. ИНТЕГРАЦИЯ В РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕЛЬСКИХ ШКОЛ ПРИСОЕДИНЕННОЙ ХЕРСОНСКОЙ ОБЛАСТИ

Романченко Л.Н.

Доцент Финансового университета при Правительстве РФ, кандидат военных наук, доцент

Введение

В современной геополитической обстановке в мире, наряду с наукой, развитием сетей информатизации и в целом цифровизации общества особое место занимает образование, которое следует признать важнейшим стратегическим ресурсом развития государства, поскольку образованное общество, обладающее культурой нации является доминирующим условием успеха всех экономических, политических и социальных преобразований в стране.

Понимание этой парадигмы нашло важное воплощение в «Стратегии национальной безопасности РФ до 2030г. (Утверждена Указом Президента РФ от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации". Этот документ выдвигает науку, образование и инновационные технологии в ряд основных приоритетов устойчивого развития страны, относит повышение уровня и доступность конкурентоспособного общего и профессионального образования населения к стратегическим целям обеспечения национальной безопасности и возводит в ранг государственной нормы положение общей теории безопасности, которое можно сформулировать так: «Система национальной безопасности современного государства органично зависит от эффективности проводимой инновационной и образовательной политики» (Демченко, 2008, с. 169).

Нарушение безопасности, в силу природных катаклизмов, экономических санкций, при возникновении социальных противоречий, а также внешнего давления коллективного запада под руководством США затрудняет, в реализации эффективного образования в интересах национальной безопасности страны в контексте идеологии и самого понимания ее сущности для противоборствующей стороны.

Вместе с тем опыт Второй мировой войны свидетельствует, что система образования в СССР при ведении войны с фашистской Германией может существовать и активно функционировать в любых критических ситуациях.

Война послужила толчком для бурного развития советской системы образования. Руководство страны понимало, что нельзя закрывать школы и прекращать обучение, наоборот, количество школ увеличилось. Педагогика была приспособлена к условиям военного времени. Все лучшие черты, которым отличалось советское образование, были сформированы именно во время Великой Отечественной войны. Благодаря новым технологиям, создавались более совершенные образцы вооружения, разрабатывались новые виды средств поражения, боеприпасов, горючего.  Запуск первого спутника Земли в 1957 году, полёт человека в космос в 1961-м, колоссальный подъём технического развития и великое гуманитарное наследие, оставленное нам Советским Союзом – всё это явилось результатом высокого уровня образования, которым так славился СССР.

Сегодня перед страной также стоит немало важная и актуальная стратегическая задача интеграции образования присоединенных регионов и областей в российское образование. Фактически для этих регионов это совершено новая система образования.

После принятия 17 февраля 2023 года Президентом России Владимиром Путиным закона об интеграции в российское образовательное пространство присоединенных республик и областей скоро исполнится два года.

Главным принципом этого закона является, признание образования, ученые степени и звания, полученные жителями новых территорий до их присоединения. В регионах устанавливаются российские нормы об образовании, в том числе требования к деятельности образовательных и научных организаций и квалификационные уровни сотрудников сферы.

Следует отметить по заявлению главы Минпросвещения России Сергея Кравцова, что в указанные сроки (пять лет), максимальную интеграцию новых регионов России в образовательное пространство страны спланировано осуществить в более сжатое время, в течение двух лет. В этой связи всестороннюю поддержку новым регионам РФ, оказывают Министерство просвещения России и регионы-шефы. Курирующими регионами была проделана большая работа по оснащению школ – было поставлено 132 компьютерных класса, более 40 тысяч единиц школьной мебели, свыше 15 тысяч – спортивного инвентаря, почти 3 тысячи оборудования для пищеблоков.

Особая роль в осуществлении этой задачи отводится не только регионам – шефам, но и ведущим ВУЗам страны, которые оказывают значительную гуманитарную помощь средним школам в муниципальных районах Херсонской и Запорожской областях.

В условиях переходного периода при отсутствии достаточной материальной базы школам необходимы внешкольные пространства, которыми являются библиотеки вузов, другие школы, а также высшие образовательные организации регионов страны. Именно тесное сотрудничество предоставляет возможность использования базы материально-технических ресурсов социальных партнеров школы для осуществления, как предпрофильной, так и профильной подготовки учащихся.

При выполнении задач шефства и социального партнерства не целесообразно ограничиваться внутренними мероприятиями школы. Необходимо выносить их за пределы школы либо путем проведения таких мероприятий, как олимпиады, соревнования, поездки с концертами, лекции, конкурсы.

Выполнение вышеуказанных целей и задач социального партнерства особенно актуально и возможно, прежде всего, передовыми и ведущими высшими образовательными учреждениями страны.

Сегодня примером выполнения главной задачи интеграции образования указанной президентом страны В.В. Путиным является, всестороння помощь, прежде всего для начального и среднего образования в присоединенных регионах.

В этом направлении целенаправленно и эффективно осуществляет свою деятельность один из ведущих экономических ВУЗов страны Финансовый университет при Правительстве РФ. По указанию ректора решение оказания помощи «Сивашской» средней школы №2 Новотроицкого муниципального округа в организации учебного процесса обеспечение учебными материалами и техническими средствами, а также проведения обучения в онлайн формате по дисциплинам БЖД и ОВП взял на себя Финансовый университет при Правительстве РФ.

2.Проблемы и пути их решения

Как все начиналось. У истоков образовательной системы Херсонской области стояли: начальник департамента образования и науки Кузьмич Татьяна Александровна, которая позже стала замом  губернатора Херсонской области; Галченков Алексей Сергеевич; Авдеева Галина Викторовна, а также учителя русского языка и литературы из Ростовской области. Именно они первыми провели курсы повышения квалификации для директоров и замов по вопросам организации обучения по ФГОС. Позже они стали министром образования и науки Херсонской области и замом соответственно.   Большим подспорьем для педагогов стала «Цифровая экосистема ДПО», которая дала возможность повысить квалификацию и получить новую методику преподавания предметов.

С 7.06 по 12.06.2024  Министерство просвещения РФ организовало курсы в центре знаний «Машук» «Основы управления общеобразовательной организацией. Курсы повышения квалификации управленческих кадров образовательных организаций». Лекторами стали ведущие специалисты по работе с кадрами М.В. Кислицина, начальник отдела развития кадрового управленческого потенциала. ФГАОУ ВО Государственный университет просвещения; Светлана Сергеевна Гончарова, советник отдела развития кадрового управленческого потенциала Управления регионального развития. Их профессионализм и опыт работы позволили дать очень много информации по проблемным вопросам совершенно нового образования в сложных условиях прифронтовой зоны, начиная от открытия образовательного учреждения и до выдачи аттестатов выпускникам.

Профессионалы учителя-практики помогли дать педагогам совет в интересующих вопросах налаживания учебного процесса. К сожалению, не все педагоги вышли на работу в новые школы. В населенном пункте «Сивашское» было 2 общеобразовательных заведения и школа-интернат. Открылись только две школы, интернат не работает. Из коллектива школы 20 педагогов работают только 5. Остальные или уехали, или сменили свою деятельность. Наиболее сомневающиеся педагоги, в основном пенсионного и предпенсионного возраста, решили подождать, пойти путем наименьшего сопротивления, оформив себе льготную пенсию по законам РФ, которых в населенном пункте называют «ждунами».

Ну а как регионы-шефы  РФ?

Республика Адыгея, Самарская область и Краснодар стали шефами Херсонской области. Следует отметить что, к сожалению, пока еще не у всех учебных заведений есть возможность улучшить свою материально-техническую базу. Да, ведется громадная работа, выделяются большие средства. Но, наверное, приходят они по назначению далеко не всем и эту проблему надо брать под строгий контроль местным властям. И  с шефами повезло не всем. В «Сивашской» средней школы №2 Новотроицкого муниципального округа в организации учебного процесса их нет.

Представители Росгвардии и Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации — это те органы и учебные учреждения, руководители которых которые обратили на школу свое внимание и приняли решение оказывать конкретную материальную и учебно - методическую помощь.   Росгвардия помогла с обновлением библиотечного фонда, систематически помогает с проведением патриотических мероприятий. Открыли кадетский класс с полным обеспечением:

Специализированный образовательный стационар

 (кабинет кадетского обучения). Он

оборудован компьютерными и мультимедийными средствами обучения, наглядными пособиями и дидактическими материалами. 

Форменная одежда

.

Кадеты

име

ю

т

форменное обмундирование двух видов: парадное и для постоянного ношения

.

Особо следует отметить работу ректората Финансового университета при Правительстве РФ Прокофьева Станислава Евгеньевича.

По обращению директора ГБОУ Херсонской области «Сивашская школа №2 Новотроицкого муниципального округа» Крупа Наталии Филипповны оказать помощь в интеграции образования школы: «…Мы обращаемся с просьбой к Финансовому университету при Правительстве РФ, в том числе кафедре «Безопасность жизнедеятельности», совместно с представителями Рос гвардии взять шефство и оказать нам гуманитарную помощь, необходимую для организации учебного процесса кадетского класса. Прежде всего, учебными материалами. Также, по возможности, просим преподавателей кафедры «БЖД» прочесть отдельные лекции в онлайн режиме по новым дисциплинам ОБЖ и ОВП».

Ректором университета было принято решение под руководством Е.А. Каменевой, проректором по учебной и методической работе и А.В. Кожаринова, проректором по социальной и воспитательной работе поручить кафедре «Безопасность жизнедеятельности» организовать в кратчайшие сроки осуществить сбор необходимой гуманитарной помощи и спланировать проведение лекций по программе школы в онлайн формате.

На собранные деньги в мае 2024г. студентами университета и личными пожертвованиями преподавателей кафедры «Безопасность жизнедеятельности» были закуплены учебники и учебные пособия по дисциплинам «БЖД и ОВП», видео лекции и другие учебные материалы. Для обеспечения устойчивой интернет связи приобретен и отправлен электрогенератор на 30 Квт, телевизоры, проектор и другие технические средства. Составлен тематический план курса лекций для их чтения ППС кафедры в онлайн формате. Теперь осталось установить надежную интернет связь.

Скоростной интернет зависит от качества работы провайдера и отсутствия повреждений базовых станций, ну, и от наличия электричества. Будет свет — будет интернет. В школе 3 провайдера, электричество имеется пока работают аккумуляторы. Во всех ситуациях решение находится, нужно только постоянное сочетание сил и возможностей.

Как говорит заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе Ксения Павловна Богач «… Главным условием для всех нас, конечно же, то, чтобы подальше отбросили нацистов, еще лучше — полностью уничтожили, если это возможно в принципе. Хочется просыпаться утром и знать, что услышишь только пение птиц, а не звучание БПЛА, придешь на работу и сможешь просто давать знания детям, не боясь их прилетов по наводкам «ждунов».

При помощи Финансового университета при Правительстве РФ, школу обеспечили генератором, теперь энергия будет постоянно, а значит, и интернет будет работать по необходимости.

В целом по региону   ноутбуки получили все школы, они для детей, учителя пользуются своими домашними, или теми, что не прихватили с собой бывшие коллеги «ждуны». Принтеров 2-3 на школу, а объем печатных изданий, как для настоящих издательств от контрольных, отчетов до заданий ВПР. Скоростного интернета тоже нет, да это и понятно в каких реалиях прифронтовой зоны работают школы.

Что еще не решено и как необходимо, осуществлять обеспечения учебного процесса с целью ускорения интеграции в образовательное пространство РФ.

По примеру «Сивашской» средней школы №2 Новотроицкого муниципального округа в прошлом (2023г) году была выделена краска для проведения косметического ремонта устаревшего здания, оформлением тематических зон занималось руководство школы в т. ч., от закупки материалов до выполнения работ. Здесь вероятно много причин возникающих трудностей, в очередной раз, сыграл фактор отдаленности от центра области г. Геническ. Начали реконструкцию с Геническа и некоторых школ Новотроицкого муниципального округа. Без должного прораба строителя много раз составлялись различного рода сметы, схемы и таблицы, графики и планы: от проведения срочного ремонта, до планового долгосрочного, измеряли окна и двери, которые нужно заменить, указывали количество нужных материалов. В результате, крыша спортзала течет, некоторые старые окна на третьем этаже вот-вот окончательно вывалятся, заявками же их не заменишь... Опять же контроль органов муниципального округа не налажен. Вместе с тем планируется серьезный ремонт здания школы на 2025 год, но, если совсем честно, директор школы Крупа Р.Ф. его боится, потому, что подобные бесконтрольные ремонтные работы со стороны специалистов приносят только убыток. Все зависит от случая, кому как повезет с подрядчиками: «Александровскую» среднюю школу, например, отремонтировали быстро, Новотроицкую школу первую 2 года обновляют. Почему? Никто не отменял человеческий фактор. То бригада ремонтная поменялась, то этого нет, то другого не довезли.  Где на данный момент взять необходимые ресурсы? Ответ один: ищете спонсоров. Вот только где их искать...

Отрадно отметить, что абсолютно все школы обеспечены полностью углем, в классах зимой очень тепло, правда, когда есть электричество. Проведена замена спортинвентаря в школьных спортзалах области, в некоторых населенных пунктах установлены тренажеры на спортивных площадках. 

В Новотроицком муниципальном округе работает 14 школ, почти всеми руководят директора с огромным опытом в этом деле. Как говорит руководство школы «…Самое сложное с самого начала было устоять перед нападками «доброжелателей», подобрать команду профессионалов и вернуть детей за парты после дистанционного обучения». «Сивашская» школа обеспечена учителями на 100% с первого дня, некоторым учебным заведениям повезло не так. Желание у админперсонала одно — заниматься своей работой без оглядки на «ждунов», отсутствие ресурсов для проведения ремонта и пр.

Заключение

Таким образом, следует учитывать, что в установленные сроки переходного периода в первые, 2-3 года образовательные учреждения Херсонской области особенно остро нуждаются в системах благотворительной помощи, шефства и социального партнерства. Задача всех регионов страны эту работу проводить регулярно и под контролем на всех уровнях органов власти.

Основными направлениями этих систем должны быть:

1.Наставничество. Обучение наставничеству педагогического общества образовательных структур в сфере молодежной политики. Обязанность Шефа-региона взяла на себя Псковская область.

2.Благотворительность и волонтерство. Оказание помощи в обеспечении учебно – методическими материалами, передовыми средствами IT-технологиями, программами оборудованием и системами обеспечения бесперебойного питания энергии и связи.

3.Педагогические технологии. Обучение необходимым методикам применения их в системе образования, в т. ч. « Современным педагогическим технологиям в условиях реализации Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2024 № 171, которая  вносит изменения в федеральные образовательные программы начального, основного и среднего общего образован »

4. Шефство и социальное партнерствособую роль и актуальность в системе интеграции образования присоединенных территорий имеет такие ее виды, формы и методы, как наставничество, шефство и социальное партнерство. Не раскрывая их назначений, целей и задач, следует отметить важность проводимых мероприятий для образовательных учреждений новых территорий.

В этих видах, формах и системах отражена жизненная необходимость начинающего педагога, не имеющего опыта в условиях борьбы за идеологию, духовность и в целом становления культуры образования по единой программе страны. Важно своевременно получить практическую и теоретическую помощь профессионалов в учебном процессе новых технологических программ образования России. Ее должны оказывать лучшие высшие и средние учебные учреждения страны.

Доцент Финансового университета при Правительстве РФ, кандидат военных наук, доцент Л.Н. Романченко