые в народе праздники, мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след.
Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения. Она активизирует весь механизм нравственно-патриотического воспитания и влияет на формирования нравственных и патриотических качеств.
Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа развития нравственно-патриотических качеств.
Оснащение патриотического уголка в группе.
Целесообразно создание в группах нравственно-патриотического уголка, в котором могут находиться:
- символика страны, республики, родного города;
-куклы в национальных костюмах;
- художественная и публицистическая литература;
- малые скульптурные формы;
- фотоальбомы;
- дидактические пособия и игры;
- семейные альбомы;
- аудио-видео, CD записи с патриотическими песнями;
- диафильмы, слайды, презентации.
Все вышеизложенные педагогические условия взаимосвязаны и взаимообусловлены, мероприятия проводятся не только для детей, но для родителей.
Взаимодействие с родителями.
Формы совместной с родителями деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию детей разнообразны. «Семья – это та самая среда, в которой человек учится и сам творит добро». В.А. Сухомлинский.
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Именно родители на ярких примерах своей жизни, своего труда, показывают ребенку, что Родина начинается с родного дома, улицы, города.
В своей работе я использую следующие технологии взаимодействия:
- Технология живого общения (беседа, консультация);
- Технология совместной деятельности (игры, занятия, развлечения, праздники).
На мой взгляд, такое сотрудничество способствует всестороннему и гармоничному развитию личности дошкольника, обогащению социального опыта. В настоящее время эта работа очень актуальна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не у всех считаются важными. В данном вопросе родители должны стать непременными участниками, помочь в сборе и пропаганде материалов по родному краю, воссоздании местных национально-культурных и трудовых традиций.
Вывод.
Патриотическое воспитание в детском саду – сочетание глубинных социальных технологий обучения и оздоровления ребенка на уровне воли, выносливости, смелости, познания традиций, погружения в патриотическую хронологию, гармонии в семье и поэтическое мировосприятие, изучение трудовых и боевых подвигов. В дошкольном возрасте формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить в этом возрасте чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.
Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Спасибо за внимание!