Использование активных форм обучения

при формировании профессиональных компетенций у обучающихся

Семенова О.В, преподаватель СОМК,

г. Екатеринбург

Актуальность: Процесс обучения - это процесс взаимодействия обучающихся и преподавателя , с целью формирования профессиональных компетенций, необходимых фармацевтическому специалисту современной аптечной организации. Активное общение происходит в ходе практического занятия учебной дисциплины МДК.01.02 «Розничная лекарственными препаратами и отпуск лекарственных препаратов и товаров аптечного ассортимента» «Техника продаж», посредством применения активных форм и методов обучения. 

В последние годы государство вносит большие изменения в систему образования. Новый Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 33.02.01 Фармация направлен на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования. становление и развитие личности студента в ее самобытности и уникальности, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению.

Реализуя ФГОС нового покаления, педагоги учебной Фармацевтического филиала СОМК проделывают большую работу. Одной из важнейших задач является внедрение новых образовательных стандартов, направленных на формирование у студентов не только профессиональных, но и основных компетенций , которые дадут возможность справляться с различными многочисленными жизненными ситуациями, принимать самостоятельные решения, разрешать проблемы, работать в команде, быть готовым к стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить. Формируются новые качества выпускника, такие как инициативность, активность, умение принимать решение в отсутствие руководителя. Будующий фармацевт должен обладать стремлением к самообразованию, владеть новыми технологиями и понимать возможность их использования.  

Воспитание такого профессионала возможно посредством применения активных форм и методов обучения, где обучающийся становится субъектом процесса обучения, а педагог – его организатором.  Для достижения этой цели увеличивается доля самостоятельных работ творческого, поискового характера ( определение психотипа покупателя , построение модели диалога с ним) , создаются условия для приобретения опыта и достижения цели ( работа в симуляционной зоне) . Усиление практической направленности образовательного процесса через деловые и имитационные игры ведет к формированию профессиональных компетентностей. С этой точки зрения, образовательный процесс включает в себя учебный процесс и практику повседневной жизни ( общение в коллективе , прохождение практики в аптечных организациях). Для приобретения ключевых профессиональных компетенций практическое занятие должено быть эмоциональным, темп - оптимальным, должен быть обеспечен полный контакт преподавателя и обучающихся, активное участие каждого обучающегося.  

Под «профессиональной компетенцией» обучающихся понимается особый вид компетенции, представляющий собой комплексную интеллектуально-личностную характеристику обучающегося, включающую в себя совокупность приобретенных знаний, умений, профессиональных навыков, а так-же ценностных ориентаций, социально и профессионально значимых личностных качеств, которые необходимы для полноценного включения молодого специалиста в профессиональную среду.

Процесс формирования компетенций рассматривается как процесс взаимодействия студентов и преподавателя, при котором педагог и обучающийся взаимодействуют друг с другом в ходе практического занятия посредством применения активных форм и методов обучения, когда преподаватель и студент находятся на равных правах. Используется принцип гуманизации -педагог обращается к личному опыту студента. В такой ситуации обучение носит позитивный характер, повышается уровень самооценки студента, что способствует качественному восприятию учебного материала.  

Рассмотрим процесс формирования ключевых компетенций на  конкретном примере. Разработаны и апробированы Методические указания для преподавателя и обучающихся - деловая игра по теме «Техника продаж». Практическое занятие«диалог» - необычное, оригинальное , по-своему интересное, рассчитано для развития у студентов комуникативных навыков , умения принимать решение в не стандартных ституациях.

Практическое занятие делится на четыре этапа :  

1

Этап - ознакомление с ситуационной

задачей , предложенной преподавателем.

Данный этап способствует формированию таких основных

компетенций как:

ОК 1 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно

к различным контекстам.

ОК 2 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для

выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 3 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное

развитие.

2

Этап - составление

диалога между покупателем и фармацевтом

, обобщение и закрепление учебного материала в форме игры . На этом этапе создаются условия для формирования следующих компонентов ключевых компетенций: способность брать ответственность на себя, высказывать собственное мнение к фактам и событиям, определить проблему в данной ситуации.  

3 Этап - представление составленного диалога преподавателю и студентам. Преподаватель играет роль посетителя аптеки , а студент - фармацевта. Диалог реализуется в симуляционной зоне учебной аудитории в присутствии студентов учебной группы. Студенты принимают ответственность на себя в важном вопросе - умении оценить предложенную ситуацию и принять решение ( по симтомам определить заболевание и предложить лекарственные препараты для лечения ), оказывают информационно-консультативную помощь потребителю по выбору лекарственных препаратов и товаров аптечного ассортимента. Студенты группы обсуждают предложенный диалог , делятся знаниями, продумывают свои варианты ответов. Во время проведения деловой игры преподаватель оценивает правильность построения диалога , результативность диалога , и по завершению - оформление покупки , выдача чека и проведение консультирования по правилам приема и хранения лекарственных препаратов в домашних условиях.  

Таким образом, создаются условия для формирования: (ОК6) – умение работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, потребителями, руководством; (ОК3) - принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность; (ОК4) -  осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития 

4 Этап - подведение итогов. Преподаватель анализирует предложенные диалоги , алгоритмы поведения . Обращает внимание на допущенные ошибки. Выслушивает мнение студентов. Определяет критерии оценки . Делаются объективные выводы об уровне владения знаниями студентов группы в целом, по тому или иному вопросу. Обучающиеся владеют теоретическими знаниями и успешно применяют их на практике. Деятельность студентов, направленная на подготовку данного этапа урока, способствует формированию следующих умений: самостоятельно находить решение в проблемной ситуации, не теряться в нестандартной ситуации, вырабатывать свою собственную точку зрения и обосновывать ее, анализировать и обобщать имеющиеся факты, делать выводы, работать в команде, организовывать работу в группе, принимать активное участие в совместном принятии решений, заниматься самообразованием, соблюдать общие требования и нормы поведения в обществе.

Обобщая все выше изложенное , можно сделать вывод , что в применении активных форм и методов обучения способствует формированию ключевых компетенций:  

- эффективное взаимодействие студентов и преподавателя по принципу творчества и сотрудничества;  

- создание для них условий развития и саморазвития;  

- активизация познавательной деятельности; 

- улучшение степени освоения учебного материала;  

- приближение учебного процесса к практике.  

Результатом использования активных форм и методов в обучении может стать развитие способности самостоятельно мыслить, анализировать определенные ситуации, проявлять инициативу, брать на себя ответственность, формирование навыков публичных выступлений, работы с другими людьми , планирования и организации работы. Таким образом, постепенно, шаг за шагом формируется модель конкурентоспособного специалиста с ключевыми компетенциями, способного адаптироваться к постоянно меняющимся условиям профессиональной деятельности

 

Список использованной литературы  

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.07.2021

г.

№ 449

«

Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 33.02.01 Фармация

»

Приказ

Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 349н «Об утверждении профессионального стандарта «Фармацевт»

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 31

.08.

2016 г. № 647н

«

Об утверждении Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинско

применения»

Шкодкина, Н.Н. Технология формирования профессиональных компетенций специалиста СПО /Н. Н. Шкодкина, // Среднее профессиональное образование. 20

20 г.

Ефимова, И.А. Методы активного обучения в формировании ключевых и профессиональных компетенций/ И. А. Ефимова, // Среднее профессиональное образование. 20

21г

.