Использование камешков Марблс в логопедической работе с дошкольниками
Шевкунова С.В.
учитель-логопед
г. Сургут
Проблемы коррекции речи в настоящее время приобретают особенную актуальность. Полноценное владение дошкольниками языком и правильное звукопроизношение является непременным условием для дальнейшего развития и успешного обучения в школе. Количество дошкольников с нарушениями звукопроизношения неизменно растает. При наличии сохранного полноценного интеллекта у 82% детей 4-7 лет при логопедическом обследовании проявляются различной степени речевые дефекты. Как следствие такие дети, будут иметь трудности в усвоении школьной программы из-за недостатков в речевом развитии.
Исправлению речевого дефекта и достижению стабильных положительных результатов в минимальные сроки способствуют своевременное выявление детей с речевыми нарушениями, правильная диагностика и систематическое проведение коррекционно-развивающих занятий. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования коррекционно-развивающий образовательный процесс необходимо строить с использованием наиболее эффективных методов и форм логопедической работы с дошкольниками. По завершению дошкольного образования «ребенок должен достаточно хорошо владеть устной речью, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности». Повышению интереса детей к логопедическим занятиям способствуют игровые творческие задания и упражнения, новые подходы и методы по закреплению правильного произношения звуков в спонтанной речи. Для поддержания внимания на занятиях наряду с традиционными методами можно использовать новые нетрадиционные приемы, которые повысят эффективность коррекционно-развивающего обучения. Применение нетрадиционных методов в логопедической работе описано В.М. Акименко, Е.А. Пожиленко, Т.М. Грабенко, М.А. Поваляева, М.И. Чистякова, Гордеевой Т.В., Зажигиной О.А., Бачиной О.В., Коробовой Н.Ф. и доказано, что они являются эффективных средством профилактики и коррекции речевых нарушений. В логопедическую работу на этапе автоматизации звуков можно включить игры с каменными, металлическими или стеклянными разноцветными камешками Марблс, цветными колпачками, различными бытовыми предметами, мячом, природным материалом, липучками, досками Бильгоу, «Межполушарные лабиринты», «Зеркальное рисование», нейротренажером «Умная восьмерка», мячиком су-джок. Интересен такой инновационный материал, как применение игр с камушками Марблс (от англ. - мраморный) - это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для дошкольников, который способствует развитию речи, познавательной активности, обогащению словарного запаса при автоматизации звука в спонтанной речи, развитию мелкой моторики дошкольников, воспитанию усидчивости и творческого подхода к выполнению заданий. Яркие разноцветные камешки Марблс успешно используются для создания, эмоционально-положительного настроения на занятиях, для снятия напряжения и усталости. Кроме того, камешки Марблс используются в диагностике, позволяя в свободной игровой деятельности выявить речевые возможности ребенка, на основе дидактических игр можно разработать различные пособия и использовать их во время проведения коррекционных занятий с целью автоматизации звуков и развития речи, повышения интереса к обучению. Использование игр с камешками Марблс также позволяет решать основные задачи в соответствии с образовательной областью «Речевое развитие»: развитие словаря, формирование и совершенствование грамматического строя речи, развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа, развитие связной речи. Все игры с камешками Марблс адаптируются в зависимости от возраста, индивидуальных особенностей и способностей, а также речевых проблем ребенка и используются как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях. На индивидуальных занятиях игры содействуют воспитанию правильных артикуляционных навыков, развитию фонетико-фонематического слуха и восприятия, навыков языкового анализа. На подгрупповых занятиях игры позволяют корректировать и развивать лексико - грамматический строй и связную речь. Следовательно, игры с камешками Марблс направлены на развитие всех компонентов речи дошкольников. Логопедическая работа над постановкой звуков требует времени для выработки определенных навыков на занятиях. Многократное монотонное повторение речевого материала приводит к быстрой утомляемости и потере интереса детей. В качестве облегчения работы по введению нового звука в речь, повышения эффективности и качества автоматизации поставленного звука можно использовать игры-ходилки с камешками Марблс, лабиринты, игры-бродилки, игры с пропусками букв, сочинялки, слоговые дорожки.
Для закрепления правильного произношения звука в слогах можно предложить детям следующие игры с камешками Марблс:
- заполни слоговую дорожку: ребенок произносит слог и закрывает его камешком;
Ра Ро Ло Ла Ры Ру Лы Лу
- альбомы по автоматизации звуков логопеда Л. Филипповой, речевой материал Е. Круогла и Е. Балдиной;
- «Укрась картинку»: выкладывание камешков в определенной последовательности по предложенному узору, образцу, контуру фигуры;
- выложи дорожку: помоги коШке добраться до мыШки;
- для обогащения и активизации активного и пассивного словаря при изучении лексических тем: называй животное, предмет и выкладывай камешки Марблс (игра помоги «полить» овощи, фрукты, цветы);
- для дифференциации смешиваемых звуков: распредели предметы, в названиях которых есть звук [л] или [р], закрывая камешками синего цвета те, что содержат звук [л], а те что содержат звук[р] зелеными;
- лабиринт «Улитка»: закрывай камешком и четко проговаривай слова со звуками [с], [ш];
- при составлении схемы слова камешки Марблс используются как фишки (зеленые - согласные мягкие, синие - согласные твердые, красные - гласные звуки). Камешки выкладываются под буквами;
- для закрепления зрительного образа буквы: выкладывание букв и слогов камешками;
- «Волшебный мешочек»: достаем камешки по одному и находим на картинке название животного или предмета, название которого начинается на определенный твердый или мягкий звук;
- четко и правильно проговаривая слоги, слова и распределяем их камешками Марблс в синий или зеленый домик;
- для совершенствования умения образовывать уменьшительно-ласкательные существительные и употреблять притяжательные местоимения мой и моя: говорим и закрываем камешком картинку;
- составление рассказов с камешками разных цветов: желтое солнышко, зеленая трава, синяя река, красный мост. В младшей и средней группе согласовывать прилагательные с существительными - соотносить цвет камешков с предметами: солнышко бывает желтое, листик бывает зеленый.
Конечно же, нельзя считать использование игр с камешками Марблс единственным самостоятельным методом коррекционной работы логопеда. Это один из нетрадиционных вспомогательных методов логопедической работы - креативная игротерапия. Тем неменее камешки Марблс - это по большей части помощники в работе с дошкольниками всех возрастных категорий с речевыми нарушениями, обеспечивающие положительную мотивацию при постановке звуков и развитию всех компонентов речи на логопедических занятиях. Таким образом, применение наглядных методов креативной игротерапии позволяет максимально сократить сроки автоматизации звуков и повысить уровень речевого развития дошкольников.
Литература
1. Каталог образцов игровых и оформительских Марблс. (Федеральный информационный фонд отечественных и иностранных каталогов на промышленную продукцию). 2005.
2. Климанова, Г.Б. Учебно-методическая технология использования камешков Марблс в работе с детьми дошкольного возраста // журнал Дошкольная педагогика. 2015.-№8 (113).
3. Климова Г. Б. «Учебно-методическая технология использования камешков Марблс в работе с детьми дошкольного возраста», журнал «Дошкольная педагогика»№8, 2015.
4. Тарасова С. В. Познавательное развитие детей дошкольного возраста через использование инновационного материала - камешков Марблс, декоративных камешков. 2016.