«Только тот, кто любит, ценит и     уважает

накопленное и сохранённое предшествующим поколением,

может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».

 С. Михалков

 

В федеральном государственным образовательном стандарте дошкольного образования особое внимание уделяется этой теме – теме патриотического воспитания.

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, об отечественных традициях и праздниках. (п.2.6.)

Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения на сегодняшний день является одной из наиболее актуальных.

Работа по воспитанию у дошкольников патриотических чувств является одним из приоритетных направлений работы нашего ДОУ.

Цель : посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Задача: 

— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
— формирование бережного отношения к природе и всему живому;
— воспитание уважения к труду;
— развитие интереса к русским традициям и промыслам;
— формирование элементарных знаний о правах человека;
— расширение представлений о городах России;
— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Эти задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Актуальность этой темы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю.

И наша задача, задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

 

Нельзя вырастить полноценную личность без формирования гражданских качеств. Поэтому воспитывать патриотические чувства у ребенка нужно начинать довольно рано – в детском саду, и начинать нужно с привития любви к малой Родине – месту, где человек родился и живет.

Работа по патриотическому воспитанию дошкольников осуществляется ежесекундно во всех видах деятельности. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, поселку.

 

Я хочу поделиться опытом работы нашего дошкольного учреждения в области патриотического воспитания дошкольников.

Перед Вами модель организации патриотического воспитания дошкольников, которая включает в себя:

- создание предметно-развивающей среды;

- методическую работу с кадрами;

- педагогическое просвещение родителей;

- целостный образовательный процесс;

- интеграцию циклов непосредственно-образовательной деятельности воспитателей и педагогов дополнительного образования;

- социально-культурную среду социума.

 В каждой группе детского сада созданы:

Мини-музеи и уголки родного края с интересной и доступной для дошкольников информацией.

Книжные уголки, где размещены книги о родном крае, альбомы с фотографиями природы Тамбовщины.

Уголки творчества наполнены раскрасками и шаблонами декоративной росписи, наглядный материал декоративно – прикладного творчества.

Уголки воинской славы представлены в виде альбомов различных видов техники, видов вооружения, военные профессии и т.д.

Методический кабинет, который является своеобразной копилкой педагогических идей помогает воспитателям в организации работы по патриотическому воспитанию дошкольников, в нем создан банк методической литературы по патриотическому воспитанию, куда входят и конспекты занятий, и альбомы военных лет, альбомы родного края, ауди и видео диски.

Какую работу нужно проводить с детьми для воспитания в них патриотических чувств?

Для полноценного патриотического воспитания в ДОУ используются разнообразные методы и формы работы с учетом возрастного мировосприятия детей:

экскурсии и целевые прогулки. Это могут быть экскурсии в краеведческий музей, к монументу Воинской славы и т.д.;

рассказ воспитателя;

наблюдение за изменениями в облике родного населенного пункта, за трудом людей в детском саду и в городе;

беседы о родном городе, стране, ее истории;

показ иллюстраций, фильмов, слайдов;

прослушивание аудиозаписей. Например, Гимна страны, птичьих голосов русского леса и пр.;

использование фольклорных произведений (пословиц, поговорок, сказок, разучивание песен, игр);

ознакомление с продуктами народного творчества (роспись, вышивка и т.д.);

знакомство с творчеством известных поэтов, художников, композиторов и пр.;

организация тематических выставок;

участие в общественных и календарных праздниках;

участие детей в посильном общественно-полезном труде.

Не менее важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями, семьей. В настоящее время эта работа актуальна и особенна трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.

Чтобы работа с родителями не ограничивалась рамками педагогического просвещения (беседы, консультации), мы поставили цель – вовлечь их в процесс патриотического воспитания с помощью взаимодействия: включение родителей и детей в общее дело (участие в спектаклях, играх, проектах, конкурсах).

В ДОУ осуществляется тесное сотрудничество с родителями, отношения с которыми строятся по принципу доверительного партнёрства, моральной поддержки и взаимопомощи. Положительно зарекомендовали себя «Дни открытых дверей», спортивные и фольклорные праздники с участием родителей. Родители принимают участие в экскурсиях, вместе с детьми посещают выставки, музеи.

И в заключении хочется сказать словами великого академика Д. С. Лихачев, который отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость»; так как без корней в родной местности, в родной стороне человек похож на иссушенное растение перекати- поле. Вот поэтому патриотическое воспитание дошколят через приобщение к природе и истории родного края – является одной из основных задач дошкольного учреждения.