ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИИ

Панасюк Ирина Игорьевна

МОУ «СОШ №1 г. Катав-Ивановска

Челябинской области», учитель-логопед

В последние  годы  контингент общеобразовательной школы претерпел значительные изменения. С каждым годом среди учащихся, поступающих в первый класс, увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом развитии, это способствует формированию негативного отношения к учёбе и является одной из причин школьной неуспеваемости.

Успешное овладение навыками чтения и усвоения письменной речи в первом классе напрямую зависит от уровня речевого развития ребенка. Это значит, что все стороны - произношение, словарный запас, грамматика языка - должны быть без нарушений.

Поэтому логопедическая работа в общеобразовательной школе и занимает важное место в процессе предупреждения и преодоления неуспеваемости учащихся.

Чтобы заинтересовать учащихся, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые инновационные технологии.

Инновационные технологии – это новые приемы, обладающие повышенной эффективностью, методы и инструменты, которые являются конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.

Инновационные технологии в логопедической работе это:

- новые способы взаимодействия педагога и ребёнка,

– новые и обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога,

- новые стимулы, необходимые для создания благоприятного эмоционального фона, способствующие включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.

Все это является дополнением к общепринятым технологиям - технологии звукопостановки и диагностики, технологии формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи и т.д.

Инновационные технологии, повышающие эффективность образовательного процесса:

арт

- терапевтические технологии;

современные технологии сенсорного воспитания;

телесноориентированные

техники;

«Су –

Джок

» – терапия;

криотерапия;

современные технологии логопедического и пальцевого массажа;

информационные технологии.

Виды арт-терапии:

• музыкотерапия (вокалотерапия, игра на музыкальных инструментах);

• изо-терапия (нетрадиционные техники рисования);

кинезиотерапия (танцтерапия, телесно-ориентированная терапия, логоритмика, психогимнастика);

сказкотерапия;

куклотерапия;

• мнемотехника;

• креативная игротерапия (песочная терапия);

смехотерапия;

• ароматерапия;

цветотерапия (хромотерапия).

современные технологии сенсорного воспитания;

телесноориентированные техники;

• «Су – Джок» – терапия;

• криотерапия;

Логопедический массаж

Логопедический массаж - это одна из активных логопедических технологий, направленный на коррекцию различных речевых расстройств.

Цель логопедического массажа не только укрепление или расслабление артикуляционных мышц, но и стимуляция мышечных ощущений. В полости рта возникают различные мышечные ощущения в зависимости от степени мышечного напряжения при движении языка, губ. Ощущаются направления этих движений и различные артикуляционные уклады при произнесении тех или иных звуков.

Массаж мышц речевого аппарата помогает нормализовать мышечный тонус и подготовить мышцы к выполнению сложных движений, необходимых при артикуляции звуков.

Выполнение приёмов логопедического массажа требует правильной диагностики состояния мышечного тонуса мышц, участвующих в артикуляции, мышц лица и шеи.

К основным видам логопедического массажа относятся:

• классический ручной;

• точечный;

• аппаратный.

Массаж для пальчиков:

• массаж шестигранными карандашами;

• массаж камнями;

• массаж зондозаменителями, зондами;

• массаж стеклянными шариками;

• прищепочный массаж;

• массаж приборами Су-Джок терапии.

Я использую на своих занятиях сенсорные дорожки, массажные мячики, колечки, шнуровку, а для массажа пальчиков камешки и карандаши, зерна фасоли и прищепки.

Одной из инноваций в коррекции речи школьников являются и компьютерные технологии.  Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в коррекции речи школьника.

          Для коррекции речи школьников, а самое главное, для повышения мотивации детей к занятиям, использую на индивидуальных и подгрупповых занятиях компьютерные программы. Считаю, что данные программы могут служить одним из средств оптимизации процесса коррекции речи школьников.  

        Занятия с использованием компьютера провожу фрагментарно, при этом считаю обязательным соблюдение Сан ПиН а:        

использование новых моделей компьютера

работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы);

проведение гимнастики для глаз, во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 мин. на несколько секунд.

Преимущества использования инновационных технологий в работе для логопеда:

составление отчётов и расписаний всех видов занятий в электронном виде  сокращает работу с бумажными носителями информации;

позволяет   составлять наглядно-дидактическое сопровождение к  занятиям;

компьютер на логопедических занятиях не цель, не предмет, а средство, активизирующее коррекционную работу;

Появление компьютера, активное применение его в учебной деятельности значительно экономит силы учителя при подготовке к уроку, ведь многие задания можно заранее выполнить на компьютере и в нужный момент продемонстрировать их для выполнения ученикам. Ранее приходилось готовить их в качестве раздаточного или демонстрационного материала для каждого ученика в отдельности

Кроме того, благодаря высокой скорости обновления дидактического материала на экране

,

значительно экономится время на уроке и появляется возможность получить лучший результат

Преимущества использования инновационных технологий в работе логопеда для ребенка:

повышает мотивацию ребенка к логопедическим занятиям;

формирует у ребенка активную позицию субъекта обучения;

обучается некоторым элементарным действиям с компьютером.

способствует повышению самооценки ребенка (система поощрений – компьютерные герои, затем рисунки с компьютерными героями);

Создание мотивации, повышение эмоционального настроя – одна из главных составляющих залога успеха в предупреждении и коррекции нарушений чтения и письма. Хочется отметить, что использование инновационных технологий не заменит учителя при обучении ребенка. Только дополняя друг друга, учитель и техника могут добиться высоких результатов в оптимальные сроки. Новые технологии делают коррекционную работу более интересной для школьников и более интересной для педагогов. При этом эффективность работы высока в том случае, если ИКТ является составной частью продуманной, заранее спланированной системы работы по коррекции и предупреждению речевых дефектов.     В дальнейшем планирую использовать компьютер в диагностических целях. Вижу необходимость обучения родителей грамотно использовать компьютер, с соблюдением гигиенических норм.

Использование современных образовательных технологий и методик - залог высоких результатов коррекционно-логопедической  работы.

Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижение положительных результатов в развитии обучающихся с нарушениями речи. В комплексе это позволяет детям комфортно чувствовать себя на занятиях, развивать социальные связи, активизировать мыслительную деятельность, развивать психические функции, мелкую моторику, речь, повышает интерес детей к занятиям и повышает эффективность закрепления полученных на занятиях результатов.

 

Список литературы:

Громова О.Е. Инновации – в логопедическую практику. Сборник статей; методические пособия для образовательных учреждений – М:

Линекс

– Пресс, 2008 г

Кобзарева

Л.Г. Коррекционная работа со школьниками с НВНР или ОНР на первом этапе обучения:

(

Практ

.

Пособие) / Л.Г.

Кобзарева

, М.П. Резунова, Г.Н. Юшина.

– Воронеж: Учитель,2001

Пак

Чжэ

Ву

Вопросы теории и практики Су

Джок

терапии: Серия книг по Су

Джок

терапии /

Чжэ

Ву

Пак – Су

Джок

Академия, 2009 – С. 208

Соколов Д. Сказки и

сказкотерапия

/ М; Класс/ 1999