ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИИ
Панасюк Ирина Игорьевна
МОУ «СОШ №1 г. Катав-Ивановска
Челябинской области», учитель-логопед
В последние годы контингент общеобразовательной школы претерпел значительные изменения. С каждым годом среди учащихся, поступающих в первый класс, увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом развитии, это способствует формированию негативного отношения к учёбе и является одной из причин школьной неуспеваемости.
Успешное овладение навыками чтения и усвоения письменной речи в первом классе напрямую зависит от уровня речевого развития ребенка. Это значит, что все стороны - произношение, словарный запас, грамматика языка - должны быть без нарушений.
Поэтому логопедическая работа в общеобразовательной школе и занимает важное место в процессе предупреждения и преодоления неуспеваемости учащихся.
Чтобы заинтересовать учащихся, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые инновационные технологии.
Инновационные технологии – это новые приемы, обладающие повышенной эффективностью, методы и инструменты, которые являются конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.
Инновационные технологии в логопедической работе это:
- новые способы взаимодействия педагога и ребёнка,
– новые и обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога,
- новые стимулы, необходимые для создания благоприятного эмоционального фона, способствующие включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.
Все это является дополнением к общепринятым технологиям - технологии звукопостановки и диагностики, технологии формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи и т.д.
Инновационные технологии, повышающие эффективность образовательного процесса:
арт
- терапевтические технологии;
современные технологии сенсорного воспитания;
телесноориентированные
техники;
«Су –
Джок
» – терапия;
криотерапия;
современные технологии логопедического и пальцевого массажа;
информационные технологии.
Виды арт-терапии:
• музыкотерапия (вокалотерапия, игра на музыкальных инструментах);
• изо-терапия (нетрадиционные техники рисования);
• кинезиотерапия (танцтерапия, телесно-ориентированная терапия, логоритмика, психогимнастика);
• сказкотерапия;
• куклотерапия;
• мнемотехника;
• креативная игротерапия (песочная терапия);
• смехотерапия;
• ароматерапия;
• цветотерапия (хромотерапия).
современные технологии сенсорного воспитания;
• телесноориентированные техники;
• «Су – Джок» – терапия;
• криотерапия;
Логопедический массаж
Логопедический массаж - это одна из активных логопедических технологий, направленный на коррекцию различных речевых расстройств.
Цель логопедического массажа не только укрепление или расслабление артикуляционных мышц, но и стимуляция мышечных ощущений. В полости рта возникают различные мышечные ощущения в зависимости от степени мышечного напряжения при движении языка, губ. Ощущаются направления этих движений и различные артикуляционные уклады при произнесении тех или иных звуков.
Массаж мышц речевого аппарата помогает нормализовать мышечный тонус и подготовить мышцы к выполнению сложных движений, необходимых при артикуляции звуков.
Выполнение приёмов логопедического массажа требует правильной диагностики состояния мышечного тонуса мышц, участвующих в артикуляции, мышц лица и шеи.
К основным видам логопедического массажа относятся:
• классический ручной;
• точечный;
• аппаратный.
Массаж для пальчиков:
• массаж шестигранными карандашами;
• массаж камнями;
• массаж зондозаменителями, зондами;
• массаж стеклянными шариками;
• прищепочный массаж;
• массаж приборами Су-Джок терапии.
Я использую на своих занятиях сенсорные дорожки, массажные мячики, колечки, шнуровку, а для массажа пальчиков камешки и карандаши, зерна фасоли и прищепки.
Одной из инноваций в коррекции речи школьников являются и компьютерные технологии. Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в коррекции речи школьника.
Для коррекции речи школьников, а самое главное, для повышения мотивации детей к занятиям, использую на индивидуальных и подгрупповых занятиях компьютерные программы. Считаю, что данные программы могут служить одним из средств оптимизации процесса коррекции речи школьников.
Занятия с использованием компьютера провожу фрагментарно, при этом считаю обязательным соблюдение Сан ПиН а:
использование новых моделей компьютера
работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы);
проведение гимнастики для глаз, во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 мин. на несколько секунд.
Преимущества использования инновационных технологий в работе для логопеда:
составление отчётов и расписаний всех видов занятий в электронном виде сокращает работу с бумажными носителями информации;
позволяет составлять наглядно-дидактическое сопровождение к занятиям;
компьютер на логопедических занятиях не цель, не предмет, а средство, активизирующее коррекционную работу;
Появление компьютера, активное применение его в учебной деятельности значительно экономит силы учителя при подготовке к уроку, ведь многие задания можно заранее выполнить на компьютере и в нужный момент продемонстрировать их для выполнения ученикам. Ранее приходилось готовить их в качестве раздаточного или демонстрационного материала для каждого ученика в отдельности
Кроме того, благодаря высокой скорости обновления дидактического материала на экране
,
значительно экономится время на уроке и появляется возможность получить лучший результат
Преимущества использования инновационных технологий в работе логопеда для ребенка:
повышает мотивацию ребенка к логопедическим занятиям;
формирует у ребенка активную позицию субъекта обучения;
обучается некоторым элементарным действиям с компьютером.
способствует повышению самооценки ребенка (система поощрений – компьютерные герои, затем рисунки с компьютерными героями);
Создание мотивации, повышение эмоционального настроя – одна из главных составляющих залога успеха в предупреждении и коррекции нарушений чтения и письма. Хочется отметить, что использование инновационных технологий не заменит учителя при обучении ребенка. Только дополняя друг друга, учитель и техника могут добиться высоких результатов в оптимальные сроки. Новые технологии делают коррекционную работу более интересной для школьников и более интересной для педагогов. При этом эффективность работы высока в том случае, если ИКТ является составной частью продуманной, заранее спланированной системы работы по коррекции и предупреждению речевых дефектов. В дальнейшем планирую использовать компьютер в диагностических целях. Вижу необходимость обучения родителей грамотно использовать компьютер, с соблюдением гигиенических норм.
Использование современных образовательных технологий и методик - залог высоких результатов коррекционно-логопедической работы.
Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижение положительных результатов в развитии обучающихся с нарушениями речи. В комплексе это позволяет детям комфортно чувствовать себя на занятиях, развивать социальные связи, активизировать мыслительную деятельность, развивать психические функции, мелкую моторику, речь, повышает интерес детей к занятиям и повышает эффективность закрепления полученных на занятиях результатов.
Список литературы:
Громова О.Е. Инновации – в логопедическую практику. Сборник статей; методические пособия для образовательных учреждений – М:
Линекс
– Пресс, 2008 г
Кобзарева
Л.Г. Коррекционная работа со школьниками с НВНР или ОНР на первом этапе обучения:
(
Практ
.
Пособие) / Л.Г.
Кобзарева
, М.П. Резунова, Г.Н. Юшина.
– Воронеж: Учитель,2001
Пак
Чжэ
Ву
Вопросы теории и практики Су
Джок
терапии: Серия книг по Су
Джок
терапии /
Чжэ
Ву
Пак – Су
Джок
Академия, 2009 – С. 208
Соколов Д. Сказки и
сказкотерапия
/ М; Класс/ 1999