* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .Hyperlink {color: #0000FF; text-decoration: underline ;} .List Paragraph {font-family: 'Calibri';}

Использование электронных образовательных ресурсов на уроках в современной школе

В условиях перехода на ФГОС методика обучения в современной школе переживает сложный период: предлагаются иное содержание, иные подходы.

Для меня, как и для многих учителей, сегодня актуален вопрос: как эффективнее учить школьников? Какие методы использовать в обучении? Известно, кто учится самостоятельно, преуспевает гораздо больше, чем тот, кому всё объяснили.

Учителю приходится искать пути для того, чтобы воспитать и развить в ребенке активную, смелую, решительную личность. Личность, которая умеет сама добывать знания и применить их в нестандартных ситуациях.

Достичь этой цели нам помогают современные педагогические технологии. Информационные технологии сегодня органично вписываются в сферу человеческой деятельности и становятся одним из главных средств адаптации человека к жизни в информационном обществе.

В  настоящее время электронные образовательные ресурсы (ЭОР) все больше становятся доступными для использования их в процессе обучения разным предметам. Для этого используются различные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).              

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) – это наиболее общий термин, объединяющий средства обучения, разработанные и реализуемые на базе компьютерных технологий.
Электронными образовательными ресурсами (ЭОР) авторы нацпроекта "Образование” называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плейера. Необходимость использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР) на уроках русского языка сегодня очевидна многим, потому что они повышают интерес к уроку, активизируют познавательную деятельность учащихся, развивают творческий потенциал, позволяют организовать групповую и самостоятельную работу на уроке. А использовать ЭОР можно на всех этапах урока (при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле).

Прогресс в этой области уже сегодня позволяет включать в образовательный процесс качественные продукты, разработанные на основе технологий мультимедиа, позволяющие представлять информацию в разнообразных формах – текстовой, графической, видео и аудио, что значительно повышает их дидактическую ценность.

Несмотря на сложности материального и технического характера, уже сегодня электронные образовательные ресурсы можно применять как инструмент методической подготовки учителя к уроку (для конструирования дидактических материалов: тестов, таблиц, схем), как средство обучения на уроках русского языка и в контексте домашней подготовки ученика к урокам.

В процессе обучения русскому языку и литературе в классной работе могут использоваться мультимедийные установки (компьютер, видеопроектор, документ-камера) и интерактивные доски. Кроме того, уроки могут проходить в компьютерном классе или лаборатории, где каждый учащийся имеет доступ к персональному компьютеру, или с привлечением оборудования мобильного класса и даже с использованием собственных смартфонов или иных гаджетов учеников.

Использование компьютера при подготовке к уроку

Учитель может использовать компьютер в кабинете, дома или в учительской при подготовке к уроку, отбирая подходящие ему для урока электронные образовательные ресурсы (например, с сайта ФЦИОР), а также делать собственные методические разработки на их основе. Учитель также может готовить компьютерные презентации, используя, например, программу PowerPoint, MIMIO studio, или ScreenMedia.

Экран или интерактивная доска

Использование экрана/телевизора, подключенного к компьютеру учителя в классе, или интерактивной доски заменяет все традиционные технические средства обучения. Так, с их помощью учитель может предъявлять новый материал в цифровом виде, устраивать просмотры видеоматериалов и прослушивание аудиозаписей, демонстрировать иллюстрации, репродукции картин и портреты писателей, грамматические таблицы и схемы, интерактивные плакаты и т.д.

Данные приспособления имеют также большие преимущества перед обычной классной доской. Они позволяют выходить в Интернет, например, чтобы обратиться к онлайн-словарю или справочно-поисковым системам; учебный материал, представленный в электронном виде, как правило, более нагляден и интересен для учащихся, что

способствует росту их мотивации.

Интерактивная доска дает возможность использовать на уроках интерактивные упражнения, при выполнении которых ученик может самостоятельно проверить количество правильных ответов.

А теперь хотелось бы остановиться на тех ресурсах, которые чаще всего используются на уроках русского языка.

1.Презентации. Использовать их можно и при объяснении  нового материала, и при закреплении знаний, и при выполнении творческих заданий и  физминуток. В презентацию можно вставить всё, что только возможно: и рисунки, и схемы, и тесты, и видео, и ссылку на другой ЭОР. По сравнению с другими ресурсами презентацию можно считать универсальным.

2.Анимации и иллюстрации. Использовать их можно при объяснении нового материала: эти ресурсы наглядно демонстрируют учебный материал, позволяют наблюдать различные явления языка. Также эти ресурсы можно использовать для организации творческой работы (составить рассказ на основе картинки, например). На уроках русского языка в 5-7 классах большое место занимают описания по картинам. Раньше приходилось пользоваться репродукциями мелкими и очень плохого качества. Сейчас можно картину рассмотреть во всех деталях, выделив её фрагменты, и о художнике можно рассказать, и показать другие его работы. Пример такого урока – сочинение по картине Григорьева «Вратарь». На этом уроке ребята знакомятся с историей создания картины, с личностью художника, прослушивая аудио- и видео- сопровождения.

3.Интерактивные таблицы, схемы. Использовать их можно на уроках обобщения и повторения они помогают систематизировать изученный материал. Впрочем, можно их использовать и при объяснении нового материала.   С помощью таблиц дети учатся анализировать языковые явления, делать выводы и обобщения, схематично представлять языковой материал. Таблицы помогают вспомнить орфограмму или пунктограмму. В отличие от печатных,  электронные таблицы обладают повышенной наглядностью. Одну и ту же таблицу можно использовать в течение всего периода изучения какой-либо  темы, так как таблицы бывают многоуровневые, содержащие полную информацию по какому-либо разделу (например, «Местоимения» или «Имя существительное»).

4.Интерактивные тексты. Использовать их можно на этапах повторения и закрепления материала.

5.Видеоматериалы. Большим подспорьем в работе являются видеоуроки по русскому языку, сопровождающиеся яркими таблицами, интересными тренажёрами, кратким теоретическим комментарием, проверочными тестами. Видеоматериалы помогают провести заочную экскурсию по местам, связанным с жизнью и творчеством какого-либо писателя. Они не только дают наглядность, но и приобщают учеников к мировой культуре, учат понимать искусство.

Многие учителя используют интерактивные гипертекстовые таблицы с сайта «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов». С помощью электронных таблиц дети учатся анализировать языковые явления, делать выводы и обобщения. Таблицы помогают вспомнить орфограмму или пунктограмму. Одну и ту же таблицу можно использовать в течение всего периода изучения какой-либо темы.

Ещё одна разновидность электронных средств обучения - электронные учебные пособия: репетиторы, тренажеры, интерактивные коллекции, словари, справочники; электронные издания для контроля знаний учащихся. В своей практике педагоги используют представленные в Интернете проектом «Инфоурок» видеоуроки по различным темам. На этапах повторения и закрепления материала использовать можно интерактивные тесты. Это и тесты из коллекции ЦОР. Преимущество электронных тестов – это контроль уровня знаний и в случае необходимости они помогают вспомнить правило.

Также к услугам учителей русского языка в сети Интернет есть прекрасно продуманные сайты государственных музеев, картинных галерей, музыкальных коллекций. Такие ресурсы направлены на творческую работу с детьми. Цифровые образовательные ресурсы повышают скорость чтения и коэффициент усвоения, улучшается внимание, память, расширяется понятийный аппарат, что отражается на результатах диагностики.

Качество образования во многом определяется компетентностью и уровнем профессиональной деятельности учителя русского языка.

Подводя итог, можно сказать, что ЭОР можно использовать на всех этапах урока и при любой организации учебного процесса. При этом изменяется не только содержание учебного процесса, но и содержание деятельности учителя: учитель перестает быть просто «репродуктором» знаний, а становится разработчиком новых технологий обучения, что, конечно же, повышает его творческую активность, но и  требует высокого уровня методической подготовленности.

Использование ИКТ на уроках дает положительные результаты:

развивает творческие и исследовательские способности учащихся;

повышает их активность;

способствует более осмысленному изучению материала;

приобретению навыков самоорганизации;

превращению систематических знаний в

системные

;

помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету;

развивает у учащихся логическое мышление;

значительно повышает уровень рефлексивных действий с изучаемым материалом.

Таким образом, проанализировав цифровые образовательные ресурсы, предназначенные для обучения и развития школьников, можно выделить несколько подходов к созданию электронных учебных материалов для изучения русского языка:

теоретической части цифровых образовательных ресурсов целесообразно придать справочный характер, не перегружая ее информацией, выделяя основные термины и понятия каждой темы;

объем учебного материала для тренировочных и контрольных заданий определяется с учетом санитарно-гигиенических норм работы ученика за компьютером;

отбор учебного материала проводится с учетом основных дидактических принципов обучения русскому языку;

средства управления компьютерной обучающей системой по любому учебному предмету должны быть максимально простыми и не отвлекающими ученика от выполнения заданий.

Как бы ни были хороши электронные образовательные ресурсы, но самое ценное в образовательном процессе, это общение с учителем. Нельзя заменить «живое слово» на работу с техникой, а ещё нужно научиться «отделять зёрна от плевел», то есть критично подходить к отбору ЭОРов, которые в большом количестве предлагаются учителю и на прилавках магазинов, и в Интернете.