ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ С ФОНАРИКОМ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Макарова Т.В.
МБДОУ ?ДС № 2 г. Челябинска?
г. Челябинск

Аннотация: Архаика педагогического воспитания и возможности применения устаревших методов в условиях современности. Может ли это являться действенным и продуктивным подходом в современной педагогике? 

Интенсификация вариативной восприимчивости у детей формируется посредством образного восприятия и игровой деятельности. Эти моменты, безусловно связаны между собой и так же неразрывны, как и педагогическая деятельность опирающаяся на наглядные, яркие и от того весьма продуктивные методологии воспитания. Однако, при этом не стоит упускать из виду актуальность перенасыщенности современного ребёнка источниками цифровизированных данных. Этот информационный поток притупляет восприятие детей и нивелирует, многие прогрессивные, до недавнего времени, формы педагогического подхода.   Качество воспитательного процесса прямо пропорционально креативности подходу и актуализированности в соответствии с современной реальностью. А значит, необходимо искать принципиально новые возможности в воспитательной деятельности. Они должны и обязаны быть по сути своей, направлены на всё те же нерушимые принципы взращивания у ребёнка правильного понимания и адекватного восприятия и осмысленного усваивания основополагающих  понятий и знаний. 
Создание актуального взаимодействия индивида, формирующего основные алгоритмы понимания ежедневной сущности правил восприятия, базируется исключительно на незыблемости архаичных основ и непоколебимости стандартных устоев восприятия. 
Поэтому, интерпритензисциозный подход, во многом корелируется концептуальным взаимодействием с основополагающими аспектами восприятия тенденции к осознанию.
Зависимость знаний базируется на освоении многочисленных постулатов сформированных цивилизационной моделью воспитания, отталкивающейся от незыблемых понятийных основ исторически сформировавшихся стандартов.
Отождествление вчерашних методик с современной данностью, для многих стало релевантно ископаемости и неприемлемости по сути своей. Однако же, многие подходы перекликаются не только с насущным моментом, но и зачастую, эти методы будут востребованы многие годы спустя.
Всё это базируется на столпах незыблемого восприятия относительно воспитуемого, словно бы, это является единым и нерушимым фундаментом базисных знаний.  
Наша задача не задвигать в забытье устоявшиеся походы и, не пытаться нивелировать их значимость в общей воспитательной концепции. Ведь, современная действительность, во многом сформирована на основе исторически образованных норм и нерушимых понятий.
 Нынешних  детей в детском саду достаточно сложно чем-то увлечь в ввиду современной особенности быта и домашнего досуга. В подавляющем большинстве времяпрепровождение детей акцентируют современные гаджеты - будь то планшет, компьютер или мобильный телефон. Все эти аксессуары создают иллюзорность сформированного образа и лишают ребёнка возможности видеть мир в его изначальной антуражности и, некоей недосказанности.
               Ещё в недавнем прошлом, диафильм с застывшими изображениями и цитируемым со стороны взрослого текстом, отображенного на том же слайде, воспринимался детьми, как нечто сказочное и неимоверно удивительное событие. История изображенная на цветных фрагментах помогала сформировать и закрепить определённые понятия в сознании ребёнка. Что же сейчас? Попробуйте заинтересовать современно малыша подобным образом… 
               – Не вышло? Неудивительно! Современные дети большинство информации черпают из бесконечного потока мультипликации по телевидению и, дополняют не менее неиссякающим потоком, льющимся из всемирной сети интернет. Это стало более доступно, нежели классические увещевания на ту или иную тему. В результате этого, в социуме детского сада,  дети зачастую цитируют свои достижения, основываясь на образах  смоделированных современной виртуальной действительностью. По итогу,  заинтересовать современного ребёнка обычным педагогическим приёмом не вполне возможно. Понятие ?чудо? для нынешних детей стало не более чем иллюзия. Как же это исправить? Ведь  родители, в бытовой формации семейного досуга, зачастую не дают ребёнку радости совместного творческого промысла и возможности познавать интересное и новое посредством ?неиллюзорного? виртуального  мира. Но этого, как раз таки, и катастрофически не хватает современным малышам. Незачем отбрасывать на задворки досужее общение и, уж тем более не стоит примитизировать, в буквальном смысле, объяснение ?на пальцах? фундаментальных моментов. И вот тут, мы обращаемся к новому, но как оказалось, хорошо забытому старому…
  Не стоит  воспринимать в архаичных тонах заурядную, казалось бы, ?игру с фонариками?. Ведь в исторической ретроспективе это банальное и ничем не примечательное  занятие зарекомендовало себя, как наиболее креативное и, максимально продуктивное. В недавнем прошлом, подобные занятия проводились при помощи подручных  световых элементов – фонарик, свечка или просто источник света в виде настольной лампы. Проецируемые на стену теневые эффекты, воплощаемые при помощи рук, давали возможность детям воспринимать оживающий перед ними  мир теней, создаваемый взрослым, как нечто сказочное  и потрясающе реальное. Оживающие образы, а это могли быть какие угодно существа - волк, заяц или  образ взмывающей ввысь птицы дарили детям возможность продолжать картину спонтанно возникающими историями и фантазийными рассказами, которыми дети начинали просто фонтанировать.
Давайте зададимся вопросом, а настолько ли этот метод канул в лето? Нет. Этот подход остаётся весьма актуальным и в наше прогрессивное, сверхцифровизированное время. Воспитатель получает возможность активизировать воображение ребёнка и  побудить его к творческому восприятию реализуемой проекции.
Однако, мы попытаемся сбалансировать проверенный временем подход с современными технологическими возможностями. Давайте переведём это в несколько другую плоскость, а именно переформатируем данное занятие в некий ?театр теней?. Что же это из себя представляет? Прежде всего, это ансамбль ширмы в виде экрана на который попадает свет фонарика и всевозможные вариации персонажей вырезанных из светопоглащающей бумаги. Получаемая проекция, имеющая в своей подоплёке крайне примитивный подход ?оживает? на экране, двигаясь и изменяясь в размерах. Это действо стимулирует детей к всплеску эмоций и вызывает неподдельный азарт, а так же желание соучаствовать в процессе. 
Так, где же тут современные технологии и чем они нам реально помогают? Всё просто, при помощи персонального компьютера и программы Word  мы формируем таблицу. На одной из них изображаем однотипные объекты, например грибы, на другой по тем же пропорциям размещаем различные картинки. Магия в восприятии детей, заключается в том, что безликий ?гриб? таит в себе нечто и это нечто можно увидеть только при помощи светового луча от фонарика с тыльной стороны.
Этот метод весьма востребован для воспитательной деятельности в ДОУ. Он является по-прежнему наиболее доступным и в тоже время максимально зрелищным на занятиях с детьми.
Необходимо признать, что идея использования фонарика для подсвечивания картинки с обратной стороны, оказалась революционной, если можно так сказать, в воспитательно-образовательной деятельности. Возможность применения этой методики, во многом представляется безграничной, так как её можно с успехом применять на различных занятиях, например: математическое, сенсорное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое и прочие. Цель  занятий, это конечно же расширить и максимально закрепить вновь полученные знания у детей. Так почему бы не прибегнуть к ?волшебству фонарика?, тем более, если это не требует больших временных затрат.
Проведение занятий в игровой форме, способствует кратно лучшему восприятию и усвоению новой информации у детей, а значит область познания нового, будет непременно расширяться.
Итак, давайте приступим к более подробному рассмотрению сути, вариантам и целям подобных дидактических игр. Поскольку их использование на наших занятиях теснейшим образом перекликается с повседневной реальностью каждодневного бытия.

Дидактическая игра: ?Поможем зайке разложить овощи по корзиночкам?
Цель игры: Развитие фонематического слуха и интонационной культуры речи, развитие логического мышления, формирование умения сравнивать, акцентирование на внимательности, развитие связанности речи, улучшение механизмов в области связности речи, а так же, это способствует немалому развитию речевого творчества. 
Что касается развития речевого творчества -  это представляет собой достаточно трудоёмкий процесс и оказывается весьма непростой задачей. При правильной подаче информации и успешном создании общеприятного фона, в купе с необходимыми условиями, дети получают возможность раскрывать в себе бескрайний ландшафт для полёта личных фантазий. Они практикуются в умении составлять свои смешанные суждения, перекликаемые с отрывистыми набросками образов в относительно несложные, но весьма удобоваримые рассказы. Эти истории по сути своей очень ёмкие и крайне лаконичные по своему содержанию. Но смысл этих повествований, на интуитивном уровнем понятен абсолютно всем. Так же, дети проявляют способность к режессированию различных сюжетных линий в ту или иную сторону. Иногда,  наблюдается способность к интеграции, при определённых условиях, к соучастию в процессе связанному с  рифмованием неких моментов текста, что не может не восхищать актуальность воспитательного процесса.

 Дидактическая игра: ?Бабушкины соленья?
Цель игры: Прежде всего, цель данного занятия заключается в обогащении словарного запаса среди детей, формирование понимания рода и числа, разделении прилагательных и существительных, развитие памяти, мышления, внимания, закрепления навыков счёта, общее понимание о сравнении большего с меньшим.
Развивать фонематическое восприятие (умение выделить в произношении  и услышать в словах тот или иной звук).
Совершенствовать артикуляцию, умение чётко произносить гласные и простые согласные звуки; подводить к усвоению правильного произношения шипящих, свистящих и сонорных звуков.
Развивать и интонационную сторону речи, уметь производно регулировать тембр речи, силу голоса, речевое дыхание.
Самостоятельно конструировать слова и их формы, использовать словотворчество как специфический способ обследования формально-семантических отношений между наименованиями.
Отражать своё понимание между предметами и явлениями через усложнения структуры предложения.

Математическо-дидактическая игра: ?Гараж для автомобиля?
Цель игры: Воспитывать умение воспринимать равное количество разных предметов. Закрепление умения ведения счёта предметов. Обучение ориентированию в пространстве. Упражняться в сравнивание чисел и воспитание понимания большего и меньшего из чисел. 
Осваивание детьми методов исследования математического содержания, форм моделирования и трансформирования.
Формирование умения аргументированности и доказательности речи, увеличение словарного запаса и точности выражений.
Восприятие и усваивание материала повышается, в случае игровой подачи и вуалирования процесса непосредственного обучения математическим представлениям.
Необходимо обеспечить наличие определённых дидактических игрушек математической направленности, что позволит в свою очередь развить в большей степени у детей умение фильтровать предметы, основываясь на их базисных аспектах – форма, цвет, размер.

Дидактическая игра: ?Пирамидка?
Цель игры:?Научить детей умению различать предметы по форме, величине,  цвету, а так же при помощи фонарика, формировать умение отличать объекты по размеру и соотносить их по принципу  - от большего к меньшему и наоборот. 
Совершенствовать детское восприятие, обогащаемое кинетическим  и тактильным аспектом, развивать моторику пальцев рук.
Систематическое сенсорное развитие ребёнка должно осуществляться поэтапно. Для этого мы и формируем игровое пособие, способное развивать малыша не только во время занятия, но и в самостоятельной повседневной деятельности воспитанника.
Дидактическая игра: ?Опасные предметы?
Цель игры: закрепление у детей понимания опасных предметов, встречающихся в бытовой сфере. Понимание безопасности как основы жизнедеятельности. Осознание полезного и неполезного, съедобного и несъедобно и умение отождествялть эти понятия. Улучшать сообразительность и внимательность. 
Способствовать обогащению словарного запаса.
Закреплять навыки правильного построения предложений.
Помогать детям формулировать смысловое предложение.
Закреплять навык пересказа сюжета на основе увиденных картинок.
Умение составить рассказ, опираясь на истории прожитого момента.
  
Таким образом, педагогические занятия с применением фонарика зарекомендовали себя, несмотря на давность этого подхода, как весьма насущный и транспорентный во многих смыслах метод.
Всё новое, это хорошо забытое старое, к тому же если всё это обильно приправлено безграничностью современных технологий, то результат будет радовать как педагогов, занятых воспитательной деятельностью, так  и самих воспитанников ДОУ. Дети ежедневно познают обширные объёмы информации открывающегося для них мира повседневной реальности. 
Так давайте же будем способствовать их взрослению компиляцией всех доступных для нас образовательных методов.
Список литературы
Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: ?АРД ЛТД?, 1998. – 192с.
Менджерицкая Д. Детские игры//Дошкольное воспитание. – 2008. — №5. – с.10-11.
Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для работы с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2013. – 80с.
Шорыгина Т.А. Беседы об этикете с детьми 5-8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 96с.