КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

/ОНР III УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ/

ПО ПОДГОТОВКЕ К ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ПРОФЕССИЕЙ «РОБОТОТЕХНИК»

ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ,

РАЗВИТИЕ КОНСТРУКТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Подготовил учитель логопед:

Сыренова Соелма Валерьевна

Интегрированное занятие. Подготовка к ознакомлению с профессией «робототехники»

Тема: «День рождения Дим Димыча»

Оборудование для детей: ритмическая дорожка, схемы с зашифрованными именами в разных вариантах, кубики, разрезные буквы, «коврографы» (большой), недостроенные роботы из разных конструкторов, фломастеры.

Оборудование для учителя-логопеда: ноутбук, ритмическая музыка (группа «Барбарики»), звуковой сигнал электронной почты, голос фиксиков, видео с героем «Дедусом», песня «Робот Бронислав» группа «Барбарики», эмблемы для детей, выставка детских роботов.

Образовательная область: речевое развитие.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познание, социально-коммуникативное.

Цель: развитие познавательной инициативы детей, коммуникативных способностей.

Программные задачи:

Коррекционно-образовательные:

- подвести детей к понятию профессии – «робототехник»

- закреплять темпо-ритмические навыки;

- совершенствовать навыки чтения, используя различные технологии игр;

- активизировать речевую деятельность при составлении описательных рассказов;

- расширять и обогащать словарь детей, закреплять навыки монологической речи;

- упражнять в составлении схемы робота из геометрических фигур;

- формировать навыки проектирования;

- учить детей создавать сюжет игры;

- закреплять знания о геометрических фигурах и объемных формах.

Коррекционно-развивающие:

- продолжать развивать познавательный интерес, наблюдательность, мыслительную деятельность, логическое мышление;

- развивать мелкую моторику рук;

- развивать коммуникативные навыки в совместной игре;

Коррекционно-воспитательные:

- продолжать работу по поддержанию положительного эмоционального состояния у детей, по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми;

- воспитывать волевые качества: усидчивость, произвольное внимание;

- воспитывать внимание, сосредоточенность, чуткость, дружеское взаимоотношение, доброжелательность, желание прийти на помощь, способствовать созданию радостного эмоционального настроения у детей.

Планируемые результаты:

1. Сформированы темпо-ритмические навыки.

2. Сформированы навыки чтения, используя схемы.

3. Сформированы конструкторские умения и навыки, умение устанавливать связь между назначением предмета и его строением.

4. Развито умение применять свои знания при проектировании и сборке

конструкций.

5. Развита познавательная активность детей, воображение, фантазия и

творческая инициатива.

6. Совершенствованы коммуникативные навыки детей при работе в паре,

в коллективе, распределении обязанностей.

7. Сформированы предпосылки учебной деятельности: умение и желание

трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и

поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать

будущую работу.

I. Создание мотивационного поля.

Организационный момент.

Задача этапа: мотивировать детей на включение в речевую деятельность.

Приветствие.

Логопед: Ребята, сегодня мы находимся в игровой мастерской, и вас ждут интересные необычные, занимательные игры, но сначала ответьте. Вы трудностей не боитесь?

Дети: нет

Логопед: Тогда начинаем. Для начала мы выполним ритмическую дорожку, повторим, закрепим звук «Р».

сли отгадаете загадку, то узнаете, кто здесь часто бывает.

Упражнение «Угадай помощника»

Они чинят изнутри

Утюги, моторы,

Телефоны, MP-3,

Прочие приборы.

Без них часы не ходят,

Без них не светит свет.

А кто они такие –

Большой, большой секрет!

Дети: (Фиксики).

Звучит припев песни из мультфильма «Фиксики» 

Логопед: так кто же такие Фиксики? Вы знаете этот секрет?

- Скажите, чем они занимаются?

- Как по-другому сказать про них, что они делают? (чинят, мастерят, придумывают, помогают и т. д.).

- Какие дела совершают? (нужные, добрые, полезные, познавательные, умные …).

- Как вы думаете, они больше кому могут быть полезны детям или взрослым? Почему?

Введение в игровую ситуацию с использованием игр и упражнений:

Логопед: хорошо, про Фиксиков вы все знаете, давайте узнаем имена наших героев. Может они появятся? Для этого вам необходимо разгадать схему и выложить слово. Имена будем составлять разными способами (по желанию детей). Выбирайте рабочее место в мастерской по желанию, занимайте места. Во время выполнения заданий звучит музыка фоновая:

- 2 ребенка выкладывают имя из кубиков (Симка, Шпуля);

- 2 ребенка выкладывают из серии шифр по имени наоборот. (ЯСАМ -Мася, СУПАП - Папус);

- 1 ребенок выкладывает имя на доске (расшифруй имя через цифры) (Нолик);

- этот же ребенок работает с карточкой и вписывает имя фломастером (Файер).

- 1 ребенок выкладывает имя липкой лентой на большом настенном коврографе (Верта); По мере выполнения задания, появляются герои и прикрепляется к схеме.

Логопед: теперь мы не только знаем имена Фиксиков , но и видим их.

Звуковой сигнал (логопед обращает внимание на ноутбук).

Логопед: На электронную почту пришло голосовое сообщение. Кто из вас может сказать, что такое электронная почта и для чего она нужна? (Высказывание детей).

Голосовое сообщение (голос фиксика) №4.

Здравствуйте ребята, сегодня у Дим Димыча день рождения, ему исполняется семь лет. Мы хотим его поздравить и подарить ему в подарок разных роботов - помощников, но у нас возникли проблемы с их изготовлением. Мы вас просим нам помочь. Вы готовы это сделать?

Логопед: Готовы? Я сейчас проверю. Рассаживайтесь поудобнее.

II. Актуализация знаний и затруднение в образовательной ситуации.

Задача этапа: формирование речевого навыка, необходимого для открытия нового знания.

1. «Мыслительная гимнастика».

Логопед: Давайте с вами немного поразмышляем. Когда будете высказываться, не забывайте использовать слова: я думаю, я считаю, по моему, мне кажется.

- Как выдумаете, кто такие роботы – помощники?

- Для чего они нужны? (Высказывания детей).

Логопед: Робот делает конфеты,

Робот делает ракеты,

Робот может говорить,

Робот может щи варить.

- А кто роботов создает? (Ответы детей).

- Да вы правы, люди.

- Скажите, один человек может создать робота, как вы думаете? (Ответы детей).

- Давайте с вами порассуждаем, что делают люди, чтобы создать робота? (Рассуждения детей).

- Какие еще профессии нужны при создании роботов?

- Мне нравятся ваши рассуждения.

Логопед делает обобщение:

Чтобы робота создать

Надо очень много знать:

И фигуры, и болты,

Схемы, модули, штифты,

Плато, пульты, кнопки

Соединяем ловко.

III. Открытие детьми нового знания.

Задача этапа: побудить детей к открытию нового знания в совместной деятельности с педагогом.

1. Выдвижение гипотезы, определение истины и проверки суждений на практике.

Логопед: Ребята, прежде чем соединить все модули, штифты, нужно сделать схему и чертеж будущей конструкции (Показ схемы)

И еще нужно много нам людей

Инженеров, токарей,

Программистов, сварщиков

Техников, проектировщиков.

2. Подведение к самостоятельной формулировке темы занятия и постановки проблемы.

- Давайте с вами объединим все перечисленные профессии (мы с вами о них говорили в группе) в одну, пофантазируем, подумаем, может мы сами придумаем профессию будущего. Как она будет по-вашему называться? Предлагайте (предложения детей).

Если дети затрудняются, задается наводящий вопрос: мы будем помогать Фиксикам, делать роботов-помощников. Значит, как назовем профессию будущего? Давайте соединим два слова «робот», «техника» в одно. Что получится «РОБОТОТЕХНИК».

Я думаю, что вас можно посвятить в робототехников.

и помочь Фиксикам смастерить для Дим Димыча в подарок робота-помощника, а кто-то из вас о них раскажет. Вы согласны?

А поможет вас посвятить в эту интересную профессию профессор точных наук – Дедус. Давайте ему позвоним по скайпу и пригласим к нам (звучит звонок №5: уважаемый Дедус, мы приглашаем Вас к нам в игровую мастерскую, помочь ребятам сделать подарки для Дим Димыча).

Пока Дедус к нам идет, мы с вами потанцуем.

ФизминуткаТанец №6

В конце игры входит Дедус:

Здравствуйте мои друзья

Профессор Дедус – это я.

Будем мы сейчас играть

Свои изобретенья представлять.

Но сначала дам вам знак

Робототехник – это маг.

Дедус (вручает эмблемы детям). Команда для выполнения заданий готова?

2. Фиксирование нового алгоритма в речи детей в знаковой форме, предметной модели.

Игра «Робототехнарики»

Дедусмы технарики будем изобретать робота для Дим Димыча. В нашей мастерской есть модули, из них мы сконструируем робота. Будем работать по-взрослому.

- Что нужно сделать сначала? (схему, чертеж).

- Чем схема отличается от чертежа?

- Как изобразить модуль на плоскости, на листе.

- Чем отличаются геометрические фигуры от модулей?

- Как мы должны рассматривать модули? (сверху, снизу, сбоку).

Мы будем смотреть на модули спереди.

- Какие геометрические фигуры вы перенесете на плоскость? (Ответы детей).

IV. Самостоятельное применение нового знания на практике.

Задачи этапа: закрепить у детей речевые умения на уровне самостоятельного применения их в ситуации общения.

Работа за столами с «игровизорами».

Задание: сосчитать модули, изобразить их в верхней части «игровизора», затем из полученных геометрических фигур составить схему робота по представлению.

Пока подгруппа из 4-х человек работают с «игровизорами», другие 4 человека по очереди представляют своих готовых роботов, составляя описательный рассказ по предложенному плану:

- название робота;

- какой использовал конструктор, почему?

- его назначение;

- из каких частей состоит?

- как работает робот?

Заслушивается 3-4 рассказа. Ребенок, составивший рассказ рисует робота на «игровизоре».

Когда все дети составят схемы, профессор Дедус выбирает одну и по ней из модулей собирают робота для Дим Димыча.

V. Рефлексия (итог).

Задача этапа: организовать рефлексию и самооценку детьми своей деятельности.

1. Оценка занятия детьми и педагогом.

По окончании работы подводится итог. Дедус вручает детям удостоверения «робототехнарик».

В конце игры дети исполняют песню «То ли ещё будет» №7.

2. Прощание.

На припев последнего куплета уходят и машут рукой.