Использование инновационной методики «Синквейн» в речевом развитии дошкольников
Умелое владение речью - это искусство, которому нужно учиться не один год. От этого зависит социальный статус ребенка на протяжении всей жизни. Одним из новых эффективных технологий развития речи ребенка является методика синквейн.
Речь детей характеризуется лаконичностью, лишенной образности, яркости. Это происходит из-за ряда особенностей в речевом развитии: низкий уровень сформированности словаря, нарушение звукопроизношения, неверное предложных конструкций, изобилие аграмматизмов речи, низкий уровень сформированности связного высказывания.
Умелое владение речью- это искусство, которому нужно учиться не один год. От этого зависит социальный статус ребенка на протяжении всей жизни. Одним из новых эффективных технологий развития речи ребенка является методика синквейн.
Инновационность данной методики состоит в том, что исключается лишнее, а выделяется главное. Эта технология универсальна, она не требует особых условий применения и органично вписывается в работу по развитию лексико- грамматических категорий, способствует обогащению словаря, дает педагогам возможность оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала, развивает психические функции ( память, внимание, мышление) и позволяет ребенку быть активным творческим участником образовательного процесса.
При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться. А самое главное то, что при составлении синквейна у детей вырабатывается способность к анализу, сто полезно для развития речи детей.
Форма синквейна была разработана в начале ХХ века поэтессой Аделаидой Крэпси, вдохновленной стихотворениями характерными для японской культуры.
Синквейн- это не способ проверки знаний детей, это способ на любом этапе занятия проверить, что находится у воспитанников на уровне ассоциаций.
Использование дидактического синквейна в работе позволяет гармонично сочетать элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно- ориентированной, что особенно актуально в условиях работы с детьми с особыми образовательными потребностями.
Что такое синквейн? В переводе с французкого «Стихотворение из пяти строк». Этополет мысли. свободное творчество, подчиненное определенным правилам, это маленький рассказ.
ПЛАН СОСТАВЛЕНИЯ СИНКВЕЙНА
Первая строка - заголовок, тема, состоящие из одного слова ( обычно существительное, обозначающее предмет или действие, о котором идет речь).
Вторая строка - два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.
Третья строка обычно состоит из трех глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.
Четвертая строка- это словосочетание или предложение, состоящее, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора сиквейна к тому, о чем говорится в тексте.
Пятая строка - последняя. Одно слово - существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним. Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно.
Цель: научить детей составлять синквейны и рассказывать их.
Задачи: 1. Находить главные элементы.
2. Анализировать, обобщать, вычленять.
3. Объединять и кратко излагать.
4. Делать выводы и заключения.
5. Высказывать свое мнение.
I этап Подготовительный
Осуществляется работа с детьми по уточнению, расширению и совершенствованию словаря.
Цель этапа: знакомство и обогащение словаря дошкольников словами - понятиями: «слово - предмет», «слово - определение», «слово - действие», «слово - ассоциация», введение символов этих слов.
Формы организации образовательного процесса по обогащению и активизации словаря
НОД
(фронтальная, групповая, индивидуальная).
Словесные игры и упражнения («Кто это?», «Отгадай загадки», «Узнай по описанию», «Подбери признаки», «Кто что делает?» и др.) Словесные игры просты в работе, так как не требуют специальной подготовки, поэтому в них можно играть даже в свободное время.
Дидактические игры «Найди пару», «Слова с противоположным значением» и др.
II этап - Основной
Цель: знакомство с алгоритмом составления синквейна, формирование первоначального умения составлять синквейн (с помощью педагога).
III этап - Практический
Цель: формирование умения и совершенствование навыка составления дидактического синквейна по лексическим темам . О чем можно составлять сиквейн?
- о природе;
- о картине и литературном герое;
- о маме и папе;
- о настроении;
- по всем лексическим темам.
Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу, для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации. Созданные детьми нерифмованные стихотворения нередко становятся «изюминкой» образовательной деятельности.