* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} .annotation reference {font-size: 8pt;} .annotation text {font-size: 10pt;} .Текст примечания Знак {font-size: 10pt;} .annotation subject {font-weight: bold;} .Тема примечания Знак {font-size: 10pt; font-weight: bold;} .Balloon Text {font-family: 'Segoe UI'; font-size: 9pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Segoe UI'; font-size: 9pt;} .Strong {font-weight: bold;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .ya-share2__item {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Emphasis {font-style: italic;} .default {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Hyperlink {color: #0563C1; text-decoration: underline ;} .Unresolved Mention {color: #605E5C;} .FollowedHyperlink {color: #954F72; text-decoration: underline ;}

Белицкая С.Д.

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕННОСТИ

Светлана Дмитриевна Белицкая преподаватель физики высшей квалификационной категории ГБПОУ ЛО «Волховский многопрофильный техникум», e-mail: juliy_93_93@mail.ru.

Аннотация: в статье рассмотрены понятия «контроль знаний», «методы контроля»; цель и функции контроля знаний; инновационные методы и инструменты контроля знаний. Определены плюсы и минусы применения электронного тестирования в образовательной деятельности. Обозначен эффект применения электронного тестирования для контроля знаний.

Ключевые слова: контроль знаний, функции контроля знаний, методы контроля знаний, инновационные методы и инструменты контроля знаний, тестирование.

Контроль знаний в обучении неотъемлемая частью учебного процесса, обеспечивающая взаимосвязь между обучающимся и педагогом. Его цель - получить информацию, которую анализирует педагог для внесения необходимых корректив в ход обучения [1].

Контроль, простыми словами, это проверка соответствия полученных результатов с поставленными заранее целями обучения. Но его функции не сводятся только к проверке соответствия знаний и компетенций требованиям образовательного стандарта. В современной дидактике выделяются основные функции контроля знаний:

Диагностическая

полученная в ходе контроля

информац

ия

о пробелах в знаниях обучающихся, часто совершаемых ошибках помогает

педагогу

подобрать наиболее эффективные методы и средства обучения.

Контролирующая

-

у

станавливается уровень овладения знаниями

,

компетенциями

.

Обучающая

-

в

ыполняя задания и решая задачи,

об

уча

ю

щиеся совершенствуют свои знания и умения, применяя их в новых ситуациях.

Прогностическая

- р

езультаты

контроля

позволяют

понять,

уровень

усвоен

н

ы

х

знани

й

и сформирова

н

ны

х

компетенци

й

для того, чтобы перейти к новому учебному материалу.

Развивающая

-

развити

е

речи, памяти, внимания, мышления, творческих способностей

.

Ориентирующая

-

выявлении степени изученности темы.

Воспитательная

-

с

истемная

проверка способствует формированию

у обучающихся

чувства ответственности

за свой учебный труд, трудолюби

е

, дисциплин

у и

настойчивост

ь

.

Составляя контрольно-измерительные материалы, выполняющие перечисленные функции, педагог может существенно повысить результаты обученности. Умело организованная проверка несет в себе не только контролирующую, обучающую, воспитательную, развивающую функции, но и выполняет функцию мотивации и стимулирования обучающихся, что, в конечном счете, сказывается на качестве обученности.

Рассмотрим методы контроля и инновационные инструменты для их реализации.

Методы контроля – это способ оценки эффективности учебно-познавательной деятельности обучающихся и работы педагога [4].

К основным методам контроля можно отнести устный опрос, наблюдение, письменные работы, зачеты, тесты и экзамены.

Инновационные методы контроля знаний — это современные и эффективные инструменты оценки знаний обучающихся. Они основаны на использовании новых технологий и методик, которые позволяют более точно и объективно определить уровень усвоения материала и развития навыков обучающимися.

Основные принципы инновационных методов контроля знаний включают:

Автоматизация процесса: современные системы контроля знаний позволяют автоматизировать все этапы оценки, начиная от создания тестовых заданий и проведения тестирования, до анализа результатов и формирования отчетов. Это существенно сокращает затраты времени преподавателя и позволяет более эффективно уделять время обратной связи с обучающимися.

Индивидуализация оценки: с помощью инновационных методов контроля знаний можно проводить индивидуальную оценку каждого обучающегося, учитывая его уровень подготовки.

Активное вовлечение обучающихся: инновационные методы контроля знаний предлагают разнообразные методики оценки, которые активно вовлекают обучающихся в учебный процесс. Это может быть использование интерактивных тестов, проектных заданий, игровых элементов и других форматов, которые способствуют активной работе студентов и стимулируют их интерес к обучению.

Инновационные методы контроля знаний имеют ряд преимуществ перед традиционными.

Объективность: на оценку обучающегося, помимо уровня их образовательных достижений, может повлиять тип взаимоотношений с ним и педагогом, авторитарный, демократический или либеральный, другие факторы. использование автоматизированных систем позволяет исключить субъективные факторы при оценке знаний и компетенций студентов, что позволяет получить более точную картину об уровне усвоения материала.

Эффективность: инновационные методы контроля знаний позволяют охватить всех обучающихся, при этом без особых затрат времени педагога, автоматизируя рутинные процессы оценки и обработки результатов.

Интерес к обучению: инновационные методы контроля знаний предлагают разнообразные методики, которые побуждают интерес и активное участие обучающихся в образовательном процессе. Использование игровых элементов, интерактивных заданий и других форматов делает процесс контроля более интересным и мотивирующим для обучающихся [2].

Одним из наиболее распространенных типов инновационных методов контроля знаний являются электронные тесты и опросники. Это форма контроля знаний, при которой обучающиеся отвечают на вопросы, представленные в электронной форме. Электронное тестирование позволяет автоматизировать процесс проверки и анализа результатов, обеспечивая быструю обратную связь и возможность корректировки обучения [5].

С программами, разработанными для интерактивного тестирования, легко справляются преподаватели, так как нет необходимости в специальном обучении для использования этих программ. Например, такие программы как MyTest и образовательный сервис Online Test Pad.

MyTestпрограмма для создания и проведения компьютерного тестирования, сбора и анализа результатов, выставления оценки по указанной в тесте шкале. Для использования этой программы в учебном заведении необходимо наличие компьютерного класса.

Результат выполнения заданий оценивается в процентах. В ней существуют два режима работы – контроль знаний и тренажер. Такие тесты могут быть очень эффективны, так как помогают за небольшой период времени проверить конечный уровень знаний.

Online Test Padэто образовательный онлайн-сервис для создания тестов, опросников, кроссвордов, логических игр и комплексных заданий. В отличие от программы MyTest данный инструмент позволяет контролировать учебную деятельность обучающихся при выполнении домашних заданий.

Функции онлайн-конструктора позволяют реализовать тест любого уровня сложности. Конструктор тестов предусматривает варианты 14 типов вопросов, в том числе: установление последовательности, заполнение пропусков, последовательное исключение, диктант, мультивыбор или выбор одного решения, ввод чисел и текста, добавление файлов.

По каждому заполненному опроснику можно получить статистику ответов, которая доступна для загрузки в формате Excel.

OnlineTestPad позволяет учащимся подготовиться к ЕГЭ, ВПР по всем темам дисциплины Физики. Сервис может быть использован на любом этапе урока: для введения, тренировки, закрепления материала по предмету, систематизации знаний. Педагог может использовать готовые задания, имеющиеся в базе данных, или сформировать тесты самостоятельно.

Тесты, как один из методов контроля знаний обучающихся, имеют те преимущества перед традиционными методами, которые упомянуты выше. При всем этом положительные стороны тестирования как метода контроля не могут не вызывать сомнений: трудно обнаружить глубину осмысления вопроса, логику мыслительного процесса; есть элемент случайности, особенно при проведении закрытого теста.

Контроль – необходимое звено любого урока. От его организации, проведения и оценивания зависит эффективность обучения. Названные выше методы и инструменты позволяют повысить качество обученности при системном подходе в их использовании и в комплексе с традиционными методами контроля [1].

Используемая литература:

Малкова Т.В., Баранов А.Ю. Педагогический контроль как способ повышения качества обучения // Вопросы педагогики. – 2020. – С. 137-139.

Минекаева

И.И. Современные методы оценивания в школе // Вестник науки и образования. – 2019. – С. 87-89.

Морозова, Т. Ю. Тестовые задания как форма педагогического контроля // Молодой ученый. – 2019. — С. 13-15.

https://zaochnik-com.com/spravochnik/pedagogika/teorija-obuchenija/osnovnye-vidy-formy-i-metody-kontrolja/

https://vektor-bezopasnosti.ru/innovacionnye-sistemy-kontrolja-i-ocenki-znanij