МБДОУ «Детский сад №4» комбинированного вида п.г.т. Уруссу Ютазинского района Республики Татарстан

Доклад

на тему:

Интегрированный подход в процессе обучения ребенка дошкольника как форма создания образовательного пространства в ДОУ

Подготовила воспитатель: Гариева Г.Ф.

Детство – пора удивительная и уникальная. В ней всё возможно, всё позволено. Слабый и беззащитный может стать сильным, скучное и неинтересное может оказаться весёлым и занимательным. Можно преодолеть все промахи и неудачи, сделать мир ярким, красочным, добрым. Для этого достаточно всего лишь быть просто ребёнком и чтобы рядом был талантливый взрослый.

В дошкольном учреждении совместная деятельность педагога и детей планируется с учетом интеграции образовательных областей в процессе организации НОД и процессе режимных моментов.

В этом возрасте проводятся непосредственно образовательная деятельность,  предусматривающие традиционные виды: продуктивная, познавательная, художественная, конструктивная. Учитывая психологические особенности дошкольного возраста, анализируя образовательный процесс можно увидеть, что на традиционных видах деятельности  ежедневно происходит повторение, закрепление, и расширение знаний. Ведущая роль  принадлежит воспитателю, который организует процесс передачи и усвоения учебного материала, отслеживая уровень развития каждого ребенка. Специфика дошкольного возраста заключается в том, что все психические процессы подвижны и пластичны, а развитие творческих способностей зависят от того, какие условия будут созданы взрослыми. 
      Всё это привело к активному поиску межпредметных связей, использованию их в дифференцированном обучении и воспитании. Встал вопрос об использовании интегрированного подхода в образовании детей дошкольного возраста. Одна из форм осуществления данного подхода, позволяющего сэкономить детям время для общения, прогулок, самостоятельного творчества и игровой деятельности, - интегрированные занятия.

Интеграцию мы понимаем как состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса.

Все образовательные области связываются  друг с другом: читая, ребенок познает; познавая, рассказывает о том, что узнал; взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследований и обсуждений. Так взаимопроникновение и взаимосвязь педагога и детей в образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира.

Деятельность педагога и детей является совместной деятельностью взрослого и детей, где существенным признаком совместной деятельности является наличие партнёрства, взаимодействие, сотрудничество взрослого и ребёнка.

Интегрированный совместный подход педагога с детьми раскрывает  творческий потенциал у них. В игровой форме происходит  соединение познавательного и эмоционального опытов, т. к. основывается на элементах музыки, живописи, литературы, пластики движений и др., то  есть, все сводится к полноценному творческому развитию детей. Педагогическая и методическая технология  интеграции организованной образовательной деятельности может быть различной, однако в любом случае необходимо проявление творческой активности педагога. Это одно из  важных условий при ее проведении для развития детских способностей.

Использование принципа интеграции имеет свои преимущества. Во-первых, это четкость, компактность, большая информативность. Второе преимущество – это обеспечение целостного восприятия ребёнком окружающего мира, взаимопроникновение содержания различных образовательных областей, например: рассматривание такого понятия, как «настроение», с помощью произведений музыки, литературы, живописи.

Совместная деятельность взрослого и детей подразумевает  особую систему их взаимоотношений и взаимодействия. Ее сущностные признаки, наличие партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формы организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей).