«Использование цифровых образовательных технологий при обучении детей правилам дорожного движения»
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания.
Актуальность этой проблемы связана с тем, что дети никогда сознательно не нарушают правила дорожного движения, У ребенка дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Неожиданное появление детей на проезжей части, их столкновение с другими пешеходами, шумное поведение в транспорте, жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое, часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности, и на улицах. Такое поведение – наглядное проявление возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Родители не всегда осознают важность и актуальность данной проблемы, не придают значения воспитанию у своих детей навыков безопасного поведения на дорогах и, что хуже всего, на глазах у ребенка постоянно нарушают эти правила.
Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.
Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что учреждение дошкольного образования является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, особое внимание уделяю обучению детей правилам дорожного движения, формированию и развитию у детей умений, и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.
Использование цифровых технологий и других технических средств в образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма способствует воспитанию и развитию творческих способностей ребенка, формированию его личности, обогащению интеллектуальной сферы дошкольника, позволяет расширить возможности педагога.
В работе с детьми по обучению правилам дорожного движения наряду с традиционными формами работы использую информационные технологии: мультимедийные презентации, обучающие мультфильмы, развивающие дидактические игры, разгадывание ребусов и кроссвордов, компьютерные игры.
Чередование демонстрации теоретического материала и беседы с детьми помогают добиться поставленных целей. Презентации, состоящие из красочных анимированных слайдов, являются прекрасными помощниками при проведении организованной образовательной деятельности по изучению правил дорожного движения.
Помимо мультимедийных презентаций в работе с детьми и родителями использую аудио – и видео записи, интерактивные игры.
Применение цифровых образовательных технологий открывает новые возможности. Изменяются дидактические средства в системе образования, методы и формы работы с детьми, тем самым преобразуя традиционный образовательный процесс в качественно новую, наполненную информационно-коммуникационными технологиями, образовательную среду.
В настоящее время разрабатывается огромное количество интерактивных игр для детей дошкольного возраста.
При организации работы с использованием компьютера учитываю многие факторы. Компьютер развивает множество интеллектуальных навыков, но нельзя забывать о норме.
Важно соблюдать условия для сбережения здоровья ребенка.
Таким образом, использование цифровых образовательных технологий в дошкольном образовательном процессе ведет к повышению усвоения знаний дошкольниками на более высокий уровень. Несет в себе образный тип информации, обладает стимулом познавательной активности, облегчает работу воспитателя.