Киселева О. Н. педагог-психолог СП «Детский сад «Бабочка»
ГБОУ ООШ № 6 г. Новокуйбышевска Самарской области
«Использование игровой нейрогимнастики в коррекционно-развивающей работе
педагога-психолога в дошкольной образовательной организации»
Нейрогимнастика – это специальные ассиметричные двигательные упражнения, которые выполняют двумя руками с целью включения в работу обоих полушарий мозга и развитию межполушарного взаимодействия.
Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.
Отсутствие слаженности в работе полушарий мозга – частая причина трудностей в обучении и развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста, так как не происходит полноценного обмена информацией между правым и левым полушариями каждое из которых выполняет специфические функции.
Обмен информацией между полушариями – один из центральных процессов в обучении, который происходит при развитии любого нового навыка, при изучении любой новой информации.
Главный принцип игровой нейрогимнастики – постоянно изменять и усложнять шаблонные действия, т. е. давать мозгу решать новые непривычные для него задачи. Это способствует развитию новых нейронных связей.
Польза упражнений игровой нейрогимнастики:
а
ктивизация центров мозга, отвечающих за моторику и речь;
р
азвитие у ребенка умения выполнять произвольные действия, управлять своим вниманием;
подготовка ребенка к школе: гимнастика готовит мозг к успешному овладению чтением, письмом, счетом, воспитывает волю, повышает его познавательную активность, стимулирует развитие внимания, памяти, мышления, прост
ранственной сферы;
улучшение мозгового кровообращения, повышение работоспособности, интеллектуальной выносливости, развитие межполушарного взаимодействия.
Игровая нейрогимнастика с детьми дошкольного возраста, начиная уже с детьми 4-х лет может использоваться как отдельное занятие, так и включение ее непосредственно в занятия, как вспомогательный инструмент.
Непосредственно перед нейрогимнастикой необходимо выполнить с детьми разогревающие упражнения. Это может быть: растирание каждого пальца по очереди, сжимание пальцев в замок, встряхивание и растирание ладоней и другие.
Чтобы освоить ребенку нейрогимнастику, необходимо:
запомнить с ребенком само упражнение
.
Для этого мы показываем жесты
,
и ребенок их повторяет сначала одной рукой, затем другой;
выполняем упражнение одновременно двумя руками, синхронно одинаковые жесты;
делаем движения одновременно двумя руками, но показываем разные жесты (
т. е. движения идут а
с
инхронно двумя руками одновременно
)
;
добавляем усложняющие элементы.
Когда ребенок начинает выполнять упражнение легко, автоматически и не прикладывая усилий – это знак, что упражнение перестает приносить максимум пользы и его нужно менять или усложнять.
При выполнении различных интеллектуальных упражнений в первый раз кровоснабжение и соответственно активность мозга максимальные. А уже при повторном предъявлении сила кровотока заметно снижается. Эффективность упражнения падает и оно перестает нести развивающую силу.
Не создаются новые нейронные связи, импульс проходит по уже сформировавшимся участкам.
Чтобы усложнить упражнение, можно выполнять жесты чередуя с хлопком и кружением, подключать речь, ноги, глаза, счет.
Используя упражнения нейрогимнастики важно помнить о том, чтобы они были интересны детям. С этой целью хорошо придумывать названия упражнений или создавать какую-то легенду.
В упражнениях обязательно должны быть задействованы кисти рук. Для этого можно использовать различные предметы: массажные мячики, кубики и др.
Упражнения на уровне тела тоже полезны для развития межполушарного взаимодействия. Например: одной рукой гладим по столу, другой стучим.
Рисование асимметричных рисунков в воздухе и в прописях тоже является частью игровой нейрогимнастики.
Нейрогимнастика дает большой простор фантазии и придумывание разных игровых вариантов упражнений.