Ширшова Анна Викторовна,
преподаватель физики,
ГБПОУ СО «Чапаевский губернский колледж им. О. Колычева»,
г.о.Чапаевск, Самарская область
Использование критического мышления на уроках физики
В своей концепции модернизации образования Министерство образования РФ констатирует, что всестороннее развитие личности обучающегося на основе его внутреннего потенциала является первостепенной целью. Оно предопределяет направления модернизации образования, которое будет ориентировано не только на усвоение определённой суммы знаний, но и на развитие личностной сущности человека. Учебный процесс должен вызывать личную заинтересованность обучающего в усвоении материала. Технология развития критического мышления– это отправная точка для развития творческого мышления, и критическое и творческое мышление развиваются в синтезе. Для развития обучающегося необходимо предусмотреть каждому ситуацию успеха; это значит, что нужно предлагать такие задачи и задания, с которыми обучающийся наверняка справится и почувствует себя победителем, покорителем трудной вершины. Технология развития критического мышления предусматривает самостоятельное добывание знаний. Успех обучения заключается в том, чтобы удержать заинтересованность обучающихся на протяжении всего урока. Например, рассмотрю проведение урока на тему: « Практическое занятие по определению ускорения свободного падения с помощью математического маятника»
Цели урока. Образовательные: подвести обучающихся к творческому переосмыслению уже известной информации о гармонических колебаниях и критическому восприятию новой; создать условия для развития умения переформулировать полученную информацию, разбивать ее на смысловые блоки и оформлять в виде схем и таблиц; помочь обучающимся осознать практическую значимость изученного материала.
Тип урока: урок закрепления и контроля знаний
Вид урока: комбинированный с применением ИКТ
Материально- техническое обеспечение: презентация к уроку, компьютер, проектор, экран, калькуляторы, грузы, нити, штативы с муфтой, часы с секундной стрелкой, линейки, инструкция по выполнению практической работы.
Структура и ход урока
Мотивационно-ориентировочный компонент.
Организационный этап.
Целепологание
, задачи этапа: психологическая по
д
готовка учащихся к общению. Деятельность учителя: обеспечивает благопр
и
ятный настрой. Деятельность ученика: настраиваются на работу.
Актуализация опорных знаний.
Целепологание
, задачи этапа: создание сит
у
ации успеха путем проверки усвоения учебного материала предыдущих уроков.
Деятельность учителя:
о
рганизует повторение материала по вопросам:
Дайте понятие колебания. Какие маятники вы знаете? Дайте определения амплитуды, периода, частоты колебаний. Вспомните опыт по определению ускорения свободного падения. Чему равно ускорение свободного падения?
Деятельность ученика: обучающиеся отвечают на вопросы.
Этап мотивации (определение совместной цели деятельности).
Целеполог
а
ние
, задачи этапа:
с
оздание условий для определения целей урока обучающи
х
ся.
Деятельность учителя:
н
аправляет деятельность обучающихся на выполн
е
ние практической работы, дает инструкцию по ТБ.
Организует формулиров
а
ние цели практической работы, разбивает группу на подгруппы, раздает зад
а
ния каждой подгруппе (длина маятника одинаковая у всех, а число колебаний различно), предлагает исследовать зависимость g от
N
, ожидаемые результаты, объявляет
критерии
оценивая работы. Деятельность ученика:
г
отовятся к в
ы
полнению, знакомятся с инструкцией, формулируют цель работы, начинают оформлять работу в тетрадях.
Операционно-исполнительный компонент.
Применение знаний.
Целепологание
, задачи этапа:
о
сознанное применение знаний при выполнении практической работы самостоятельно
. Деятельность учителя:
н
аблюдение за выполнением заданий. Оказывает помощь, корректир
у
ет, осуществляет контроль. Деятельность ученика:
в
ыполняют практическую работу.
Рефлексивно-оценочный компонент.
Контроль и самопроверка знаний.
Целепологание
, задачи этапа:
в
ыявление качества усвоения учебного материала. Деятельность учителя:
п
редлагает ка
ж
дому обучающемуся закончить работу, сделать выводы
.
Деятельность ученика:
о
существляют самоконтроль и коррекцию выполненных заданий, сравнивая полученное значение с табличным значением, делают выводы.
Поведение итогов, рефлексия.
Целепологание
, задачи этапа:
о
ценка работы группы. Деятельность учителя:
п
одводит итоги по выполненным заданиям, о
б
суждают результаты работы, сравнивают полученные результаты друг с др
у
гом.
Предлагает обучающим оценить себя по заранее предъявленным критер
и
ям.
Деятельность ученика:
о
бсуждают результаты работы, сравнивают пол
у
ченные результаты друг с другом.
Подача домашнего задания.
Целепологание
, задачи этапа:
о
беспечение п
о
нимания д/з, его содержания.
Деятельность учителя:
с
ообщение содержания домашнего задания: повторение пройденного материала, подготовка к зачету
.
Деятельность ученика:
с
лушают, записывают и задают вопросы
.
Подведу итог, чтобы улучшить успехи в учении и сделать изучение предмета более интересным нужно: научить обучающегося решать задачи; самостоятельно работать с учебником; давать возможность высказывать своё суждение и не бояться быть высмеянным; обучать самоконтролю, приведению знаний в систему (путём классификаций, составления таблиц); самостоятельно делать обобщения все это включает в себя критическое мышление.
Список литературы:
1. Липкина А.И., Рыбак Л.А. Критичность и самооценка в учебной деятельности М. Просвещение. 2020
2. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М. Просвещение. 2020