«Инновационный подход к воспитанию культуры здоровья, в условиях реализации ведущих принципов ФГОС, средствами народной педагогики во взаимосвязи ДОУ и семьи»
Букарева Марина Григорьевна
старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 103» г. Воркуты
В течение прошедших лет в системе нашего дошкольного образования ведётся поиск нового облика учреждения, предназначенного для решения актуальных задач дошкольного образования с приоритетом на здоровьесбережение. Этот облик должен соответствовать запросам времени, одновременно удовлетворять потребности детей и родителей, и реализации обновленных федеральных требований.
Организация в дошкольном учреждении системы инновационной деятельности по вышеуказанной теме – один из результатов такого поиска.
На сегодняшний день следует понимать: инновации сами по себе не возникают, они являются результатом изучения передовых педагогических исследований, а также поисков, экспериментов и опору на успешный опыт.
В основу педагогической идеи заложен один из важных принципов стандарта:
- создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, а так же организация сотрудничества с семьей воспитанников.
В рамках данной темы, коллектив рассматривает возможность использования средств народной педагогики в воспитании культуры здоровья.
Как бы ни была справедлива народная мудрость – «в педагогике нельзя изобрести ничего нового, всё уже сделал Ян Амос Каменский», тем не менее год за годом, рождаются новые педагогические идеи, возникают новые технологии, обозначаются новые подходы.
Обогатить развивающую среду и деятельность по формированию навыков культуры здоровья помогают интерактивные средства. Обычные ИКТ игры скажете Вы, но в умелом исполнении они превращаются в инструмент «ПРОактивность» которое могут включать в себя понятия: «Активность», «Движение», «Здоровье» и многие другие.
Сущность интерактивного метода состоит в том, что обучение происходит во взаимодействии всех детей, включая педагога. Метод наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу в обучении и предполагает со-обучение, причем и ребенок, и педагог являются субъектами воспитательного процесса. При этом воспитатель часто выступает лишь в роли организатора процесса , создателя условий для инициативы дошкольников.
В основу интерактивного опыта в этом году лег уже существующий проект «Стена «Будущий здоровый человек» и проект «Дворовые игры» в котором участвовали родители, которые записывали свои игры детства на специальную доску.
Так получился сборник «ПРОактивность». Это попытка не только привязать игровое оборудование - «интерактивную стену» к образовательному процессу, но и сделать его практично-рентабельным. Отличительная особенность интерактивных игр, заключается в сочетании цифровых и проекционных технологий, и сочетание народной и современной педагогики, позволяющих кардинально оживить интерьер и создать необычные проекции на любой стене. Ребенок, попадая в зону проекции, своими движениями заставляет картинку «оживать».
Обычную стену «ПРОактив» превращает в виртуальное игровое пространство с помощью игр, ноутбука и проектора, которые доступны всем педагогам.
Дети могут соревноваться в официальных матчах или играть всей группой, выполнять задание на физическую активность, при этом закрепляя уже полученные ранее знания или дополняя их через народную педагогику. Построению оздоровительной развивающей среды, было уделено серьезное внимание и осуществлялось в интеграции образовательных и оздоровительных мероприятий. Нельзя воспитать культуру здоровья только занятиями физической культурой или закаливанием. Средства народной педагогики, как особый вид деятельности, который стимулирует на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - сохранения, поддержания и обогащения здоровья детей, во взаимосвязи детского сада и семьи.
Сборник дает педагогу возможность планирования здоровьесберегающей деятельности по всем образовательным областям.
Совершая виртуальные путешествия, дети могут быстро перемещаться во времени и пространстве: побывать в гостях у сказки, или оказаться в Коми -игре «Попади в оленя», очутиться в деревне у реки и поиграть в «Ручеек», изучить новый, но в то же время проверенный временем «массаж ложками» и многое другое.
Игровое пространство интерактивной стены позволяет ребенку в интересной обстановке раскрыть свои физические навыки, приобщиться к культуре здоровья народа.
Педагоги же могут решить свои задачи: приобщить детей к культуре, активизировать двигательную, познавательную активность, решать задачи Федерального стандарта.
Родители получают удовлетворенность качеством образования и систематическое взаимодействие с детьми за счет «заданий выходного дня» и участия в проекте.
Структураигр «ПРОактив», имеет четкую последовательность:
1. Мотивация. Игровой сюжет в форме сказки, стихотворения или рассказа нацеливает детей на выполнение определенных действий. Игровая мотивация изначально вызывает у детей положительные эмоции, ожидание радости и приятное волнение
2. Инструкция по выполнению игрового задания. Она должна быть четкой и краткой.
3. Выполнение игровых действий. Участники игры самостоятельно, парами или в группе сверстников выполняют задание под руководством педагога.
4. Рефлексия. Беседа с детьми о том, что им запомнилось или что больше всего понравилось, с какими трудностями они встретились, какие чувства испытали. Используя интерактивный сборник игр «ПРОактив» в образовательной, коррекционной работе с детьми несомненно привлечет внимание детей и родителей.
Таким образом,современная педагогическая практика доказала эффективность включения в программу воспитания культуры здоровья средствами народной педагогики, но способы достижения, которые бы соответствовали принципам ФГОС, были дополнены новаторскими методами современной визуализации.