* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;}

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 16 « Колобок»

Использование информационных компьютерных технологий

в коррекционно развивающей работе с детьми

с особыми возможностями здоровья.

Номинация: «Технология организации процесса обучения ребенка

в условиях ДОО»

Выполнила:

учитель-дефектолог, учитель - логопед

высшая квалификационная категория

Кубашева Елена Викторовна

В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в специальной педагогической теории и практике коррекционно-развивающего процесса детей с ОВЗ, в содержании технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям и способствовать гармоничному вхождению ребенка с ОВЗ в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса детей с ОВЗ, значительно повышающей его эффективность. Практика работы дошкольных образовательных учреждений свидетельствует о необходимости расширения использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) в организации коррекционного процесса. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности.

Преимущества данных образовательных технологий в том, что они включают в себя виды средств для образования, воспитания и развития детей, позволяют эффективно проводить коррекционную работу с детьми с ОВЗ.

Использование ИКТ является одним из приоритетов образования.

Во- первых, внедрение ИКТ в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека к другому.

Во-вторых, современные ИКТ, повышая качество обучения и образования детей с ОВЗ, позволяют детям успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям. 

В-третьих, активное и эффективное внедрение новых технологий в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающим требованиям современному обществу и процессу реформирования традиционной системы образования в свете требований современного индустриального общества.

Цель  использования  ИКТ в работе с детьми с ОВЗ оптимизации коррекционного процесса  дошкольников посредством информационно-коммуникационных технологий  для осуществления качественного коррекционного воздействия на детей с ОВЗ, создание у ребенка более высокой, по сравнению с традиционными методами, мотивационной готовности к обучению.

По сравнению с традиционными формами обучения детей с ОВЗ ИКТ обладает рядом преимуществ:

- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

-несет в себе образный тип информации, понятный детям с ОВЗ;

- движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

- проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;

- предоставляет возможность индивидуализации обучения детей с ОВЗ;

- в процессе своей деятельности за компьютером ребенок с ОВЗ приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;

- позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);

- компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их;

-компьютерные игры имеют большое значение для развития интеллекта детей, а также для развития высших психических функций, их моторики, для формирования координации зрительной и моторной функций

Сегодня компьютерные игры все более широко применяются для решения образовательных задач. Однако наряду с пользой компьютерные игры могут причинять и вред.

Основные вредные факторы, воздействующие на ребенка:

чрезмерное обращение с компьютером может привести к ухудшению зрения ребенка;

чрезмерное обращение с компьютером также может отрицательно сказаться на его психическом здоровье ребенка с ОВЗ;

ребенок с ОВЗ – особенный ребенок, он может формироваться и развиваться, только общаясь с людьми, живя в реальном мире, а не в виртуальном мире;

излучение

Чтобы уменьшить воздействие этих вредоносных факторов, необходимо четко регламентировать продолжительность применения компьютерных технологий в соответствии с СанПин, использовать физминутки для снятия статического напряжения (особенно верхней части тела: шеи, плеч, спины) и проводить зрительную гимнастику (переключение зрения с ближнего на дальнее, чтобы снять напряжение цилиарной мышцы глаз)

Занятия в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видео записей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять педагога, а не заменять его.

Алгоритм проведения занятия с применением ИКТ.

ИКТ технологии можно применять на любых этапах занятия:

1. На организационном этапе детям для пояснения цели и содержания последующей работы.

2. На этапе актуализации знаний организуется мотивационно-познавательная деятельность детей, формируется заинтересованность в восприятии информации. Эффект от применения какой-либо информации демонстрирую в виде рисунков, иллюстраций. В этом случае педагог поясняет то, что показано на экране. Изображение на экране дополняет слова педагога.

3. На этапе изучения нового материала. При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал.

5. Систематизация и закрепление материала. С целью лучшего запоминания и четкого структурирования знаний.

Главное в использовании компьютерных игр придерживаться рекомендаций, как педагогам, использующих их на занятиях, так и родителям.

В последнее время наблюдается увеличение количества детей с различными нарушениями развития – это дети с речевыми патологиями, нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, интеллекта, дети с расстройствами аутистического средства. Компьютерные средства обучения, предназначенные для специального образования, прежде всего, основаны на научно-обоснованных методах коррекции нарушений развития, учитывают общие закономерности и специфические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья. Применение специализированных компьютерных технологий при работе с ними позволяет активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций.

Специфика современных информационных технологий заключается в том, что они проникают в сферу интеллектуальной деятельности человека, являются новым интеллектуальным инструментарием и пронизывают весь коррекционно-образовательный процесс по различным образовательным областям. Поэтому применение специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с ОВЗ, позволяют повысить эффективность коррекционного обучения, значительно сокращают время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков позволяют преодолеть нарушения высших психических функций, предупреждают возникновение вторичных расстройств а, следовательно, снижают риск социальной дезадаптации детей с особыми образовательными потребностями.

Средствами осуществления современных ИКТ являются компьютерные, мультимедиа, телекоммуникационные и другие технологии.

Основными формами использования ИКТ в условиях ДОУ для детей с ОВЗ являются развивающие компьютерные игры, дидактические компьютерные игры, аудиовизуальный ряд, компьютерные технологии для индивидуальной работы с ребенком, видеофильмы, звукозаписи, презентации.

Виды средств ИКТ используемых в работе с детьми с ОВЗ:

учебно-игровые

(разнообразные игры и игровые задания, созданные с помощью компьютерных программ)

обучающие

: это различные рабочие тетради, презентации по лексическим и грамматическим темам, видеофильмы, «Игры

для

Тигры

» (артикуляционные уклады звуков), «Дельфа-142» (сила звука, правильное звукопроизношение и т.д.), «Играем и учимся».

тренажеры: «Игры

для

Тигры

» (тренировка фонационного дыхания, плавности речи, закрепление словарного запаса), «Учимся говорить правильно» (развитие фонематического восприятия, умения дифференцировать звуки, составлять оп

исательные рассказы по схемам)

и др. игры и тренажеры.

демонстрационные

(

картинный материал по лексическим темам, презентации,

слайдшоу

, которые позволяют конкретизировать изучаемые объекты или явления,

сформировать четкие представления о них, что очень важно для детей с особыми образовательными потребностями).

имитационные и моделирующие (игрушки: чайная посуда, животные и птицы, транспорт, конструктор,

лего

, виртуальные модели жизненных ситуаций и объектов)

Особое место среди компьютерных программ занимают специализированные программы для детей с различными нарушениями развития. В зависимости от возраста ребенка и применяемых программ компьютер может выступать в роли оппонента по игре, быть рассказчиком, репетитором, экзаменатором. Использование компьютерной программы повышает мотивацию ребенка к учебной деятельности не только за счет игровой стратегии, но и обратной связи: он получает одобрение, похвалу со стороны компьютера, видит результат своих действий на экране.

Актуальным является внедрения информационных технологий в работу с детьми с ОВЗ не только в ДОУ, но и в семье, воспитывающего такого ребенка.

Взаимодействие детского сада и семьи - необходимое условие полноценного развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласованно.

Беда многих современных семей – отстранённость от педагогического процесса ДОУ, причины которой, прежде всего, в недостаточности элементарных психолого-педагогических  знаний и нежелании родителей разобраться в сложном мире ребёнка. Значимость использования разнообразных форм работы с родителями трудно переоценить. Особенно это важно в коррекционной работе, так как помощь семьи в этой работе обязательна и чрезвычайно ценна. Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребёнка, а во-вторых, у близких родственников есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе непосредственного общения.

Привлечение родителей к участию в воспитательном процессе в дошкольном учреждении способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в садике и за его пределами, повышает его социальный статус и компетентность родителей в обучении и воспитании детей с ОВЗ. Работа по повышению педагогической и психологической культуры родителей через использование ИКТ позволяет сделать работу по коррекции детей с ОВЗ более успешной

  Новые современные возможности ИКТ помогают в работе не только с детьми, но и с их родителями. Ведь одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребёнка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей, выработку близких по сути требований, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии воспитанника.

.Сегодня применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе – это одно из приоритетных направлений модернизации образования, позволяющее не только повысить качество обучения, но и достичь нового уровня отношений между участниками учебного процесса на всех этапах педагогической деятельности.

Успешная коррекционная работа с ребенком невозможна без определенного специального образования родителей. Вся работа педагогов ДОУ должна быть направлена на то, чтобы родители из пассивных наблюдателей стали активными участниками воспитания и обучения своих детей с ОВЗ. Поэтому педагог, работающий с такими детьми, должен донести до родителей информацию по использованию ИКТ в домашних условиях. В презентации представлен дайджест основных фирм – производителей лицензионных детских компьютерных игр, дайджест активных сайтов, где можно найти различную информацию по обучению различных групп детей с ОВЗ, где открывается целый ряд новых возможностей и перспектив развития даже перед воспитанниками, имеющими самые тяжелые нарушения.

В заключение, хочется отметить, что используя ИКТ в своей работе, мы открываем для себя очень много нового и интересного.     Мы вместе с детьми, с родителями входим в увлекательный мир информационно-коммуникационных технологий, учимся вместе с ними быть интересными, креативными, позитивными, таким образом, становимся более профессиональными, грамотными, а самое главное эта работа доставляет всем участникам коррекционного процесса огромное удовольствие.