ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ
И ЕГО РОЛЬ В ОБРАЗОВАНИИ
Жуган Н.Н.
КГБПОУ «АПЭК», преподаватель
юридических дисциплин
Прогресс не стоит на месте. Цифровая жизнь современного человека и общества стремительно развивается. Знания и совершенствуемые интеллектуальные технологии их обработки являются одним из основных факторов общественного развития.
Практика применения информационных технологий во всех секторах общества, включая образование, растет за счет внедрения технологий робототехники, виртуальной и дополненной реальности, блокчейн, нейронных сетей и искусственного интеллекта.
Искусственный интеллект (ИИ) меняет каждый сектор общества, и сектор образования не является исключением. Можно сказать, что будущее образования связано с технологиями и их достижениями. Более совершенные машины откроют новые возможности для сферы образования и будут более эффективно решать новые задачи.
С точки зрения права искусственный интеллект - это новый объект, который развивается стремительно, однако из-за быстрого роста информационных технологий и внедрения искусственного интеллекта в гражданский оборот вопрос о его правовом положении становится все более актуальным. Ввиду отсутствия правового регулирования возникают сложности при определении его правовой природы и правового режима.
В Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 10.10.2019 N 490 "О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации" утверждена Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года, которая определяет, что искусственный интеллект - это комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека (включая самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма) и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые как минимум с результатами интеллектуальной деятельности человека. Комплекс технологических решений включает в себя информационно-коммуникационную инфраструктуру, программное обеспечение (в том числе то, в котором используются методы машинного обучения), процессы и сервисы по обработке данных и поиску решений.
В юридической науке ученые также предлагают различные определения понятия "искусственный интеллект".
Л.С. Болотова считает, что под искусственным интеллектом подразумевается искусственная (компьютерная) система, способная имитировать интеллект человека, то есть его способности получать, обрабатывать, хранить информацию и знания и выполнять над таковыми различные действия, совокупно называемые мышлением [2, с.357]
И.В. Понкин и А.И. Редькина рассматривают искусственный интеллект как искусственную сложную кибернетическую компьютерно-программно-аппаратную систему (электронную, в том числе виртуальную, электронно-механическую, биоэлектронно-механическую или гибридную) с когнитивно-функциональной архитектурой и собственными или релевантно доступными (приданными) вычислительными мощностями необходимых емкостей и быстродействия [3, с.93]
Проведя анализ данных определений, можно выделить следующие черты искусственного интеллекта:
1) имитирует когнитивные функции человека;
2) существует только в цифровой среде;
3) самообучается на основе приобретенного ранее опыта;
4) самостоятельно принимает решения и решает задачи как по заранее заданному алгоритму, так и без него.
П.М. Морхат отмечает, что искусственный интеллект является инструментом расширения и усиления возможностей человеческого интеллектуального потенциала, а также призван под контролем и воле человека заменить его при выполнении определенных функций и в решении определенных задач. В том числе и в образовании [5, с.124]
Роль ИИ в образовании заключается в его интеллектуальных методах обучения, коммуникации, анализа, оценки и оценки учащегося или учащегося в дополнение к надзору, управлению процессами и оптимизации. Технология ИИ выполняет все задачи, необходимые учителю и ученику. Технология должна быть способна к общению таким образом, чтобы язык и т.д. со стороны пользователя был понятным и имел смысл. Использование ИИ в образовании обучения имеет большое значение. Оно оснащает метод обучения и воспитания новыми технологиями и процедурами. Он привлекает исследователей из разных дисциплин для изучения более широкого круга вопросов, связанных с образованием. Ясно, что ИИ и его роль в образовании являются междисциплинарными, и многие проблемы, выходящие за рамки традиционного образования, могут быть легко решены с помощью ИИ. Например, учащиеся могут получить доступ к обучению из места, где у них нет доступа к физическим классам в реальной среде, им просто нужна необходимая технология искусственного интеллекта, чтобы учить их или общаться в соответствии с целями преподавания или обучения.
Как и любой другой сектор, образование также находится под влиянием современных технологий, и ИИ является одним из их типов. Многие проблемы, которые невозможно решить другими способами, можно решить с помощью ИИ в образовании. Доступ к классным комнатам, контенту, отсутствие учителя-эксперта и т.п.— вот некоторые из них. Закрытие учебных заведений во время пандемии COVID-19 — один из ярких примеров.
ИИ играет много ролей в образовании, например, обеспечивает доступ и улучшает общение между учителями и учениками. Это изменило тенденции образования и обучения, введя персонализацию, когда обучение кого-либо зависит от уровня знаний учащегося, его скорости обучения и целей, которые должны быть достигнуты в результате обучения или курса. В отличие от традиционного способа, история обучения каждого учащегося постоянно анализируется, чтобы оценить слабые стороны и предложить курсы, представляющие интерес и усовершенствование.
Еще одна важная роль ИИ в образовании - это обучение. Благодаря своим многочисленным приложениям и инструментам ИИ обеспечивает обучение, например, чат- бот или SR. Он оказывает дополнительную помощь учащимся за пределами классной комнаты. ИИ уменьшил нагрузку на многих учителей, у которых не так много свободного времени. Другими словами, он учит внутри и снаружи, чтобы покрыть слабые стороны учеников, если таковые имеются, в любое время и из любого места. Кроме того, ИИ также решил вопрос своевременного реагирования.
Он может отвечать на повторяющиеся и часто задаваемые вопросы за считанные секунды и преодолевать разочарование от длительных задержек. На вопросы, представляющие общий интерес, и на часто задаваемые вопросы теперь отвечают инструменты искусственного интеллекта, что сводит к минимуму время ожидания для студентов и ищущих информацию, а также бомбардировку такими вопросами со стороны преподавателей.
В заключение следует отметить, что искусственный интеллект повлиял на многие отрасли, и одним из них является образование. Это современный метод преподавания и обучения, который может решить многие проблемы, связанные с обучением. Это может решить такие проблемы, как доступность контента, нехватка учителей, когда учащийся может учиться без стресса и влияния на других. Внедрение и внедрение ИИ неизбежно в секторе образования.
Технологии искусственного интеллекта не ограничиваются интеллектуальным обучением, системами обучения и социальными роботами; существует множество других интеллектуальных технологий, таких как виртуальный фасилитатор, среды онлайн-обучения, системы управления обучением и аналитика обучения, которые также вносят значительный вклад в этот сектор.
Список информационных источников
1. Ахмад М.Ф.; Гапар, WRGWA Эра искусственного интеллекта в высшем образовании Малайзии: влияние и проблемы в материальной системе обучения смешанной реальности для обучения самоисследованию (SEE). ПроцедиаКомпьютер.науч.2019,163,2–10.
2. Болотова Л.С. Системы искусственного интеллекта: модели и технологии, основанные на знаниях // Финансы и статистика. 2022. С. 357.
3. Понкин И.В., Редькина А.И. Искусственный интеллект с точки зрения права // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2022. Т. 22. N 1. С. 93.
4. Попеничи, ЮАР; Керр,С. Изучение влияния искусственного интеллекта на преподавание и обучение в высших учебных заведениях. Рез. Практика. Технол. Увеличить Учиться. 2017, с.12-22.
5. Морхат П.М. Искусственный интеллект: правовой взгляд: Научная монография / РОО "Институт государственно-конфессиональных отношений и права". М.: Буки Веди, 2021. С. 124.