* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .c0 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .c24 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Balloon Text {font-family: 'Segoe UI'; font-size: 9pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Segoe UI'; font-size: 9pt;}

«Использование инновационных методов (ритмо-техника body percussion) как средство развития музыкально-ритмических способностей у детей дошкольного возраста»

Body percussion – это техника владения своим телом как «музыкальным инструментом» с элементами танца. Перкуссия тела может выполняться самостоятельно или в качестве сопровождения музыки или танца.

Актуальность и практическая значимость применения телесной перкуссии заключается в том, что эта техника помогает ребёнку не просто услышать, а прочувствовать ритм всем телом, ощутить его внутри себя, развивает навыки слушания и взаимодействия через ритмические композиции, улучшает умение детей импровизировать, а всё это является неотъемлемой частью музыкального развития ребёнка.

Главная цель данного направления – раскрыть творческий потенциал детей через движение тела. Боди перкуссия способствует проявлению индивидуальности, развитию фантазии, импровизации. Вместе с тем это позволяет получить удовольствие от процесса обучения.

Игра на собственном теле базируется на четырёх звуках: хлопках, шлепках, топоте и щелчках. Наряду с этим классическим набором педагоги используют также (удары ладонями по плечам, груди, скольжение ладонью по ладони или по верхней части груди) различные произвольные варианты звучащих жестов, требующих взаимодействие детей в паре и коллективе.

Вся наша жизнь – это ритм. Чувство ритма – это одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность. Ритм присутствует во всех видах деятельности на музыкальных занятиях: в музыкально-ритмических движениях, слушании музыки, пении, игре на музыкальных инструментах.

Ритмическое воспитание не может быть только слуховым, ведь ритм имеет в основе своей движение. Поэтому в развитии чувства ритма должно участвовать наше тело.

В современное время музыкальная перкуссия тела – это искусство, объединяющее в себе мелодию, танец и пение. Современные виртуозы – перкуссионисты выступают как под аккомпанемент музыкальных инструментов, так и сольно. Они дополняют базовые техники растиранием ладонь, свистом, разнообразными возгласами и прочими звуками, задействуя все части человеческого тела.

Всё же, перкуссия тела – это коллективная музыка. И чем больше людей создаёт звучащие жесты, тем интересней и впечатляюще получается.

Телесная перкуссия нравится детям. Это прекрасный развивающий инструмент, как для обычных деток, так и для особенных.

В каком возрасте применение Боди перкуссии является более благоприятным? Музыка тела при помощи «звучащих жестов» доступна для всех детей с раннего возраста. Например, в младшей группе лучше применять телесную перкуссию при работе в музицировании, Петушок, Ладушки-ладушки и т.д.. Если говорить о более благоприятном применении Боди перкуссии в ритмическом развитии детей дошкольного возраста, то это будет старший дошкольный возраст (дети от 6-ти лет). С детьми старшей – подготовительной группы в работе над ритмом можно включать ритмические игры с использованием телесной перкуссии «Два весёлых гуся», «Во кузнице», «Пусть бегут неуклюже».

Как можно применить телесную перкуссию в работе с детьми? На музыкальном занятии она может принимать самые разные формы, включаться во все традиционные виды музыкальной деятельности.

Музыкально-ритмические движения: топот, хлопки, шлепки (протопать или прохлопывать ритм марша, приставной шаг, боковой галоп и др.)

Слушание: Активное слушание музыки – это активное проживание музыки через действие. Танцуя под музыку, двигаясь под музыку, совершая различные манипуляции у ребёнка создаются определённые ассоциативные связи, развитие воображения, и он лучше понимает смысл музыкального произведения.

Танцевально-игровое творчество: (народные, хороводные игры вопросно-ответного типа, речевые игры с движениями) сопровождаются шлепками, притопами, хлопками, постукиваниями, похлопываниями. Например, «У медведя во бору».

Следует отметить, что телесная перкуссия имеет и оздоровительные возможности, действует в трёх областях:

- на физическом уровне она стимулирует понимание тела, контроль над движениями, координацию и равновесие, имеет массажное воздействие;

- на уровне психики она улучшает концентрацию, память и восприятие;

- в социально-эмоциональной сфере она помогает выстраивать отношения в группе и ведёт к снижению беспокойства при социальных взаимодействиях.

Таким образом, хочу отметить положительные стороны телесной перкуссии в музыкальном развитии детей:

Плюсы телесной перкуссии:

Использование музыкального инструмента, который есть у каждого;

Инструмент, который не требует настройки, при групповой работе не нужно выбирать инструменты в одном строе;

Хорошо привлекает внимание детей.

Что даёт Боди перкуссия при работе с группой:

Возможность слышать себя и других

(синхронная работа);

Уверенность в себе, снятие зажимов и стеснения;

Возможность самовыражения, и высказывания без слов, развитие социальных и коммуникативных навыков