Педагогические аспекты обеспечения взаимосвязи нравственного и эстетического воспитания подростков в подготовке специалиста – субъекта профессиональной деятельности Сегодня большая роль отводится подготовке специалиста – субъекта профессиональной деятельности. В связи с этим важно наметить стратегические ориентиры в его профессиональной подготовке. Программа развития воспитания в системе образования России отмечает особое значение ?формирования ценностных мировоззренческих оснований воспитания, нового воспитательного потенциала? (2, с. 5) и ориентирует целенаправленную педагогическую деятельность на ?создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей? (2, с. 9). Данный документ называет в числе задач воспитания необходимость гуманизации образования и возрастания ценности нравственно-эстетического образования России, что является, на наш взгляд, стратегическим ориентиром в профессиональной подготовке субъекта деятельности. Педагогические аспекты обеспечения взаимосвязи нравственного и эстетического воспитания подростков необходимо учитывать в подготовке специалиста – субъекта профессиональной деятельности. Проблеме изучения педагогических аспектов взаимосвязи эстетического и нравственного воспитания посвящены труды древних мыслителей, отечественных и зарубежных исследователей, философов, педагогов, культурологов, социологов, над этой проблемой работали целые педагогические течения. При всем многообразии подходов прослеживается тенденция ориентирования воспитания на взаимосвязь эстетического и нравственного как необходимого условия развития личности. В последние десятилетия ученые, педагоги: О. А. Апраксина, Н. А. Дмитриев, Д. Б. Кабалевский, Е. В. Квятковский, Б. Т. Лихачев, Б. М. Неменский, В. А. Разумный, В. К. Скатерщиков и другие - разрабатывали проблемы эстетического воспитания, результатом которых стало определение и конкретизация принципов, функций, содержания и форм эстетического воспитания и образования, связь эстетического творчества с творческой деятельностью. На их основе развивалась система эстетического воспитания, а также методологические проблемы эстетического воспитания, рассматривалась роль и место предметов эстетического цикла, их связи с другими учебными предметами. К сожалению, эстетическое воспитание носит в основном внутри предметный характер: отдельные темы, имена деятелей культуры и искусства рассматривались в ходе изучения истории, литературы, географии, изобразительного искусства, на различных факультативах, в том числе и эстетических. Прослеживается отсутствие целенаправленного комплексного воздействия на детей, нет системного подхода к взаимосвязи нравственного и эстетического воспитания. Недостатком в вышеизложенных подходах, на наш взгляд, является то, что личность воспитуемого рассматривалась сугубо в коллективных отношениях, отдавался им значительный приоритет, и не уделялось достаточного внимания тому, что социальные условия глубоко трансформируют человека, развивая целый ряд новых форм и приемов поведения (3, с. 204). Объектом педагогического воздействия должен быть не ребенок, его качества и поведение, а условия, в которых он существует. Изменение условий жизни ребенка, возможно, будет одним из педагогических аспектов решения данной проблемы. Условия эффективного развития личности, исходя из философского определения, мы можем рассматривать как совокупность обстоятельств, в которых оно совершается, и которые способствуют успешности этого процесса. При этом к обстоятельствам могут быть отнесены: объекты окружающей действительности, субъекты процесса выполнения различных видов деятельности, специфика процесса формирования и развития активной личности, средства, методы и формы организации и реализации данного процесса (1. с. 235.). Под педагогическими условиями понимается совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов и материально – пространственной среды, направленных на решение поставленных в педагогике задач (1, с. 235.). При организации нравственно- эстетического воспитания важно учитывать определенные закономерности как необходимое педагогическое условие при решении данной проблемы: Первая закономерность: воспитание должно совершаться только на основе активности самого ребенка, во взаимодействии его с окружающей средой. При этом решающее значение имеет гармонизация интересов общества и личных интересов учащихся при определении целей и задач педагогического процесса. Поэтому педагог должен, прежде всего, опираться на потребности и мотивы ребенка, определять, что является для ребенка главным в данный момент. Вторая закономерность определяет единство образования и воспитания. Образование направлено на формирование общей культуры человека. При этом происходит развитие индивида, приобретающего социальный опыт, формирующего комплекс необходимых знаний, духовных способностей. Рассматривая процесс образования и воспитания как единый, необходимо выделить специфику этих двух социально – педагогических явлений. Формируя знания, человек развивается; развиваясь, он стремится к расширению сферы своей деятельности и общения, которая в свою очередь требует новых знаний и умений. Третья закономерность предполагает целостность воспитательных влияний, которая обеспечивается единством декларируемых нравственных и эстетических установок и реальных действий педагога (отсутствие такого единства характеризуется тем, что он утверждает одно, делает другое, призывает к активности, но проявляет пассивность и т. д.), непротиворечивость педагогических требований, предъявляемых к ребенку всеми субъектами воспитания учащихся. При этом осуществляется педагогическое регулирование нравственно – эстетического взаимодействия, означающее непосредственное и опосредованное влияние педагогов на систему отношений детей в социальной микросреде как в образовательном учреждении, так и вне его. Это влияние направлено на реализацию личностно значимых целей в совместной деятельности и освоение учащимися системы социальных ролей, способов поведения с учетом нравственно – эстетических норм и их возрастной субкультуры. Сущность целостности воспитательного процесса – в подчиненности всех его частей и функций основной задаче: формированию целостного человека (развитию индивидуальности ребенка, его социализации на основе нравственно - эстетических норм, создании образа жизни). Такой подход к организации воспитательной работы предполагает реализацию следующих педагогических условий: каждый педагог должен работать на общую цель: не содействовать, а именно обеспечивать движение общей цели; комплексное решение задач обучения, развития и воспитания на каждом уроке; единство воспитания и самообразования. При этом необходимо обеспечить установление связей между элементами педагогической системы: информационных (обмен информацией), организационно – деятельностных (методы совместной деятельности), коммуникативных (общение), связи управления и самоуправления. Для развития нравственно-эстетического воспитания учащихся необходимы следующие педагогические условия: развитие познавательного потенциала эстетической и этической деятельности учащихся; акцентирование аксиологической стороны культуры; создание творческих ситуаций как способ обогащения мотивационной сферы учащихся. Перечисленные закономерности определяют педагогические условия воспитательного процесса и выражают основные требования к содержанию, определению форм и методов воспитательной работы, направленной на формирование сознательной, духовно развитой, гармоничной личности, имеющей стойкий морально – нравственный облик, способной к эстетическому восприятию окружающей действительности, самосовершенствованию. На наш взгляд, необходимые педагогические условия создают целенаправленное эстетико-воспитательное воздействие, основанное на нравственных позициях, вовлеченное в художественную деятельность в тесной связи с требованиями жизни, способное развить эстетические понятия, способности ребенка до уровня понимания подлинного искусства, красоты действительности и эстетического творчества, высокого уровня нравственности. Эти педагогические аспекты обеспечения взаимосвязи нравственного и эстетического воспитания подростков необходимо учитывать в подготовке специалиста – субъекта профессиональной деятельности. Использованная литература: Беликов В.А. Философия образования личности: деятельностный аспект. – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2004. с.- 235. Бюллетень Министерства образования РФ. – 1999. - №12. с. 5 Выготский Л. С. Лурия А. Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. – М.: Педагогика – Прогресс, 1993.с. 204. Острогорский В.П. Письма об эстетическом воспитании // Антология педагогической мысли России второй половины 19 – начала 20 в. – М.: Педагогика, 1990.
Педагогические аспекты обеспечения взаимосвязи нравственного и эстетического воспитания подростков в подготовке специалиста – субъекта профессиональной деятельности