Лобанова Виктория Владимировна,

директор МБОУ «Школа № 42 г. Донецка»,

Ефимова Надежда Юрьевна,

заместитель директора

МБОУ «Школа № 42 г. Донецка»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

ПРОЦЕССА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ

Аннотация. Статья посвящена вопросу актуальности использования интерактивных технологий при осуществлении методического сопровождения педагогов в процессе совершенствования их профессиональных навыков на основе работы методических структур муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа № 42 города Донецка».

Ключевые слова: интерактивные технологии, профессиональная компетентность, методическая работа.

Актуальность статьи заключается в том, что использование интерактивных технологий в современном учебном учреждении является одним из эффективных способов повышения общего уровня педагогического мастерства учителя.

В исследованиях Т. Абрамовой, Е. Березняка, Г.И. Горской, Ю.А. Долженко и др. рассмотрены основные вопросы организации и содержания методической работы с педагогическими кадрами. Однако, обеспечение профессиональной готовности педагогических работников к реализации новых Государственных образовательных стандартов Донецкой Народной Республики невозможно без поэтапного внедрения интерактивных технологий при организации учебно-воспитательного процесса. Главной задачей при этом является создание условий, обеспечивающих комфортный инновационный профессиональный рост педагога. Применение интерактивных технологий в процессе методического сопровождения профессионального развития педагогов повышает его эффективность и адекватность запросам самих педагогов.

Цель статьи: продемонстрировать методы и приемы повышения уровня профессиональной компетентности педагогов через изучение и дальнейшее применение элементов интерактивных технологий при организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса.

В настоящее время возросла потребность в компетентностном учителе, способном обновлять содержание своей деятельности посредством освоения и дальнейшего применения достижений науки и передового педагогического опыта. В связи с этим возникает необходимость более глубокого методического сопровождения педагога, обеспечивающего его эффективную деятельность, оптимально организованной методической работы на всех уровнях.

Есть среди педагогических профессий особая – методист. Методисты – это педагоги-профессионалы, учителя учителей. Их основная миссия – взращивание педагогов, сопровождение учителя на длинном пути становления от новичка к мастеру своего дела.

На сегодняшний день почти в каждом образовательном учреждении функционируют различные методические структуры. Целью их работы является создание условий для повышения профессионально-личностного саморазвития педагога, его готовности к внедрению инноваций в разрезе внедрения Федеральных образовательных стандартов. Профессиональное развитие педагога – предмет деятельности методических служб всех уровней, начиная от школьных структур, до муниципальных и региональных методических кабинетов. Академик М.М. Поташник говорил: «С тем багажом, которым владеет массовый российский учитель, новые стандарты осилить невозможно, так как они требуют другого уровня интеллекта, эрудиции, общей культуры» [1, стр. 23]. Поддерживают и разделяют мнение академика и такие ученые практики как К.М. Ушакова, И.А. Колесникова, Е.А. Ямбург и другие.

В чем же особая актуальность методического сопровождения? К сожалению, на данном этапе развития образования среди педагогов прослеживается низкий уровень мотивации трудовой деятельности, почти полное отсутствие профессиональной рефлексии. В образовательных учреждениях очень высок процент педагогов пенсионного и предпенсионного возраста, у которых отмечается синдром профессионального выгорания. Решать эта проблемы и призваны методические структуры.

На данном этапе интеграции системы образования Донецкой Народной Республики в образовательное пространство Российской Федерации можно определить такие актуальные задачи деятельности школьных методических служб:

поиск новых, более

актуальных и

эффективных подходов к орг

анизации и внедрению учебно-воспитательного

процесса

в образовательном учреждении

;

совершенствование научно-методического

сопровождения и

обеспечения основных компонентов образовательного процесса;

информационно-аналитическое обеспечение методиче

ской деятельности педагогов

;

создание условий для непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности преподавателей, развития педагогического творчества;

ведение мониторинга состояния и формирование банка данных научно-исследовательской и методической работы педагогического коллектива.

В современном образовательном учреждении, как правило, методическая служба имеет следующую организационную структуру:

методический совет;

предметные методические объединения или цикловые комиссии;

аттестационная комиссия;

школы «молодого» педагога.

Основными содержательными направлениями деятельности Методического совета являются:

определение основных направлений работы всех методических служб;

координация деятельности структур, направленная на развитие методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;

организация инновационной и проектно-исследовательской деятельности педагогов, направленная на освоение новых педагогических технологий, разработку авторских программ, т.д.;

разработка и проведение мероприятий по обобщению и распространению

передового

педагогического опыта.

Школьные методические объединения (цикловые методические комиссии) (название профессионального объединения определяет методический кабинет района, кафедра и т.д.) – являются объединениями преподавателей родственных учебных дисциплин, в количестве не менее пяти человек.

Основными направлениями деятельности школьных методических объединений (цикловых комиссий) являются:

выбор форм и методов организации методической работы с педагогами в учебном учреждении;

разработка, изучение, анализ, отбор и внедрение в образовательный процесс эффективных педагогических и воспитательных технологий, методов и методик и технологий, достижений передового педагогического опыта;

создание и совершенствование комплекса методического обеспечения учебных дисциплин;

обеспечение преемственности педагогических традиций, оказание помощи начинающим педагогическим работникам;

организация и проведение промежуточных и итоговых аттестаций обучающихся;

подготовка и рассмотрение контрольных материалов;

организация и проведение предметных недель (декад, месячников);

проведение школьных этапов предметных олимпиад и конкурсов, координация участия в

муниципальном и региональном

этапах

Всош

;

координация участия педагогов в профессиональных конкурсах.

Аттестационная комиссия действует с целью проведения диагностических и аттестационных процедур для объективного анализа педагогической деятельности и определения соответствия уровня профессиональной компетентности педагогов требованиям заявленной категории согласно действующему законодательству Донецкой Народной Республики и РФ.

Целью функционирования Школы начинающего («молодого» педагога) является повышение профессиональной компетентности начинающих педагогов, их успешная адаптация к работе, профессиональное становление.

Основным содержанием деятельности Школы начинающего педагога является:

выявление профессиональных, методических проблем в профессиональной деятельности начинающих педагогов и содействие их разрешению;

формирование индивидуального стиля педагогической деятельности начинающих педагогов;

оказание методической помощи в разработке учебно-программной документации, учебно-методических комплексов, ведении деловой документации;

формирование навыков в проведении анализа деятельности.

В настоящее время интерактивные технологии стали активно применяться в образовательном процессе. В современном информационном обществе без овладения интерактивными технологиями и умения использовать компьютерные средства для решения определенных задач немыслима реализация творческого потенциала человека.

Использование интерактивных технологий является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения, развития у обучающихся творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона. Использование интерактивных технологий позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, предусмотренному Федеральными государственными образовательными стандартами.

Педагогическая технология – продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с обязательным обеспечением комфортных условий для учеников и учителей (В.М. Монахов) [5, стр. 63].

Образовательный портал «Российский научный фонд» [6] дает следующее определение интерактивных технологий: «Интерактивные технологии — это новый, наиболее прогрессивный метод организации образовательного процесса, позволяющий значительно улучшить качество преподносимого материала. Использование интерактивных технологий является ведущим условием для функционирования высокопродуктивной модели обучения, способствующей значительному улучшению общей эффективности образовательного процесса».

Взрослые – ученики с особыми требованиями. Они больше «участники», чем «обучающиеся». Обучение взрослых отличается от обучения детей. Отношение преподавателя к взрослым обучающимся с самого начала будет задавать тон всему процессу обучения. Взрослые хотят, чтобы уважали их достоинство и статус даже в процессе обучения. Зрелые, хорошо организованные, уважающие и отзывчивые преподаватели, принимающие участников как равных себе, достигнут наилучших результатов.

Взрослые учатся быстрее и больше запоминают тогда, когда они активно вовлечены в процесс обучения. Непосредственное участие позволяет им работать в группе, и предоставляет общение на личном уровне, что делает процесс обучения более актуальным, интересным и разнообразным.

Получая знания во время проведения методических мероприятий, педагоги не всегда могут перенести то, чему они научились, в свою ежедневную профессиональную деятельность. Практические примеры, деловые игры и изучение конкретных случаев из педагогической практики, показывающие различные ситуации, являются полезной методикой для взрослых.

Главной особенностью применения интерактивных форм обучения у взрослой аудитории является обращение к личному опыту каждого, независимо от его статуса или возраста, когда обучение идёт через обмен знаниями, чувствами, жизненным опытом между всеми участниками методического мероприятия.

Основным преимуществом интерактивных методов обучения является возможность использовать, и умело применять на практике целый арсенал разнообразных средств и способов работы с материалом, учитывать личный опыт и активную позицию участников, а также особенности аудитории.

Главной целью работы методической службы Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа № 42 города Донецка» является формирование общеобразовательной среды, которая будет направлена на то, чтобы каждый ребенок, несмотря на свои психофизические особенности, учебные способности, наклонности, мог четко представлять себе цель своей жизни, деятельности и общения.

На сегодняшний день в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Школа № 42 города Донецка» функционируют следующие методические структуры:

методический совет;

методическое объединение учителей гуманитарного цикла;

методическое объединение учителей естественно-математического цикла;

методическое объединение учителей дополнительного цикла;

школа молодого педагога;

аттестационная комиссия

I

уровня

.

Согласно приказу отдела образования администрации Ленинского района города Донецка от 22.08.2018 г. № 399 «Об организации методической работы с педагогическими кадрами Ленинского района города Донецка в 2018-2019 учебном году» Муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа № 42 города Донецка», начиная с сентября 2018 года и по сей день, является экспериментальной образовательной площадкой.

В рамках работы экспериментальной образовательной площадки заместителями директора и психологом школы был организован постоянно действующий семинар для педагогических работников «Использование элементов инновационных педагогических технологий для формирования положительной мотивации в обучении». За время работы экспериментальной площадки было проведено девять семинарских занятий:

«Использование элементов

инновационных педагогических технологий в системе работы учителя

»;

«Использование

информационно-коммуникационных технологий в

подготовке и проведении современного урока

. Правила создания эффективной презентации»;

«Реализация принципа

метапредметности

как условие достижения высокого качества образования»

;

«

Осуществление преемственности при переходе учащихся из начальной школы в

основную

»

;

«Влияние отношение ученика к обучению на его мотивационную сферу»

;

«Культура педагога – условие успешной профессиональной деятельности»;

«Актуальные вопросы орган

изации дистанционного обучения»;

«

Формула здоровья педагога

»;

«

ТОГИ

С-

 Технология Обучения

в Глобальной Информационной Сети

».

При проведении семинаров рассматривались как теоретические, так и практические аспекты. Использовались элементы деловой игры, работа в группах, тестирование, мозговой штурм и другие элементы интерактивных технологий.

Применяются элементы интерактивных технологий и на заседаниях школы молодого педагога и школьных предметных методических объединений.

Почти на всех занятиях школы молодого педагога применяются элементы интерактивных технологий обучения. Это и работы в парах и малых группах, рассмотрение проблемных педагогических ситуаций, просмотр и обсуждение учебных видеофильмов, элементы тренингов.

Результатом изучения и освоения молодыми специалистами элементов интерактивных технологий является проведение уроков и внеклассных мероприятий в рамках предметных недель и декад.

Ведущим направлением методической работы в школе является традиционное проведение предметных недель (декад), недель педагогического мастерства учителей высшей квалификационной категории, повышающих эффективность ведения уроков и внеклассных мероприятий и раскрывающих творческий потенциал учащихся и учителей.

Тематические недели (декады) включают в себя разные формы проведения уроков и мероприятий: бинарные уроки и уроки глобальной ориентации, интеллектуальные игры, викторины, брейн-ринги, конкурсы и многие другие мероприятия. Каждое методическое объединение представляет свои достижения в форме презентаций, выставок методических разработок, творческих отчетов.

Таким образом, за несколько последних лет, в течение которых Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 42 города Донецка» является экспериментальной образовательной площадкой Ленинского района города Донецка, работа школьных методических служб вышла на новый качественный уровень.

Для изучения и последующего внедрения в учебно-воспитательный процесс элементов интерактивных педагогических технологий организовано функционирование постоянно действующего семинара для педагогических работников «Использование элементов инновационных педагогических технологий для формирования положительной мотивации в обучении».

Таким образом, применение интерактивных технологий обучения в методическом сопровождении педагогов положительно влияет на качество и эффективность обучения и воспитания и, как следствие, на конечные результаты работы образовательного учреждения.

Список использованной литературы

Поташник, М.М. Эксклюзивные аспекты управления школой / М.М. Поташник. – Москва: Педагогическое общество России, 2001.- 128 с.

Монахов

, В.М.,

Метод

ы оптимизации/ В.М. Монахов

– Москва: Просвещение, 1998 г.-214 с.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (с изменениями и дополнениями) от 18.07.2022 г.,

утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. N 286.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287.

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный Приказом Министерства

просвещения Российской Федерации

12.08.2022 № 732.

Образовательный портал «

Российский

научн

ы

й фонд

»

.

URL

:

//

https

://

rscf

.

ru

/

news

/

found

/

rnf

-

anr

/

(

дата

обращения

: 19.10.2020)

.