Алантьева Милена Сергеевна
учитель-логопед , высшей квалификационной категории
МБДОУ №27 д/с "Росинка" комбинированного вида
г.Искитима, Новосибирской области.
Основные слова: инновационные формы, коррекционная работа, речевая компетенция родителей.
Аннотация статьи: В данной статье раскрывается проблема повышения педагогической компетенции родителей дошкольников в ДОУ. Представлены методы и приемы работы в данной теме.
Инновационные технологии как средство повышения педагогической компетенции родителей в образовательном процессе для формирования речевой коммуникации детей старшего дошкольного
возраста с ОНР.
Своевременное адекватное реагирование родителей на проблемы воспитания и обучения детей, сотрудничество со специалистами дошкольного образования — залог успешного развития детей. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка, потому что родители являются авторитетом для него и ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении.
За время работы по данной проблеме сложилась оптимальная система планирования. При перспективном планировании учебный год разбивается на темы (модули): 1месяц – 1 тема, а каждая тема делится на несколько проектов, разных по длительности – от одной до двух недель. Составляя календарно - тематический план работы в комбинированной группе для детей с ОНР, учитываются темы модуля ДОУ, темы подобраны так, что бы они дополняли друг друга или плавно переходили от одной темы к другой. Мною разработаны подробный перспективный план, методические рекомендации для воспитателей и родителей, конспекты занятий, картотека выполнения элементов психомоторных упражнений в домашних условиях и самостоятельной деятельности. Картотека презентаций выполненных в программе powerpoint, на лексические темы и звуки.
Выстроены формы организации коррекционного образовательного процесса. Как традиционные, (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные), так и нетрадиционные (участие детей, родителей, педагогов в образовательных проектах).
Чтобы выяснить уровень речевой компетенции родителей в начале учебного года я провожу анкетирование. Мною составлена анкета «Оценка уровня родительской компетенции», а так же составлена анкета, что бы узнать уровень мотивации.
Наиболее эффективными являются инновационные формы взаимодействия с родителями. В ДОУ разработан и реализован инновационный проект «Мы вместе».
Цель проекта: Обобщение приобретенных знаний, путем создания единого образовательного пространства, способствующего формированию критичного отношения к своему ребенку и приобретению ряда педагогических компетенций родителями. Поддержка речевой инициативы детей, через систему тесного взаимодействия всех участников проекта (дети, педагоги, родители).
Результаты проекта «Мы вместе»: повысилась педагогическая компетенция родителей, заинтересованность, активное сотрудничество в процессе логопедической работы; дети повысили свой речевой опыт общения, как со сверстниками, так и с взрослыми, смогли раскрепоститься, стать более уверенными в себе. Были привлечены социальные партнеры службы города (педагог-психолог "Комплексного центра социального обслуживания населения").
В образовательном процессе ДОУ с детьми старшего возраста инновационные технологии внесены в занятия, используются элементы психомоторной коррекции как часть занятия в индивидуальных и подгрупповых занятиях. Кроме того, в соответствии с ФГОС дошкольного образования, разработаны индивидуальные карты-маршруты на детей с ОВЗ. Внедрена система работы с игровым материалом "Мозаика игровая логопедическая на базе игрового набора "Дары Фрёбеля" разработанная Волосовец Т.В., Карповой Ю.В, Ананьевой И.Н. Составлен перспективный план для детей подготовительной к школе группы. Первый этап работы это знакомство с основными элементами психомоторной коррекции. Второй этап дополнен играми и упражнениями, где в процесс работы включены поля мозаики логопедической дары Фребеля.
Поля для проведения Артикуляционной гимнастики для шипящих и соноров, с использованием "Мозаики игровой логопедической на базе игрового набора "Дары Фрёбеля".
В процессе работы некоторые рабочие поля с цветными схемами мозаичных построек и задания были доработаны мною: добавлены элементы для индивидуальной работы, усложнены задания, адаптированы под конкретного ребенка. Логопедическая работа с помощью предлагаемой мозаики решает коррекционно-развивающие задачи по всем направлениям речевого развития. В пособии предлагается содержание занятий по 14 лексическим темам. Их подбор и расположение определены такими принципами, как сезонность и социальная значимость. Раскрытие темы осуществляется в разных видах деятельности, это позволяет обеспечить тесную взаимосвязь в работе всех специалистов с детьми с ОВЗ. Таким образом, применяя в системе работы данные технологии мозаику игровую логопедическую и элементы психомоторики, удалось добиться положительных результатов.
Проанализировав данные анкетирования «Уровень речевых компетенции родителей», можно сделать вывод по данной теме, что высокий уровень компетенции родителей во многом зависит от уровня реализованных возможностей, правильно подобранных инновационных технологий, которые способствуют расширению опыта сотрудничества, и значительно повышают результаты коррекционной работы с детьми ОНР III уровня:
1. С 100% родителями установлены партнерские отношения.
2. 98% родителей активны по отношению к проводимой работе, совместным мероприятиям, жизни ребенка в детском саду.
3. Разработана, апробирована и внедрена система мероприятий с семьей, целью которой является активизация и обогащение воспитательных умений родителей: поддержать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
4. За последние два года повысились результаты коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи.
Проанализировав данные анкетирования «Уровень мотивации родителей», можно сделать вывод: что у 80% повысился уровень заинтересованности родителей и понимание заданий. 77 % - положительно относятся к консультациям, мастер классам, круглым столам, инновационным проектам проводимых в ДОУ учителем-логопедом. 100 % родителей всегда выполняют задания логопеда. Адекватно оценивают состояние звукопроизношения своего ребенка 61,5 % родителей
Таким образом, используя инновационные технологии в образовательном процессе для формирования речевой коммуникации детей старшего дошкольного возраста с ОНР, удалось добиться положительных результатов и повысить педагогическую компетенцию родителей.
Список литературы:
Т.В. Волосовец, Ю.В. Карпова, И.Н. Ананьева. Мозаика игровая логопедическая на базе игрового набора «Дары Фрёбеля» с технологическими картами: учебное пособие / Самара, Вектор,2018.29,1с.