Инновационный подход в реализации содержания

геометрического материала

Саракаева А.А., учитель начальных классов

МБОУ СОШ №28, г. Владикавказ

Аннотация. Описание работы ориентировано на то, что на современном этапе развития образования проблеме развития геометрического материала на уроках математики в начальной школе уделяется большое внимание. ФГОС НОО в качестве одного из принципов начального образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий обучающихся. Кроме того стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств младших школьников. Концепция начального образования, ориентиры и требования к обновлению содержания образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию младших школьников и к содержанию геометрического материала.

Ключевые слова: инновация, инновационное обучение, инновационные методы, принципы организации учебного процесса.

Одной из тенденций развития современного курса геометрии является постоянное расширение его предметной области, что позволяет усилить общеобразовательный потенциал курса, раскрыть его связь с другими предметами.

По этой причине становится актуальной разработка определенных методических подходов к использованию инновационных технологий в преподавании геометрии для реализации идей развивающего обучения, развития личности обучаемого, в частности, для развития творческого потенциала индивида, формирования умения учащихся осуществлять прогнозирование результатов, своей деятельности, разрабатывать стратегию поиска путей и методов решения задач – как учебных, так и практических.

Вопросы проектирования методической системы обучения математике отражены в работах О.Б. Епишевой, Г.К. Безруковой, В.П. Беспалько, В.С. Гершунского, В.В. Петровского и др. Проблемы технологизации инновационных процессов в обучении математике освещены в исследованиях В.А. Смирнова, И.С. Дмитрик, М.А. Чошанова, П.М. Эрдниева, М.В. Кларина, В.Ю. Питюкова, Н.В. Щурковой и др.

Различные аспекты личностно ориентированного обучения математике исследовались Н.С. Подходовой, И.С. Якиманской, И.В. Дробышевой, В.В. Давыдовым, Л.В. Занковым, П.Я. Гальпериным и др.

Глубокие изменения в социуме способствовали пересмотру образовательной системы. Оказалось, что истоки всех этих изменений лежат в творческом потенциале педагогов, в их инновационной деятельности, которая нашла свое отражение в создании школ нового типа, в разработке и внедрении элементов нового содержания образования, новых образовательных технологий, укреплении связей школы с наукой, обращении к мировому педагогическому опыту.

Реформы в системе образования на сегодняшний день особенно заметны, что подтверждает множество исследований [1,8], согласно которым:

Тенденция к непрерывности образовательного процесса означает стремление к постоянному обучению и развитию на протяжении всей жизни.

Изменение характера взаимоотношений между педагогами и учащимися подразумевает преобладание партнерских отношений.

Построение учебного процесса на основе технологического режима, где ключевым аспектом выступает согласованность целей учителя и учеников, а также выбор средств и методов, способствующих достижению этих целей.

Акцентирование внимания на развитии когнитивных навыков и понимания, а не только на практических навыках.

Создание условий, которые способствуют раскрытию потенциала ученика и развитию его способности генерировать новые идеи и решения.

В свете этих преобразований в последнее время разрабатываются и исследуются образовательные методики, которые призваны обеспечить качественное обучение учащихся математике. Эти методики включают разнообразные подходы, такие как развивающие, индивидуальные, интерактивные, игровые и др. Ряд исследователей объединяют их в единое понятие, называемое «инновационным обучением».

Слово «инновация» происходит от латинского слова, означающего новшество, изменение или внедрение чего-то нового.

В нашей стране началась активная интеграция уже существующих педагогических систем, методик, дисциплин. В результате появились педагоги и ученики, которые стали последователями и сторонниками различных подходов к развивающему обучению, таких как методика В.В. Давыдова, подход Л.В. Занкова, концепция В.Ф. Шаталова и другие.

Среди наиболее важных целей современной педагогики можно отметить необходимость систематизации новаторских методов и подходов. Знание такой классификации необходимо учителю, чтобы лучше понимать особенности нововведений, определить их общие черты и различия, и, в конечном итоге, успешно интегрировать выбранную инновационную технологию в процесс освоения математики.

Далее сравним общепринятый и новаторский метод обучения, опираясь на опыт некоторых исследователей [1,7], применительно к процессу изучения математики.

Традиционное обучение ориентировано на усвоение правил и поддержание существующей культуры и социальной системы. Инновационное обучение, напротив, ориентировано на развитие у обучающихся способности адаптироваться к изменяющемуся миру и решать новые задачи. Оно стимулирует креативность, самостоятельное мышление и способность справляться с нестандартными ситуациями. Инновационные методы обучения могут включать в себя активную деятельность учащихся, использование современных технологий и другие средства, способствующие развитию навыков, необходимых для решения новых проблем.

В инновационном обучении целенаправленно организовывается «социальная ситуация развития личности, способной принять вызов будущего, где проектируется как это будущее, так и процесс достижения готовности к участию в его осуществлении» [6].

Когда речь идет о дидактических целях, становится ясным, что инновационный подход, прежде всего, направлен на развитие у студентов способности к самостоятельному приобретению знаний [3].

Существует значительное различие в характере взаимоотношений между учителем и учениками в традиционной и инновационной педагогике.

В традиционной педагогике учитель часто воспринимается как источник знаний, а ученик как объект, который должен просто принимать и запоминать информацию. Это отношение субъект-объектного типа, где учитель играет активную роль, а ученик пассивную.

В инновационной педагогике отношения между учителем и учениками ориентированы на сотрудничество и взаимодействие. Это отношение субъект-субъектного типа, где учитель и ученик взаимодействуют как равные партнеры, и учитель способствует развитию способностей и самореализации каждого ученика.

Инновационный подход подразумевает лидирующую роль учителя, но никак не преимущественную, то есть педагог «выполняет функции режиссера, но не распорядителя, играет роль не только организатора, но и соучастника учебного процесса» [9].

Резюмируя все сказанное выше, отметим некоторые ключевые особенности инновационного обучения:

В инновационном обучении

в

нимание акцентируется на решении реальных проблем и задач.

Используются разнообразные интерактивные методы.

В процессе обучения учитывается разнообразие потребностей и уровней знаний учащихся.

В инновационном обучении уделяется внимание развитию навыков, таких как критическое мышление, коммуникация, сотрудничество, решение проблем, творчество и другие, которые важны для успеха в современном мире.

Так как инновационные методы обучения направлены на адаптацию образования к современным требованиям и способны благоприятно сказаться на всех аспектах учебного процесса, видится целесообразным внедрение этих методов в реализацию курса геометрии.

В рамках выявления целесообразности интеграции новейших методов в процесс преподавания геометрии, были произведены опросы учителей разных школ. Большинство учителей сошлось во мнении, что традиционные методы и существующий материал являются достаточными для изучения курса геометрии.

Трудности усвоения геометрического материала в средней школе – следствие традиционного обучения в начальных классах.

Психологические трудности связаны с необходимостью постоянно оперировать образами при изучении геометрии в школе, в частности на начальных этапах освоения этого предмета. Образная деятельность представляет собой сложный процесс, который трудно преподавать в рамках традиционных методов из-за характеристик образов, таких как их субъективность, многозначность и неотделимость восприятия.

Производя действия с предметами различной формы, ребенок осознает их свойства и особенности, а также возможность использования этих предметов в повседневной жизни. Дети в этом возрасте могут не всегда точно выразить свое пространственное восприятие словами, и они часто используют указательные жесты и предметы-посредники. Вместе с тем, уровень их пространственных ощущений позволяет говорить о наличии у них интуиции в отношении форм, размеров и объемов окружающих предметов, что является основой для изучения пространственных геометрических фигур [2].

Цитата из Концепции модернизации российского образования [4]: «в условиях приоритетной поддержки образования со стороны государства система образования должна обеспечить эффективное использование своих ресурсов человеческих, информационных, материальных, финансовых» подчеркивает важность поддержки со стороны государства для развития образования.

Некоторые исследователи подчеркивают, что из-за общности и абстрактности сформулированных дидактических принципов часто отсутствуют четкие рекомендации по методам и содержанию обучения, что может привести к широкой интерпретации и разнообразному использованию этих принципов.

В рамках нашей работы мы сформулируем следующие принципы в области дидактики и методики:

Соотношение учебного материала с основными целями геометрической подготовки.

Обеспечение непрерывности и последовательности в представлении геометрического содержания на более продвинутых этапах обучения.

Гармоничное сочетание количества дидактических средств с общим временем, выделенным в базовом учебном плане.

Используем концепцию В.Г. Крысько, в рамках выявления основополагающих положений, благоприятствующих организации учебной деятельности и взаимодействию педагога и учащихся. Мы также уделим внимание некоторым аспектам взаимодействия между ними в ходе образовательного процесса [5].

На основании изложенных выше положений, выделим некоторые принципы организации учебного процесса в рамках изучения геометрии:

Постепенное усложнение учебного процесса.

Принцип самодеятельности. Он предполагает, что обучающиеся должны не только получать информацию и знания от учителя, но также исследовать тему, формулировать вопросы и творчески применять полученные знания.

Принцип

ответственности

.

Принцип коллективизма

,

подчеркива

ющий

важность работы в команде и участия в общих усилиях в целях достижения образовательных целей.

Принцип психологического обеспечения в процессе изучения геометрии означает учет психологических аспектов и особенностей учащихся с целью обеспечения эффективного и комфортного обучения.

Методы обучения математике, разрабатываемые на современном этапе, направлены в частности на активное взаимодействие между преподавателем и учениками, а также между самими учениками. Они строятся на разнообразных формах сотрудничества и способствуют развитию более осознанного подхода к способам обучения.

Литература.

Бургин М.С. Инновации и новизна в педагогике. – Советская

педагогика. – 1989. – №12.

Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / Под ред. И.С. Якиманской; Науч.-исслед. Ин-т общей и педагогической психологии Академии пед. Наук СССР. – М.: Педа

гогика, 1989. – 224 с.

Киргуева Ф.Х. Развитие профессионально-педагогических компетенций в полилингвальной образовательной среде /

В сборнике: ПМНО: Поиск. Мастерство. Новаторство. Опыт. Материалы региональной научно-практической конференции. Редактор: Ж.Х. Баскаева. 2009. С. 276-282.

Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года// Директор школы. - 2002. - № 1.

Крысько, В. Г. Психология и педагогика: схемы и комментарии / В.Г. Крысько. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.- 368с.

Панчищина, В.А. О концепции и содержании экспериментальной

программы «ГЕОМЕТРИЯ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ» (вводный курс геометрии) / В.А; Панчищина - Томск: Изд - во Том. ун-та, 2001.- 32 с.

Петровский, В.В. Групповое обучение учащихся младших клас

сов на уроках математики: дисс. ... канд. пед. наук /В.В. Петров

ский. - Липецк, 2002. - 167 с.

Поляков, С.Д. В поисках педагогической инноватики / С.Д. По

ляков. - М.: Б.И., 1993. - 63 с.

Фридман, Л.М. Психолого-педагогические основы обучения ма

тематике в школе: Учителю математики о пед. психологии / Л.М. Фридман. - М.: Просвещение, 1983. - 160 с.