* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .c0 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .c2 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Balloon Text {font-family: 'Segoe UI'; font-size: 9pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Segoe UI'; font-size: 9pt;}

«Использование элементов сказкотерапии в работе учителя- логопеда»

Сказка является наиболее универсальным комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Ведь сказка – это образность языка, развитие речи, вера в позитивное разрешение проблем. Сегодня во многих сферах работы с детьми есть термин – сказкотерапия

Возможности сказкотерапии в коррекционной работе уникальны, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребенка.

Все дети с нарушениями речи быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают в памяти задания. Не всегда доступны детям логические и временные связи между предметами и явлениями. Именно эти особенности речевых нарушений диктуют основную цель использования приёмов сказкотерапии: всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов.

В нашей логопедической работе мы не только ставим, исправляем, дифференцируем звуки, но и обогащаем, расширяем речь детей.

Сказкотерапия подразумевает влияние в большей степени на психическое здоровье детей, а также помогает в развитии и активизации речи детей.

Даже самые трудные и надоевшие упражнения выполняются без особого труда, если на занятии разыгрывается сказка.

Использование сказкотерапии позволяет добиться не только устойчивого внимания и интереса на протяжении всего занятия, но и способствует сохранению психофизического здоровья детей, формированию положительного эмоционального состояния и снижению вероятного переутомления на логопедических занятиях. 

Вот лишь несколько способов использования элементов сказкотерапии в работе логопеда.

Чтобы привлечь ребёнка к проведению артикуляционной гимнастики, можно разложить перед ребёнком карточки с картинками, можно дать куб, на гранях которого изображены картинки - символы упражнений, интереснее и эффективнее всего будет погружение ребёнка в сказку

Сказку можно придумать самостоятельно, а можно основываться на уже известных детям.

Возможности сказок огромны: рассказывая сказку, взрослый имеет возможность предложить ребенку связанные с сюжетом сказки задания, сначала простые, а затем и более сложные; эти задания направлены на развитие речи, мышления, внимания, ориентировки в пространстве. Использование сказок в коррекционной логопедической работе способствует целенаправленному и спонтанному развитию словаря и связной речи. Мотивация к выполнению «сказочных» заданий у ребенка гораздо выше, чем к не обыгранным упражнениям.

В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий.

Таким образом, через использование сказки, её сюжетных линий мы решаем многие коррекционные задачи:

Коррекционно-образовательные задачи:

- развивать все компоненты речи, относящиеся к ее звуковой и смысловой сторонам;

- развитие фонематического восприятия;

- работа над артикуляцией, автоматизацией, дифференциацией звуков, введением их в свободную речь;

- расширение и активизация словаря;

- совершенствование связной и лексико-грамматической сторон речи.

Коррекционно - развивающие задачи: 

- развитие познавательных процессов (мышления, памяти, воображения, ощущения, фантазии);

- развитие просодической стороны речи (развитие темпо-ритмической стороны речи, работа над правильным дыханием, голосом, паузацией, дикцией, интонацией);

- развитие умения передавать образ через мимику, жест и движение;

- развитие мелкой моторики через приёмы вождения персонажей сказки в настольном театре, театре мягкой игрушки, пальчиковом театре.

Воспитательные задачи:

 - воспитание духовности, любви к природе, гуманности, скромности, доброты, внимания, выдержки, ответственности, патриотизма.

Эффективность логопедической работы повышается за счёт включения сказки как эмоционального компонента в образовательный материал.

Целесообразно выделить элементы сказкотерапии, используемые в логопедической работе:

- превращение занятия в сказочный сюжет;

- привлечение к занятию сказочного героя;

- употребление фрагментов из сказок;

- придумывание сказок.

Широко используются в логопедической работе логосказки. Учитывая форму речевых нарушений детей и этап коррекционной работы, можно выделить следующие виды логосказок:

1. Артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики).

2. Пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков).

3. Фонетические (уточнение артикуляции звука, автоматизация, дифференциация звуков).

4. Лексико-грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знаний грамматических категорий).

5. Сказки, способствующие формированию связной речи.

6. Сказки по обучению грамоте (о звуках и буквах).

Таким образом, сказкотерапия - комплексная система, направленная на коррекцию речевых нарушений, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья, и позволяет в рамках сказки решать обучающие, коррекционные, воспитательные задачи.

Наверное, нет человека, который бы не любил сказки. Те из нас, кто не интересуется классическими вариантами сказочных историй, смотрят фильмы сериалы, читают детективы, любовные романы. Но что это, если не современные сказки?

Людям свойственно обмениваться историями. Для того чтобы их рассказать и послушать, мы встречаемся за праздничным столом, смотрим шоу по телевизору.

Обмен историями, как и обмен, жизненным опытом, естественная форма взаимодействия между людьми. Поэтому сказкотерапия - естественная форма общения и передачи опыта, органичная система воспитания новых поколений.