Деревяга Елена Борисовна,

преподаватель АПОУ УР «РМК МЗ УР»,

эл. почта: volena-funtic@mail.ru

Derevyaga Elena Borisovna,

teacher of APOU UR "RMK MZ UR",

e-mail: volena-funtic@mail.ru

Искусственный интеллект в образовании. Плюсы и минусы!

Artificial intelligence in education. Pros and cons!

Аннотация.

В данной статье представлена информация о роли искусственного интеллекта в 21 веке. Использование его в различных сферах экономики. Ставиться вопрос о роли его в образовании для педагогов и студентов. Правильности использования студентами технологий искусственного интеллекта.

Annotation.

This article provides information about the role of artificial intelligence in the 21st century. Its use in various sectors of the economy. The question is raised about its role in education for teachers and students. The correctness of students' use of artificial intelligence technologies.

Ключевые слова: искусственный интеллект; информационные технологии.

Key words: artificial intelligence; information technology.

Указом Президента РФ от 10 октября 2019 г. N 490
"О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации" утверждена Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года [6]. Данный документ практически даёт «зеленый» цвет для использования искусственного интеллекта во всех сферах нашей жизни.

Искусственный интеллект в 21 веке практически присутствует во всех сферах нашей жизни. Он играет важную роль во всех экономических направлениях. Например, в промышленной сфере искусственный интеллект (далее - ИИ) используется для автоматизации многих рутинных задач, автоматически контролирует качество продукции на конвейере, прогнозирует возможные сбои оборудования и предотвращать простои и пр. На тех промышленных объектах, где присутствует негативная окружающая среда (ионизирующее излучение или работа на низких глубинах в условиях высокого атмосферного давления) проводится роботизация производства для выполнения поставленных задач.

Сельское хозяйство - ИИ помогает фермерам повысить урожайность и снизить затраты. Например, дроны с ИИ могут обследовать поля и определять участки, нуждающиеся в дополнительном поливе или удобрениях. Системы распознавания образов могут анализировать фотографии растений и определять наличие болезней или вредителей. Обработка лазером (с помощью дронов) растений способствует хорошей урожайности сельскохозяйственных культур [2].

Искусственный интеллект (ИИ) используется в медицине. Используется в диагностике заболеваний, подборке правильного лечения заболевания, в уходе за пациентами.

Большая работа по использованию ИИ проводится в финансовой сфере – это использования для анализа данных, прогнозирования трендов на рынке, определения рисков и принятия решений по инвестициям. Он помогает улучшить эффективность и точность финансовых операций [1].

Перечислять сферы, где используется возможности ИИ можно долго, но меня волнует больше вопрос использования технологий искусственного интеллекта в образовании. Да, здорово, прекрасно! Он помогает автоматизировать многие рутинные задачи. Например, контроль домашнего задания, проводить анализ данных об учащихся и разрабатывать индивидуальные планы для обучения учащихся, адаптация их к потребностям и способностям. Технологии искусственного интеллекта могут помочь расширить доступ к образованию, особенно в отдалённых районах или для людей с ограниченными возможностями.

Во время пандемии COVID-19, когда многие учебные заведения перешли на дистанционное обучение, технологии искусственного интеллекта сыграли ключевую роль в поддержании непрерывности учебного процесса. Они позволили проводить онлайн-занятия, автоматизировать проверку заданий и даже проводить виртуальные лабораторные работы.

В настоящее время создано большое количество платформ и чат-ботов, предназначенных для организации педагогической работы. Такие инструменты позволяют упростить и автоматизировать многие процессы, связанные с обучением и воспитанием детей. Например, они могут использоваться для проведения уроков, проверки домашних заданий, общения с родителями и учениками, а также для сбора и анализа данных об успеваемости и прогрессе учеников.

Это наше настоящее! Конечно-же будущее за ИИ. Но у меня возникает следующий вопрос: отношение подростков к данной информации, при использовании искусственного интеллекта! Правильность использования информации, взятой с данных чатов для своих возможностей при решении каких-либо задач, написании сочинений и прочем. Искусственный интеллект - это сборник информации во всех сферах деятельности человека. По сути, я могу эту информацию использовать для написания, создания чего-то! Данными программами можно пользоваться по принципу: "по щучьему веленью, по моему хотенью, а выдай ка мне……!!!!!" Если ранее, до создания чат-ботов, студенты читали книги, «рылись» в статьях, для того чтобы найти необходимую информацию, то сейчас будет достаточно зайти в данную программу, и тебе ИИ выдаст необходимую информацию. Причем информацию, к которой нужно отнестись с большим вниманием и критичностью, так как она может быть недостоверной или устаревшей.

Необдуманное использование технологий искусственного интеллекта может привести к ряду негативных последствий. Одно из них — снижение социальных навыков и эмоционального развития учащихся. Когда взаимодействие с технологиями заменяет общение с людьми, студенты могут терять навыки социального взаимодействия, такие как умение слушать, выражать свои мысли и чувства, работать в команде и решать конфликты. Это может повлиять на их способность успешно функционировать в обществе и строить отношения с другими людьми. Соответственно одной из ключевых задач в современном образовании должно быть обучение учащихся грамотному использованию технологий искусственного интеллекта. Это включает в себя не только навыки работы с конкретными инструментами и программами, но и понимание основных принципов работы искусственного интеллекта, его возможностей и ограничений [5].

Учащиеся должны быть обучены критически мыслить, оценивать достоверность информации, полученной от систем искусственного интеллекта, и уметь принимать информированные решения на основе этой информации. Также важно развивать навыки творческого мышления и самостоятельного поиска решений, чтобы студенты не становились полностью зависимыми от технологий [3].

Список используемой литературы:

Практикум

[Электронный ресурс] - Режим доступа:

https://practicum.yandex.ru/blog/chto-takoe-iskusstvennyi-intellekt/#sfery-primeneniya (дата обращения 18.05.2024).

«

Новбиотех

» [Электронный ресурс]

-

https://novbiotech.ru/news/novbiotekh-predlozhil-obrabatyvat-selkhozkultury-lazerom-s-vozdukha-dlya-urozhaynosti.html

(дата обращения 18.05.2024).

Макаров, И.Д. Искусственный интеллект. Перспективы развития.

[Электронный ресурс] И.Д. Макаров – Режим доступа:

https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-kriticheskogo-myshleniya

(дата обращения 18.05.2024).

Филатов, В.В. Формирование критического мышления обучающихся.

[Электронный ресурс]

В.В. Филатов -

Режим доступа:

https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kriticheskogo-myshleniya-obuchayuschihsya/viewer

(дата обращения 18.05.2024).

«

Как искусственный разум изменит школу

»

№30 2019

.

ГАРАНТ, информационно-правовое обеспечение.

[Электронный ресурс]

- Режим доступа:

https://base.garant.ru/7283894

(дата обращения 18.05.2024).