Повышение учебной мотивации обучающихся на уроках математики на этапе вызывания исходной мотивации в условиях реализации ФГОС.
Что такое Мотивация?
Отсутствие мотивации к обучению – одна из наиболее актуальных на сегодня педагогических проблем.
«Все наши замыслы, поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться»
В.А. Сухомлинский.
Задача учителя состоит в том, что он обязан обучать своих учеников так, чтобы им хотелось учиться, создавая на каждом уроке ситуацию успеха, ведь успех приходит к тому, кто делает то, что любит.
Какими ресурсами располагает учитель для развития учебной мотивации?
1. Содержание учебного компонента. 2. Методы и средства обучения. 3. Организационные формы и стиль взаимодействия учителя и учащегося.
Этапы формирования мотивации на уроке
Рассмотрим, что собой представляет: Этап вызывания исходной мотивации (организационный этап урока, постановка цели и задач урока)
Каким должно быть начало урока?
Конечно, интересным, интригующим и запоминающим, это важный этап урока, который обеспечивает психологический настрой на урок, дает эмоциональный толчок к восприятию информации, здесь учителю надо привлечь к себе внимание учеников, заинтересовать, мотивировать.
Каждый педагог знает, что именно от этого этапа урока зависит эффективность всего учебного процесса на уроке, где создается определенный настрой на дальнейшею работу, и очень важно, чтобы он выполнял мотивирующую функцию - «вызывал» исходную мотивацию.
Существует множество приемов, которые позволяют начать урок оригинально и красиво, которые в свою очередь направлены на активизацию работы на уроке и создание благоприятной среды для дальнейшей работы на уроке. Поэтому начало урока требует привлечения яркого, необычного, дидактического материала (вызывающего интерес к его содержанию) и использование нестандартных заданий (вызывающих интерес самими формами работы).
Для повышения мотивации на уроке можно применять:
1. Эпиграфы.
2. Ребусы.
3. Практические задачи.
4. Картинки (фотографии).
5. Загадки.
6. Подвижные игры на тетрадном листе.
7. Вводные карты урока.
Мобилизирует внимание учеников в начале урока, настраивает их на работу, насыщает материал урока, создает проблемную ситуацию, которая заставляет думать и высказывать свои мысли.
Например:
развивает логическое мышление у школьников
Например:
формирует умения применять эвристические приемы познания изучаемого объекта, устанавливать его свойства и закономерности.
Например:
способствует формированию содержательных понятий, развивает логическое мышление и речь, помогает прийти к обобщению.
Например:
тема «Римские цифры»
тренируют концентрацию внимания, быстроту реакции, память.
Например:
Подвижные игры на тетрадном листе
развивают пытливость и любознательность.
Например:
Тема: «Координатная плоскость»
Например:
Снижение положительной мотивации учащихся ведет к снижению успешности и эффективности обучения.
Учитель математики Кохия С.Н.