* {font-family: Times New Roman; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Body Text {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Основной текст Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .List {font-family: 'Arial'; font-size: 12pt;} .Body Text Indent {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Основной текст с отступом Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Знак Знак Знак {font-family: 'Verdana'; font-size: 10pt;}

Использование игровых технологий на уроках учебной практики в соответствии с требованиями актуализированных ФГОС, как средство формирования конкурентоспособного выпускника.

Баклаушева Г.В.

мастер производственного обучения

ГАПОУ АО «Черноярский губернский колледж»

Игра представляет

собой подготовку

к дальнейшей деятельности.

Д.Б. Эльконин

В настоящее время перед профессиональным образованием стоит проблема подготовки высококвалифицированных специалистов способных удовлетворить потребности современного общества на рынке труда. Высокие темпы развития мировой экономики , стремительно меняющиеся требования к специалисту, большой объём информации, необходимой для усвоения к концу обучения в колледже способствуют к применению современных педагогических технологий на занятиях производственного обучения (учебной практики). Подготовка высококвалифицированных специалистов, владеющих профессиональным мастерством, глубокими прочными знаниями в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта СПО является главной задачей мастера производственного обучения.

Особенностью федеральных государственных образовательных стандартов является развитие личности учащегося. Федеральные государственные образовательные стандарты СПО указывают не только на знания и умения, а также на реальные виды деятельности (ВПД), которыми должны овладеть выпускники

Новые социальные запросы, отражённые в ФГОС, определяют цели образования развитие учащихся, как компетентного выпускника, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».

В наше учебное заведения ученики, приходящие после окончания 9 классов не имеют возможности выбора профессии, из-за малой материальной базы, поэтому многие учатся на данную профессию не по своему желанию. В этой ситуации основной задачей мастера производственного обучения является не только обучение учащихся для овладения основными видами профессиональной деятельности, но и формирование одной из общей компетенции, как  понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса.

На мой взгляд, игра – прекрасное средство для того, чтобы привить любовь к своей будущей профессии, она не только даёт дополнительные знания, но и развивает целый спектр разнообразных способностей, является полигоном общественного и творческого самовыражения каждого. А.С. Макаренко высоко ценя роль игры говорил: «И я как педагог должен с ними немножко играть. Если я буду только приучать, требовать, наставлять, я буду посторонней силой, может быть, полезной, но не близкой. Я должен обязательно немного играть, и я этого требовал от всех своих коллег». Использование игры на уроках производственного обучения позволяет обучающимся оказаться в обстановке, приближенной к реальной, т.е на себе прочувствовать полностью роль выбранной профессии.

В своей деятельности при обучении учащихся по профессии «Продавец, контролер – кассир» мною часто используются различные виды игр, как на учебных занятиях, так и на внеурочных мероприятиях.

Продавец всегда на протяжении многих лет являлась одна из популярных, востребованных, интересных и творческих профессий. Будучи такой массовой, профессия продавца, открывает свои двери многим: и тем, кто действительно любит эту профессию, и тем, кто хочет временно подзаработать. Потому что у профессии продавца широкая типология: от человека, работающего в обычном магазине, до человека, отвечающего за переговоры и сбыт продукции в крупной торговой компании
Любой продавец, прежде всего, должен быть хорошим психологом и уметь общаться, уметь расположить к себе любого незнакомого человека. Среди частых требований к вакансии продавца: грамотная речь, коммуникабельность, вежливость, ответственность, активная жизненная позиция и т. д.

Эта профессия выбирает тщательно,  кандидат должен быть  физически вынослив, обладать хорошей долговременной памятью, умением концентрировать внимание, сочетая воспроизводящее воображение и творческий подход к работе, а главное быть ответственным и честным.
Для лучшего усвоения материала на уроках производственного обучения использование элементов игровой технологии является одним из наилучших методов обучения.

По методике игры, используемые мною в учебном процессе, можно разделить на игры-соревнования, сюжетные, ролевые, деловые. По тематике выделятся игры по одной, по нескольким темам и по всему курсу профессионального модуля.

Современная жизнь требует от человека умения осуществлять выбор - от выбора товаров и услуг до выбора друзей и выбора жизненного пути. Использование на уроках таких игр, как, «Выбери необходимое оборудование»,   предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимание возможности различных вариантов решения задачи, умение осуществлять систематический перебор вариантов, сравнивать их и находить оптимальный вариант.

Хочу несколько поподробнее остановиться на видах игр в зависимости от методики проведения.

Игры-соревнования, на мой взгляд, являются наиболее захватывающими и азартными. Именно этот вид игр чаще всего используется мною при организации конкурса профессионального мастерства. Знание, сообразительность, быстрота – вот те три шага, которые надо сделать, чтобы прийти к победе. Для снятия эмоциональной напряжённости учащихся стараюсь ориентировать на такую форму соревнования, которому присущи юмор, оригинальность и нестандартность решений и ответов. Вот один из примеров: этап конкурса профессионального мастерства «Кто быстрее», где учащиеся за короткое время должны установить весы в горизонтальное положение, проверить санитарное состояние весов, проверить весы на точность, устойчивость, чувствительность. А также в это задание входит взвешивание товара и подсчет устно суммы отвеса, с учетом правил продажи и упаковка товара. Жюри оценивает быстроту выполнения, правильность упаковки, подсчета и установки весов.

При оценивании результатов такой игры преобладают качественные показатели, причём не только «кто лучше» и «кто быстрее», но и «кто остроумнее», «кто ярче», «кто увлекательнее».

Ролевые игры позволяют заложить в обучение предметный и социальный контексты, важные для будущей трудовой деятельности. В играх данного типа моделируются адекватные по сравнению с обычным обучением условия формирования личности, необходимые для профессиональной деятельности в будущем. На уроке производственного обучения мною часто используются данного типа игры, например ролевая - игра "Продавцы – покупатели в магазине игрушек ", где учащиеся выполняют роли продавцов, покупателей.

Сценарий игры следующий: события разворачиваются в магазине игрушек, где каждый может купить какой-то предмет интерьера. Задача "продавцов" – заинтересовать "покупателей", чтобы за самый короткий срок были распроданы все "игрушки". Когда начинается игра, каждый "покупатель" подробно расспрашивает "продавцов" об "игрушках" в магазине. Каждый "покупатель" имеет право обратиться к разным "продавцам" и "купить игрушки" у того, кто лучше остальных выполняет свои обязанности. Например, лучшим по праву считается тот, кто наиболее подробно рассказывает о качестве и особенностях игрушки, кто умеет заинтересовать окружающих в достоинствах выбранной игрушки.
В игре должно быть вполне определенное условие и для "покупателя". Он не может отказаться от покупки, если получил от "продавца" ответы на все свои вопросы. То есть, задачей "покупателей" остается найти различные каверзные вопросы, чтобы поставить "продавца" в тупик. Вопросы самые разные, например, о качестве игрушек, о ее долговечности, прочности, о производителе и о том, как за ней следует ухаживать, о ее предназначении. Разумеется, "продавец" обязан рассказать обо всем. Все зависит от фантазии "продавца" и от его умения импровизировать по ходу игры. К тому же, "продавец" не должен быть робким, ведь ему, возможно, придется отбиваться от назойливых "покупателей".

Игра обладает богатыми диагностическими возможностями (определение сплоченности группы), кроме того, она позволяет определить некоторую готовность к социальной активности (не бояться спорить с бездельниками, перешагнуть через стеснение для достижения общей цели и коммуникабельность с покупателями). Можно надеяться, что и сами обучающиеся узнают о себе что - особое и увидят себя с новой стороны, выявят свой темперамент и характер.

Деловые игры. Они используются для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления ранее изученного материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, даёт возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций. Я считаю необходимым и весьма продуктивным их использование в процессе обучения на уроках производственного обучения, так например деловая игра по отработке последовательности расчета продавца с покупателями в магазине.

Педагогическая игра может быть посвящена любой теме. Но целесообразно планировать и проводить игры, которые способствуют не только закреплению и диагностике уже полученных знаний, но и приобретению дополнительных знаний и умений по изучаемому предмету.

Начиная игру, нужно постараться сконцентрировать внимание учащихся с помощью интересных приёмов:

представления гостей, церемониала знакомства;

звуковых, технических эффектов;

видеопролога

, музыкальной увертюры и т.д.

Организуя основную часть урока-игры, я всегда стараюсь объединить слово, образ, показ, творческую деятельность, конкурсность. Не следует забывать и о занимательности. Она может быть рассыпана по композиции (т.е. основной части), может быть собрана в один блок.

Завершающая часть должна быть чёткой, яркой, краткой. Здесь уместны награждения, раскрытие секретов, коллективная оценка, принятие решения, ритуал и т.д.

Последнее включает в себя подведение итогов и анализ урока-игры. Какие бы формы урока-игры ни были избраны, они должны отвечать следующим требованиям:

Активизировать деятельность учащихся.

Обеспечивать мыслительную активность участников игры.

Иметь познавательное значение.

Создавать условия для творчества учащихся.

Содействовать сплочению коллектива.

Соответствовать принципу: «Как можно меньше зрителей, как можно больше действующих лиц».

Таким образом, при использовании игровых технологий на уроках производственного обучения (учебной практики) в соответствии с актуализированными ФГОС происходит закрепление и углубление знаний и умений, а также формирование компетенций, тем самым повышается интерес учащихся к будущей профессии.