Вторушина Олеся Юрьевна
Использование элементов техники «Скорочтения» на уроках в начальной школе, как залог успешной учебы
Отработка техники чтения у младших школьников является главным этапом в учебном процессе. Ни для кого не секрет, что дети с низкой скоростью чтения не успевают по многим предметам. Ребенку будет тяжело усваивать новый материал, пока он будет читать условие задачи. Быстро читающий ребенок уже все перепишет в тетрадь. Как же научить ребенка читать с меньшими затратами не только физических, но и психических сил? Как превратить чтение в доступного и необходимого помощника? Этот вопрос волнует, и будет волновать многих педагогов.
Процесс чтения очень сложен для детей – в нем участвуют память, воображение, слуховые и звуковые катализаторы. Скорость чтения является важным фактором успеваемости. Пройдя курсы скорочтения я, решила серьёзно заняться этой проблемой. Для начала рассмотрела причины замедленного чтения у детей:
- низкий уровень внимания и памяти (ребенок, читая четвертое слово, уже не помнит первого и соответственно не может понять смысла прочитанного);
- ребенок, который медленно читает, переключает внимание на посторонние мысли, интерес к читаемому тексту пропадает, чтение становится механическим, смысл не доходит до сознания;
- пониженный объем оперативного поля зрения (ребенок охватывает взглядом не целое слово, а две, три буквы);
- маленький словарный запас;
- регрессия - возвратные движения глаз. Многие дети сами, не замечая, читают слово дважды, как бы для верности;
- не развитый артикуляционный аппарат.
Что такое скорочтение?
Скорочтение – это способность быстро читать при использовании особых методов, включающих группировку информации и уменьшение проговаривания. Обычная скорость чтения у взрослого человека лежит в пределах 120-180 слов в минуту. Программы в школах усиливаются, количество информации растет. И навык быстрой обработки информации, причем любой, не только текстовой, но и видео информации – это очень ценно. Мной были отобраны следующие методы и упражнения техники «Скорочтения»:
Вовлекаю ребенка в процесс чтения – учитель, начинает читать, останавливается на интересном моменте, предлагает прочитать небольшой кусочек произведения. Обязательно спрашиваю, что ребенок прочитал, какие слова несколько раз повторялись? Разбираем непонятные слова.
Игры с ударением – выбираю любое слово
,
и ставим ударение по очереди на все слоги, так ребенку понятнее, о чем идет речь. Ребенок должен выбрать правильный вариант.
«Спотыкание об согласные» - дети часто испытывают сложность при чтении, видя несколько согласных букв подряд. Задача: написать такие слова на листе бумаги и периодически давать ребенку их читать (каждый раз использовать новые слова).
Жужжащее чтение – ребенок читает про себя и одновременно жужжит, как пчела.
Развитие зоркости – записываю ряд гласных букв (пять, шесть штук), вставляю согласную, уточняю какая буква лишняя?
Пишу слова, отличающиеся одной буквой: кот-кит, кот-рот, лес-вес. Задание: чем отличаются и чем похожи эти слова.
Чтение с закладкой – читая текст, ребенок движет закладкой не под строкой, а закрывая уже прочитанное слово – это исключает повторы и наращивает темп.
Чтение слов написанных разными шрифтами.
Артикуляционная гимнастика, совершенствует произношение, ставит дыхание, делает речь четкой. Предлагаю ребятам, прочитать скороговорки по-разному: шепотом и медленно, громко и уверенно, учитель следит за прочитыванием окончаний слов, они должны четко проговариваться. Так же включаю чтение пословиц и поговорок.
Использую прием «очередь» - ребенок читает на максимальной скорости молча небольшой абзац, следующий абзац начинает читать вслух, затем опять про себя.
Поиск заданного слова – называю любое слово, которое есть в тексте, кто быстрее его найдет. Эта игра сформирует способность увидеть целый образ слова и разовьёт словесную память.
Это лишь малая часть всех упражнений, которые можно использовать абсолютно на всех уроках в начальной школе. Скорочтение – это набор техник, которые нужно выполнять постоянно и увеличивать сложность для того, чтобы достичь результата. Уделяя техники «Скорочтения» пять минут в начале урока, я заметила, что скорость чтения класса увеличилась в два раза, с учётом понимая текста.
Закончить свою статью хочу словами Ш.А. Амонашвили «Я не просто учитель, не просто воспитатель, я доверенное и уполномоченное Лицо детей и государства. Мне поручено воспитать новых людей, людей будущего, и помешать осуществить эту задачу я не дам никому. Защита детей, кование их неповторимых судеб — это моя высочайшая забота, мой профессиональный долг, а самое главное — мое призвание».
Библиографический список:
Амонашвили Ш.А. Как живете дети? https://libking.ru/books/sci-/sci-psychology/610173-32-shalva-amonashvili-kak-zhivete-deti.html : М., Просвещение, 1989-с.88
Никандров Н.Д., Ситникова Н.А. Скорочтение, когда оно нужно, когда вредно // Начальная школа. – 1994.- №4
Скорочтение – Википедия, https://ru.wikipedia.org/wiki/Скорочтение