Интернет-зависимость у детей и подростков.
Интернет-зависимость - это группа патологических состояний, при которых зависимость формируется от тех видов поведения, которых обычный пользователь осуществляет в интернете. Понятие «интернет-зависимость» появилось в начале 2000-х. Сначала считалось, что это однородное понятие, затем выделили несколько форм интернет-зависимости.
Основные формы интернет-зависимости:
Интернет-покупки
;
Использование социальных сетей;
Использование видеоигр;
Зависимость от электронной переписки;
Пересылка своих фотографий в
мессенджерах
.
1983 – первый случай описания интернет-зависимости - зависимость от игровых автоматов.
1995 – Айвен Голдберг ввел в обиход термин «интернет-зависимость».
1998 – Кимберли Янг сформулировал первые критерии интернет-зависимости.
Почему возникает зависимость:
Имеется
когнитивно-поведенческая
дезадаптация
.
Человек чувствует себя уязвимым, ищет защиты.
Возникает иллюзия, что в Сети становится хорошо.
Возникает иллюзия, что хорошо только в Сети.
Подкрепляется это тем, что во время пользования интернетом утрачивается контроль за течением времени и снижается тревога (как только пользователь выходит из Сети, тревога снова возрастает, поскольку возникает ощущение утраты контроля событий).
Первое слагаемое синдрома зависимости – непреодолимое влечение, желание употреблять психоактивные вещества или осуществлять психоактивное поведение. Желание настолько сильное, что ему не удается противостоять.
У детей и подростков с интернет-зависимостью проявляется следующим образом:
- ребенок с нетерпением ждет возможность выйти в Сеть (играть, смотреть видео, переписываться);
- испытывает тревожное предвкушение начала активности;
- им овладевают представления о предстоящей активности;
- он бросает все дела, как только появляется возможность выйти в Сеть (играть, смотреть видео, переписываться).
Второе слагаемое синдрома зависимости – утрата количественного и качественного контроля за употреблением психоактивных веществ или осуществлением психоактивного поведения.
У детей и подростков с интернет-зависимостью проявляется следующим образом:
- ребенок использует одновременно несколько программ или устройств для выхода в интернет;
- его активность может носить хаотичный характер;
- время игры (просмотра видео, переписки) затягивает в ущерб сну, питанию, приготовлению уроков и т.д.;
- ребенок (чаще подросток) безуспешно пытается ограничить или совсем прекратить сетевую активность (бросить играть, смотреть видео, переписываться).
Третье слагаемое синдрома зависимости – состояние отмены, возникающее, если ограничивается (прекращается) прием психоактивных веществ или возможность осуществлять психоактивное поведение.
У детей и подростков с интернет-зависимостью клиника состояния отмены может существенно различаться в зависимости от того, на фоне какого психического состояния у них развилась зависимость.
Характеризуется это тем, что:
- ребенок начинает ощущать острую потребность в осуществлении психоактивного поведения в интернет спустя несколько часов (дней) после последнего периода сетевой активности;
- развивается картина вегетативных нарушений (холодные руки, усиленное сердцебиение, боли в сердце, в животе, тремор рук, потливость, головная боль);
- развивается картина аффективных нарушений (резкая смена настроения, тревога, паника, агрессия, суицидальные попытки);
- ребенок (чаще подросток) пытается любым способом получить доступ в Сеть, идет на обман, готов совершить любое преступление ради осуществления сетевой активности;
Ни в коем случае нельзя искусственно провоцировать у детей вышеперечисленные состояния – это очень опасно из-за возможности совершения ребенком преступления или суицида! В случае этих состояний необходимо немедленно обратиться к врачу!
Четвертое слагаемое синдрома зависимости – рост толерантности, т.е. количества употребляемого психоактивного вещества или числа и длительности эпизодов психоактивного поведения, необходимого для достижения желаемого эффекта.
У детей и подростков с интернет-зависимостью проявляется следующим образом:
- резко увеличивается время, проводимое ребенком в Сети (4-6 часов в течение года);
- ребенок одновременно играет, смотрит видео, переписывается в мессенджере, не прерываясь во время еды, на улице, при общении с людьми;
- ребенку требуется все более особая острота впечатлений;
- ребенок создает все больше профилей в соцсетях, играх, приобретает далекий от реальности характер.
Пятое слагаемое синдрома зависимости – поглощенность употреблением психоактивных веществ или осуществлением псиактивного поведения, т.е. отказ от прежних способов получения удовольствия, сосредоточенность исключительно на добывании психоактивных веществ или осуществлении псиактивного поведения.
У детей и подростков с интернет-зависимостью проявляется следующим образом:
- ребенок резко сокращает все социальные контакты, перестает общаться с друзьями, посещать школу;
- все интересы, увлечения, все свободное время переносятся на Сеть, поглощаются сетевой активностью;
- сетевая активность осуществляется в ущерб функциям организма, включая питание, сон, личную гигиену и т.д.;
- сетевая активность приводит к проблемам со здоровьем.
Шестое слагаемое синдрома зависимости – игнорирование очевидных вредных последствий от употребления психоактивных веществ или осуществления психоактивного поведения.
Наибольшей эффективностью обладает ранняя профилактика интернет-зависимости, включающая: строгие ограничения по экранному времени; обучение детей работе с компьютером как с инструментом. Ранняя профилактика осуществляется прежде всего – в семье и в школе.
Профилактика должна начинаться с дошкольного возраста до того, как ребенок освоит гаджеты.
Правила профилактики интернет-зависимости:
Введение
гаджетов
и интернета в жизнь ребенка при совместной деятельности
со
взрослым.
Наличие четких условий использования развивающего и игрового
контента
.
Восприятие интернета как средства для достижения успеха в реальной жизни.
Формирование родителем зоны ближайшего развития и системы контроля выполнения игровых и развивающих задач.
Переход от внешней мотивации (поиграть в
гаджет
) к внутренней (научиться новому).
Важнейшее правило профилактики цифровой зависимости – быть рядом с ребенком, когда мы впускаем его в цифровой мир. Даже развлекательный контент может поддержать мотивацию к обучению, если родитель ставит правильные цели и задачи обучения с помощью гаджета. Интернет должен быть только инструментом для достижения успеха в реальной жизни.