КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
/ОНР III УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ/
ПО ПОДГОТОВКЕ К ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ПРОФЕССИЕЙ «РОБОТОТЕХНИК»
ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ,
РАЗВИТИЕ КОНСТРУКТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
Подготовил учитель –логопед:
Сыренова Соелма Валерьевна
Интегрированное занятие. Подготовка к ознакомлению с профессией «робототехники»
Тема: «День рождения Дим Димыча»
Оборудование для детей: ритмическая дорожка, схемы с зашифрованными именами в разных вариантах, кубики, разрезные буквы, «коврографы» (большой), недостроенные роботы из разных конструкторов, фломастеры.
Оборудование для учителя-логопеда: ноутбук, ритмическая музыка (группа «Барбарики»), звуковой сигнал электронной почты, голос фиксиков, видео с героем «Дедусом», песня «Робот Бронислав» группа «Барбарики», эмблемы для детей, выставка детских роботов.
Образовательная область: речевое развитие.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познание, социально-коммуникативное.
Цель: развитие познавательной инициативы детей, коммуникативных способностей.
Программные задачи:
Коррекционно-образовательные:
- подвести детей к понятию профессии – «робототехник»
- закреплять темпо-ритмические навыки;
- совершенствовать навыки чтения, используя различные технологии игр;
- активизировать речевую деятельность при составлении описательных рассказов;
- расширять и обогащать словарь детей, закреплять навыки монологической речи;
- упражнять в составлении схемы робота из геометрических фигур;
- формировать навыки проектирования;
- учить детей создавать сюжет игры;
- закреплять знания о геометрических фигурах и объемных формах.
Коррекционно-развивающие:
- продолжать развивать познавательный интерес, наблюдательность, мыслительную деятельность, логическое мышление;
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать коммуникативные навыки в совместной игре;
Коррекционно-воспитательные:
- продолжать работу по поддержанию положительного эмоционального состояния у детей, по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми;
- воспитывать волевые качества: усидчивость, произвольное внимание;
- воспитывать внимание, сосредоточенность, чуткость, дружеское взаимоотношение, доброжелательность, желание прийти на помощь, способствовать созданию радостного эмоционального настроения у детей.
Планируемые результаты:
1. Сформированы темпо-ритмические навыки.
2. Сформированы навыки чтения, используя схемы.
3. Сформированы конструкторские умения и навыки, умение устанавливать связь между назначением предмета и его строением.
4. Развито умение применять свои знания при проектировании и сборке
конструкций.
5. Развита познавательная активность детей, воображение, фантазия и
творческая инициатива.
6. Совершенствованы коммуникативные навыки детей при работе в паре,
в коллективе, распределении обязанностей.
7. Сформированы предпосылки учебной деятельности: умение и желание
трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и
поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать
будущую работу.
I. Создание мотивационного поля.
Организационный момент.
Задача этапа: мотивировать детей на включение в речевую деятельность.
Приветствие.
Логопед: Ребята, сегодня мы находимся в игровой мастерской, и вас ждут интересные необычные, занимательные игры, но сначала ответьте. Вы трудностей не боитесь?
Дети: нет
Логопед: Тогда начинаем. Для начала мы выполним ритмическую дорожку, повторим, закрепим звук «Р».
-Если отгадаете загадку, то узнаете, кто здесь часто бывает.
Упражнение «Угадай помощника»
Они чинят изнутри
Утюги, моторы,
Телефоны, MP-3,
Прочие приборы.
Без них часы не ходят,
Без них не светит свет.
А кто они такие –
Большой, большой секрет!
Дети: (Фиксики).
Звучит припев песни из мультфильма «Фиксики»
Логопед: так кто же такие Фиксики? Вы знаете этот секрет?
- Скажите, чем они занимаются?
- Как по-другому сказать про них, что они делают? (чинят, мастерят, придумывают, помогают и т. д.).
- Какие дела совершают? (нужные, добрые, полезные, познавательные, умные …).
- Как вы думаете, они больше кому могут быть полезны детям или взрослым? Почему?
Введение в игровую ситуацию с использованием игр и упражнений:
Логопед: хорошо, про Фиксиков вы все знаете, давайте узнаем имена наших героев. Может они появятся? Для этого вам необходимо разгадать схему и выложить слово. Имена будем составлять разными способами (по желанию детей). Выбирайте рабочее место в мастерской по желанию, занимайте места. Во время выполнения заданий звучит музыка фоновая:
- 2 ребенка выкладывают имя из кубиков (Симка, Шпуля);
- 2 ребенка выкладывают из серии шифр по имени наоборот. (ЯСАМ -Мася, СУПАП - Папус);
- 1 ребенок выкладывает имя на доске (расшифруй имя через цифры) (Нолик);
- этот же ребенок работает с карточкой и вписывает имя фломастером (Файер).
- 1 ребенок выкладывает имя липкой лентой на большом настенном коврографе (Верта); По мере выполнения задания, появляются герои и прикрепляется к схеме.
Логопед: теперь мы не только знаем имена Фиксиков , но и видим их.
Звуковой сигнал (логопед обращает внимание на ноутбук).
Логопед: На электронную почту пришло голосовое сообщение. Кто из вас может сказать, что такое электронная почта и для чего она нужна? (Высказывание детей).
Голосовое сообщение (голос фиксика) №4.
Здравствуйте ребята, сегодня у Дим Димыча день рождения, ему исполняется семь лет. Мы хотим его поздравить и подарить ему в подарок разных роботов - помощников, но у нас возникли проблемы с их изготовлением. Мы вас просим нам помочь. Вы готовы это сделать?
Логопед: Готовы? Я сейчас проверю. Рассаживайтесь поудобнее.
II. Актуализация знаний и затруднение в образовательной ситуации.
Задача этапа: формирование речевого навыка, необходимого для открытия нового знания.
1. «Мыслительная гимнастика».
Логопед: Давайте с вами немного поразмышляем. Когда будете высказываться, не забывайте использовать слова: я думаю, я считаю, по моему, мне кажется.
- Как выдумаете, кто такие роботы – помощники?
- Для чего они нужны? (Высказывания детей).
Логопед: Робот делает конфеты,
Робот делает ракеты,
Робот может говорить,
Робот может щи варить.
- А кто роботов создает? (Ответы детей).
- Да вы правы, люди.
- Скажите, один человек может создать робота, как вы думаете? (Ответы детей).
- Давайте с вами порассуждаем, что делают люди, чтобы создать робота? (Рассуждения детей).
- Какие еще профессии нужны при создании роботов?
- Мне нравятся ваши рассуждения.
Логопед делает обобщение:
Чтобы робота создать
Надо очень много знать:
И фигуры, и болты,
Схемы, модули, штифты,
Плато, пульты, кнопки
Соединяем ловко.
III. Открытие детьми нового знания.
Задача этапа: побудить детей к открытию нового знания в совместной деятельности с педагогом.
1. Выдвижение гипотезы, определение истины и проверки суждений на практике.
Логопед: Ребята, прежде чем соединить все модули, штифты, нужно сделать схему и чертеж будущей конструкции (Показ схемы)
И еще нужно много нам людей
Инженеров, токарей,
Программистов, сварщиков
Техников, проектировщиков.
2. Подведение к самостоятельной формулировке темы занятия и постановки проблемы.
- Давайте с вами объединим все перечисленные профессии (мы с вами о них говорили в группе) в одну, пофантазируем, подумаем, может мы сами придумаем профессию будущего. Как она будет по-вашему называться? Предлагайте (предложения детей).
Если дети затрудняются, задается наводящий вопрос: мы будем помогать Фиксикам, делать роботов-помощников. Значит, как назовем профессию будущего? Давайте соединим два слова «робот», «техника» в одно. Что получится «РОБОТОТЕХНИК».
Я думаю, что вас можно посвятить в робототехников.
и помочь Фиксикам смастерить для Дим Димыча в подарок робота-помощника, а кто-то из вас о них раскажет. Вы согласны?
А поможет вас посвятить в эту интересную профессию профессор точных наук – Дедус. Давайте ему позвоним по скайпу и пригласим к нам (звучит звонок №5: уважаемый Дедус, мы приглашаем Вас к нам в игровую мастерскую, помочь ребятам сделать подарки для Дим Димыча).
Пока Дедус к нам идет, мы с вами потанцуем.
Физминутка. Танец №6
В конце игры входит Дедус:
Здравствуйте мои друзья
Профессор Дедус – это я.
Будем мы сейчас играть
Свои изобретенья представлять.
Но сначала дам вам знак
Робототехник – это маг.
Дедус (вручает эмблемы детям). Команда для выполнения заданий готова?
2. Фиксирование нового алгоритма в речи детей в знаковой форме, предметной модели.
Игра «Робототехнарики»
Дедус: мы технарики будем изобретать робота для Дим Димыча. В нашей мастерской есть модули, из них мы сконструируем робота. Будем работать по-взрослому.
- Что нужно сделать сначала? (схему, чертеж).
- Чем схема отличается от чертежа?
- Как изобразить модуль на плоскости, на листе.
- Чем отличаются геометрические фигуры от модулей?
- Как мы должны рассматривать модули? (сверху, снизу, сбоку).
Мы будем смотреть на модули спереди.
- Какие геометрические фигуры вы перенесете на плоскость? (Ответы детей).
IV. Самостоятельное применение нового знания на практике.
Задачи этапа: закрепить у детей речевые умения на уровне самостоятельного применения их в ситуации общения.
Работа за столами с «игровизорами».
Задание: сосчитать модули, изобразить их в верхней части «игровизора», затем из полученных геометрических фигур составить схему робота по представлению.
Пока подгруппа из 4-х человек работают с «игровизорами», другие 4 человека по очереди представляют своих готовых роботов, составляя описательный рассказ по предложенному плану:
- название робота;
- какой использовал конструктор, почему?
- его назначение;
- из каких частей состоит?
- как работает робот?
Заслушивается 3-4 рассказа. Ребенок, составивший рассказ рисует робота на «игровизоре».
Когда все дети составят схемы, профессор Дедус выбирает одну и по ней из модулей собирают робота для Дим Димыча.
V. Рефлексия (итог).
Задача этапа: организовать рефлексию и самооценку детьми своей деятельности.
1. Оценка занятия детьми и педагогом.
По окончании работы подводится итог. Дедус вручает детям удостоверения «робототехнарик».
В конце игры дети исполняют песню «То ли ещё будет» №7.
2. Прощание.
На припев последнего куплета уходят и машут рукой.