УДК 796.012.453
Инновационный подход в обучении двигательным действиям в физической культуре и спорте с помощью методов обучения каллиграфии
И.Ю.Сюзев 1 ,О.Н. Ловыгина 2 , Д.А. Корюкин 2 , Р.В Сидоров 3
1 ФГБОУ ВО «Уральский государственный горный университет»
2 ФГБОУ ВО «Курганский государственный университет»
3 ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет»
Аннотация. Описываются результаты комплексного подхода в обучении сложным двигательным действиям в новом физкультурно-спортивном движении РОЛКРОСС [4] на основе образовательных методик советской педагогики: методов конструирования букв в каллиграфии [2] и методов обучения двигательным действиям в спорте [1].
На примере выполнения технического приема – смена (переключение) платформ с передней на заднюю и соответственно с задней на переднюю на практике подтверждается эффективность такой комплексной методики обучения сложным двигательным действиям.
Ключевые слова: методы обучения каллиграфии; обучение двигательным действиям; ролкросс; комплексные методы обучения.
Методы исследования: метод анализа, эмпирический метод, дедуктивный метод; индуктивный метод, синтез.
Введение
Образование – это структурированный и систематизированный процесс формирования фундамента для получения знаний сегодня, с целью решения различных задач в будущем.
В учебнике Л.Я Желтовской: «Методика обучения каллиграфии в начальной школе» утверждается, что «…причина изменения методики зависит от изменения потребностей общества в оформлении мыслей в письменной форме» [2, стр. 120]. В этой же работе автор свидетельствует, что в 1969 году, после очередной реформы школьного образования, каллиграфию или чистописание убрали из программы начальной школы, как отдельный предмет. Почему это произошло? Кто принимал решение? Какие цели преследовали чиновники от образования? В настоящее время историки, политологи и другие специалисты, занимающиеся аналитикой в области образования, придумывают конспирологические объяснения к историческим фактам и цитатам педагогов советской образовательной системы и раннего постсоветского периода.
Уже не секрет, что Мир стартовал в «новое будущее». Стандартное образование становится все ценней и ценней по мере большего внедрения дистанционных, зачастую обезличенных технологий в образовательной среде средней и высшей школ.
«Практика – критерий истины» [3] Данное выражение имеет более чем вековую выдержку и вряд ли будет оспорено в настоящее время и в ближайшем будущем.
В данной статье приводятся практические результаты, которые подтверждают эффективность методики обучения каллиграфии, разработанной в советской системе образования, применительно к обучению сложным техническим действиям в новом физкультурно-спортивном движении – РОЛКРОСС [4].
Базовые принципы, заимствованные из методики обучения каллиграфии.
Кратко, общие принципы обучения каллиграфии, которые были использованы в обучении сложным техническим приемам в РОЛКРОССе, состоят из следующих этапов:
1 этап – формируется намерение что-либо сделать, например, нарисовать линию определенной формы.
На этом этапе возникает мысль, которая должна в конечном итоге материализоваться в конкретный след на бумаге. Например, получив задание – нарисовать на бумаге черту определенного размера, расположения и формы относительно горизонтальных линий разлинованной страницы, ученик сначала представляет, что он будет делать, т.е. создается образ такой линии.
2 этап – дается словесная характеристика этого образа (проговаривается вслух)
Прежде, чем приступить к реализации данного образа в двигательное действие руки с карандашом или перьевой ручкой, необходимо вслух, перед выполнением, проговорить предстоящее действие, дав ему озвученную словом максимально точную характеристику. Например: «Прямая наклонная вправо в половину строки по высоте».
3 этап – выполняется двигательное действие, которое реализует задуманное намерение, озвученное словесной характеристикой.
Если представить схематично, что произошло при выполнении всех 3-х этапов данного не сложного задания, то это будет выглядеть так:
МЫСЛЬ
СЛОВО
(«звуковая материализация мысли»)
ДЕЙСТВИЕ
(знаковая материализация мысли)
Рис. 1 Схема последовательности этапов в обучении конструированию букв в каллиграфии.
Выполнение простых двигательных упражнений каллиграфической направленности по данной схеме позволяет активизировать участки головного мозга, которые отвечают за каждый из этапов реализации полученного задания. Такая практика (тренировка), создает нейронные связи между участками головного мозга, которые отвечают за конкретный этап в достижении цели по заданию.
Если не сформировать навык проговаривания вслух предстоящего действия, то мы лишаем область головного мозга, отвечающую за двигательный процесс, конкретики, точности, так как именно «звуковая материализация мысли» (прим. авт.) позволяет точно охарактеризовать особенности движения руки, после чего движение оставляет след на бумажном носителе информации от головного мозга.
Скоропись, или техника безотрывного письма
После того, как с 1969 года перешли на технику обучения шариковыми руками, которые заменили перьевые чернильные ручки, и за основу взяли технику безотрывного письма, то среднее звено в цепочке: мысль – слово – действие, которым является «слово», было устранено, и обучаемые сразу от «мысли» (намерение совершить действие) переходили к двигательному действию.
Данная, казалось бы, прогрессивная техника безотрывного письма лишила обучаемых простых упражнений, которые позволяли выработать базовые принципы конструирования букв в частности, и целостного почерка, в общем.
Для примера, иллюстрируя процесс деградации почерка обучаемых по причине упразднения методов каллиграфии в программе обучения письму, можно сравнить почерк учащихся советской школы (до 1969 года) с почерком учеников позднего советского периода (до 1990 года) и постсоветского периода. Данное сравнение убедительно иллюстрирует результат упрощения методики обучения письму.
Особенность технической подготовки в РОЛКРОССе, как пример, для объективной оценки положительного влияния методов обучения каллиграфии с проговариванием на обучение другим двигательным действиям
В новом физкультурно-спортивном движении РОЛКРОСС, которое создано группой энтузиастов в г. Екатеринбурге, используют снаряды, которые имеют такие названия: рипстик, снейкборд, вевборд, роллерсерф, кастерборд и др.), обобщенно, будем их называть «спортборд».
Конструктивно они имеют одинаковый механизм (трансмиссию), который преобразует колебательно-вращательные движения тела в поступательное движение снаряда по поверхности перемещения (любая твердая и относительно ровная поверхность из асфальта, бетона, дерева и т.п. материалов со степенью шероховатости ± 5 мм, в зависимости от диаметра колес снаряда).
Метод обучения каллиграфии был применен к обучению одному из сложных технических приемов в РОЛКРОССе, который нигде в спортивной методической литературе не описан. Прием заключается в том, что спортсмен должен выполнить движения, перемещаясь на снаряде с маятниковой подвеской колес, так, чтобы платформы снаряда поменялись местами, а именно: передняя платформа стала задней, а задняя, соответственно, передней. Сложность выполнения данного технического действия обусловлена тем, что для его успешного осуществления необходимо последовательно выполнить ряд условий, строго подчиняющихся законам простой механики (рычаг 1-го и 2-го рода), также условиям, при которых маятниковые подвески колес спортборда такой конструкции будут работать согласованно с усилиями, прикладываемыми телом спортсмена на пятно контакта колеса через опору стоп на платформы снаряда.
Если все элементы сложного технического приема выполнены правильно, с точки зрения законов физики (простая механика), то после выполнения этого технического приема спортсмен сохраняет равновесие и перемещается уже другим боком (на передней платформе находится левая (правая) нога, если до выполнения приема находилась правая (левая) нога.
Данная оценка результата выполнения технического приема является максимально объективной, так как положительный результат будет очевиден и засчитан только тогда, когда сохраняется устойчивость системы: «спортсмен-снаряд», после смены платформ.
Эволюционно, методика обучения этому техническому приему формировалась постепенно с самого простого – метода проб и ошибок в течение 1 года, по причине того, что в мировой физкультурно-спортивной практике отсутствует описание методики выполнения данного технического действия, в связи с небольшим сроком появления таких снарядов на рынке.
а – вид снизу б – вид сверху
Рис.2. Снаряд роллерсерф с маятниковой подвеской системы swich
После того, как методика обучения данному техническому действию была освоена только одним спортсменом, появилась необходимость в ее тиражировании на других, но тратить месяцы для получения положительного результата – это очень большой срок, особенно в случае обучения детей и подростков, так как теряется мотивация в получении результата из-за долгосрочной перспективы его осуществления.
Для повышения эффективности обучения этому техническому приему (переключению платформ) объединили в один обучающий методический комплекс два метода советской образовательной системы:
1. Обучение двигательным действиям по методике, описанной М.М. Богеном [1]
2. Обучение каллиграфии с проговаривание каждого элемента двигательного действия (основные опорные точки по М.М. Богену [1])
После применения этих методов были получены результаты, убедительно свидетельствующие об удачном их объединении в одну комплексную методику.
Таблица 1 Сравнение показателей эффективности разных методов обучения, применительно к одному техническому приему
Метод обучения
Время, затраченное на освоение технического приема: «переключение платформ»
Метод проб и ошибок (без конкретизации основных опорных точек [1])
6 месяцев
Метод последовательного выполнения по основным опорным точкам [1]
1 месяц
Метод обучения с проговариванием заранее подготовленных словесных характеристик основных опорных точек целостного технического приема
1-2 занятия
Отзыв о презентации данной методики обучения двигательным действиям в обычной общеобразовательной школе г. Екатеринбурга
11 декабря 2021 года, по просьбе педагогического коллектива школы № 117 г. Екатерибурга, состоялась презентация данной методики. Отзывы участников мероприятия свидетельствуют об актуальности данного подхода в обучении двигательным действиям через методы конструирования букв, которые были приняты на уроках каллиграфии советского периода до 1969 года. Приводим некоторые из них:
Актуальность темы: в век информационных технологий у родителей сложилось мнение, что почерк никаким образом не влияет на развитие ребенка, детям каллиграфия кажется скучным и утомительным делом, отсутствует мотивация к тому, чтобы научиться красиво писать.
Практическая значимость темы:
- в советской школе каллиграфии уделялось должное внимание;
- в настоящее время на Востоке и Европе изучают влияние каллиграфии на мозговую деятельность человека, т.к. каллиграфия развивает внимание, наблюдательность, воображение;
- на примере работы со спортсменами, по такой комплексной методике, убедительно подтверждается её эффективность в обучении сложным элементам техники в РОЛКРОССе.
Реальность внедрения в образовательном процессе средней школы: в современной школе каллиграфией занимаются в начальной школе, разборчивый почерк нужен выпускнику, чтобы эксперт на ГИА смог правильно прочитать сочинение и изложение, данная методика нацелена на повышение активности учащихся, поэтому он в первую очередь полезен тренерам, которые, в отличие от связанного урочной системой и учебными программами учителя, могут включить уроки каллиграфии в индивидуальную систему подготовки учеников. [Приложение]
Заключение
На примере освоения приема переключения платформ в РОЛКРОССе были получены результаты, которые свидетельствуют о положительном эффекте, который дает объединение двух методик обучения: обучение двигательным действиям по М.М. Богену [1] и методики обучения каллиграфии с проговариванием словесной характеристики предстоящего двигательного действия.
Наработка навыка конструирования букв, с предварительным проговариванием точной словесной характеристики предстоящего двигательного действия, создает прочные нейронные связи между отдельными участками головного мозга, которые отвечают за конкретный этап в цепочке: мысль – слово – действие, что благоприятно отражается и в освоении других двигательных действий (гипотеза авторов).
Данный подход позволит в современных условиях образовательной системы повысить мотивацию учащихся и педагогов в освоении каллиграфических приемов красивого письма, не только ради повышения качества самого письма, но и с перспективой применения этих приемов в освоении техники сложных двигательных действий в любых сферах человеческой деятельности, особенно требующих высокой степени точности и согласованности движений, например: спорте, медицине, управление транспортными средствами и др.
Литература:
1. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 192, ил.
2. Желтовская Л.Я., Соколова Е.Н. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников: Пособие для учителя четырех лет. нач. шк. – М.: Просвещение, 1987. – 225 с.; ил. – (Б-ка учителя нач. классов).
3. Карл Маркс, Тезисы о Фейербахе https://www.marxists.org/russkij/marx/1845/feuerb.htm
Интернет источники:
4. Интернет источники: https://vk.com/rolcross
Сюзев Игорь Юрьевич (Syuzev Igor Yurievich) преподаватель кафедра антикризисного управления и оценочной деятельности, ФГБОУ ВО «Уральский государственный горный университет» 620144, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Куйбышева, 30, e-mail: siy64@mail.ru, ORCID: 0000-0002-8830-365X.
Ловыгина Оксана Николаевна (Lovygina Oksana Nikolaevna) кандидат биологических наук, доцент кафедры физической культуры и спорта, ФГБОУ ВО «Курганский государственный университет», 640020, г. Курган, ул. Советская, 63, e-mail: kapitan777on@mail.ru, ORCID:0000-0001-5455-720
Корюкин Дмитрий Анатольевич (Korukin Dmitrii Anatolievich), кандидат биологических наук, заведующий кафедрой физической культуры и спорта, ФГБОУ ВО «Курганский государственный университет», 640020, г. Курган, ул. Советская, 63, e-mail: krjukin.dimn@mail.ru, ORCID: 0000-0001-7815-5676
Сидоров Роман Васильевич (Sidorov Roman Vasilievich) – кандидат биологических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет», 620144, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45; научный сотрудник кафедры анатомии и физиологии человека, ФГБОУ ВО «Курганский государственный университет», 640020, г. Курган, ул. Советская, 63, e-mail: sidorov_rv@usue.ru , ORCID: 0000-0002-0295-935X