Интерактивные технологии коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ТНР
Одним из направлений развития детей дошкольного возраста согласно ФГОС дошкольного образования, является речевое развитие. Это не случайно. Период дошкольного детства является благоприятным для усвоения речевых умений и навыков, овладения основами культуры речи, развития основных психических процессов.
Игра - один из основных видов деятельности и важнейшее средство воспитания детей. Игра имеет преимущество перед другими видами детской деятельности и занимает особое положение в педагогическом и коррекционном процессе, т.к. даёт возможность детям проявить активность, самостоятельность, воображение, реализовать свои представления об окружающем мире. А использование различных средств и форм в игре раскрывает большие возможности для развития всех компонентов речи.
Разработка и внедрение интерактивных игровых технологий в логопедической практике опирается на ФГОС ДО, в котором сказано, что «развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной». Кроме того, использование таких технологий в коррекционно-развивающем процессе позволяет решать множество специальных задач комплексно, формируя сразу несколько компонентов речевой системы ребенка-логопата. Предметно-пространственная среда имеет большое значение для развития детей, особенно актуально её содержание для детей с ТНР, т. к. она выступает в роли стимулятора, движущей силы в процессе речевого развития ребенка. Создание среды — необходимое условие для решения многих задач воспитания и развития ребенка. В связи с этим встает вопрос организации оптимальных психолого-педагогических условий, поиск методов для полноценного речевого развития детей средствами среды. Дети, особенно с ТНР, лучше запоминают то, что заинтересовало их, вызвало яркие эмоциональные переживания. Знания наиболее эффективно усваиваются дошкольниками в том случае, когда дети овладевают ими путем выполнения активных познавательных действий, так как дети с ТНР не воспринимают в полном объеме пространственные, длинные инструкции объяснения педагога. Поэтому одна из главных задач учителя-логопеда — это заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. Положительная мотивация речи повышает эффективность занятий. Важно учитывать возрастные особенности дошкольников, применять различные, увлекательные для ребенка приёмы, активизирующие их речевую активность и инициативность и содействующие развитию речевых умений и навыков.
В своей коррекционно-развивающей деятельности, я использую различные логопедические игровые пособия. Хотелось бы подробнее остановиться и рассказать о сенсорном мультимедийном коррекционно-развивающем комплексе для обучения и развития детей. Логопедический комплекс – это прекрасный помощник логопеду и педагогу в проведении увлекательных и познавательных занятий. Малыши погружены в процесс и им нравятся новые, нестандартные занятия. Игры рассчитаны специально для коррекции звукопроизношения, тем самым детки играя не замечают, как преодолевают проблемы с речью.
Логопедический комплекс – это прекрасный помощник логопеду и педагогу в проведении увлекательных и познавательных занятий. Малыши погружены в процесс и им нравятся новые, нестандартные занятия. Игры рассчитаны специально для коррекции звукопроизношения, тем самым детки играя не замечают, как преодолевают проблемы с речью.
Комплекс ориентирован на:
полное погружение ребенка в учебу;
разностороннее развитие детей с РАС;
расширение словарного запаса;
формирование коммуникативных навыков;
улучшения мелкой моторики рук;
развитие логического мышления, памяти, внимания.
В заключении хочу сказать, что взаимодействуя с различными модулями, дети развивают мелкую моторику, снимают напряжение, накопившиеся во время учёбы, приобретают новые навыки и знания, расширяют свой кругозор, что несомненно помогает и в коррекции речевых нарушений.