Использование метода проектов в обучении английскому языку
В настоящее время чрезвычайно актуален разговор о поиске новых педагогических технологий, методов и средств обучения, которые бы соответствовали обновленным содержанию и стандартам образования. Одной из широко известных педагогических технологий, причисляемых к сравнительно новым, является метод проектов. В моей разработке понятия «метод проектов» и «проектная методика» являются синонимами. Несмотря на «современный» статус, данная технология имеет многолетнюю историю. Проектная методика в образовательном процессе используется уже около ста лет. Научным описанием метода проектов занимались американские педагоги и философыД. Дьюи, У. Килпатрик, Э. Коллингс и др., основываясь на постулатах прагматической педагогики, провозгласившей принцип «обучения посредством деления». Ведущая идея данной научной школы состояла в необходимости организации обучения таким образом, чтобы выполняемая ребенком учебная деятельность строилась по принципу «Все из жизни, все для жизни». Д. Дьюи подчеркивал необходимость опоры на личный опыт ребенка и полезность деятельности для реальной жизни. В 20-х гг. ХХ в. методом проектов заинтересовались советские педагоги (Б. В. Игнатьев, Е.Г. Кагаров, М.В. Крупенина, В.Н. Шульгин, С.Т. Шацкий). Его широко использовали в «трудовой школе», так какприобретение знаний осуществлялось на основе и в связи с трудом учащихся в рамках общественно-полезных дел. 6 Сравнительный анализ истории становления метода проектов показывает, что подходы к пониманию его сущности отечественными и американскими педагогами были разными. Принципиальное отличие состояло в том, что отечественные педагоги основную ценность метода проектов видели в развитии социально значимых качеств личности (коллективизм, общественно-политическая активность, трудолюбие, настойчивость в достижении цели и др.), а их американские коллеги делали акцент на выработке индивидуальной приспособительной реакции школьника на ситуацию или среду. Ценность метода проектов, с точки зрения американских педагогов, состояла в возможности индивидуализации обучения за счет опоры на субъектный опыт и познавательные интересы учащихся. Тем не менее, оба указанных подхода содержат в себе положительные моменты, так как в жизни каждого человека необходимо развитие как индивидуальных особенностей, так и навыков социального взаимодействия. Для ответа на вопрос «Что представляет собой метод проектов в педагогическом процессе?» необходимо выделить его характерные особенности при анализе различных дефиниций. В педагогическом энциклопедическом словаре метод проектов описывается как «система обучения, в которой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий — проектов». Авторы утверждают, что, «исторический опыт апробации данного метода показывает, что данная педагогическая технология не должна являться доминирующей, но должна быть органично вплетена в образовательный процесс на ряду с другими методами и технологиями обучения и воспитания». В определении Е.С. Полат делается акцент на самостоятельную деятельность учеников, сопровождающуюся детальной разработкой проблемы, с завершением в качестве реального, практического результата. Также стоит обратить внимание на понимание метода проектов А. А. Хромовым как системы обучения, гибкой модели организации учебного процесса, ориентированной на творческую самореализацию личности учащихся, развитие их интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания нового продукта обладающего объективной и 7 субъективной новизной, имеющего практическую значимость, под контролем преподавателя. В педагогике проектная деятельность рассматривается как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии, сотрудничестве и сотворчестве педагога и воспитанников в ходе поэтапной практической деятельности по достижению намеченных целей. В соответствии с указанными определениями и различными описаниями метода проектов выделим его характерные черты: Сотрудничество и сотворчество всех субъектов педагогического процесса, при ориентации на самостоятельность учащихся; Использование комплекса знаний и навыков из различных областей; Соответствие поставленных проблем реальным интересам и потребностям воспитанников; Четкая последовательность этапов реализации проекта и работы над ним; Творческая направленность, стимулирование самореализации и самоактуализации личности; Ориентация на практический, социально-значимый результат. Анализ и обобщение различных подходов к структурированию проектной деятельности позволяет выделить следующие этапы: 1. Подготовительный: создание творческой атмосферы в коллективе, нацеливание участников на поиск и выявление конкретной, отвечающей их интересам проблемы, выдвижение гипотез по ее решению. 2. Организационный: планирование деятельности, выбор методов работы, определение источников информации, организация групп и др. 3. Деятельностный: работа над проектом, промежуточный контроль деятельности участников, консультация с педагогом-координатором, подготовка к защите проекта. 4. Презентативно-оценочный: представление результатов, защита проекта, анализ и оценка результатов и проделанной работы, выявление успехов и неудач, обсуждение перспектив и тем новых проектов. 8 Роль проектной методики в обучении трудно переоценить. Она позволяет реализовать принципы проблемного и деятельностного обучения, помогает сформировать основные компетенции учащихся. Работа над учебными проектами способствует развитию конструктивного критического мышления школьников, а также повышению мотивации к учению. Данная педагогическая технология развивает навыки само презентации и умение общаться, а значит — работает на социализацию личности учащегося. Широкое применение метода проектов подтверждается огромным разнообразием типов проектов. Наиболее подробную типологию проектов предлагает Е.С. Полат. Она выделает несколько классификаций проектов по различным критериям.Разделение проектов по содержательной области предполагает монопроекты (в рамках одного учебного предмета) и междисциплинарные проекты. По характеру контактов проекты могут быть внутренними (региональными) и международными.Количество участников в проекте также может варьироваться. В зависимости от этого проекты делятся на личностные и групповые (парные). Наибольший интерес представляет классификация проектов по доминирующей в ходе работы деятельности. Здесь Е.С. Полат выделяет исследовательские, творческие, игровые, ознакомительные и прикладные проекты. Такое многообразие свидетельствует об относительной универсальности проектной методики в процессе обучения и огромном педагогическом потенциале метода проектов. Применяемый в системе обучения метод проектов играет особую связующую роль, в определенной степени открывая перед учащимися механизмы взаимодействия в, так называемой, «взрослой жизни», так как в современном мире понятие «проект», как способ организации профессиональной деятельности и взаимодействия в обществе, становится все более популярным. Такие особенности метода проектов, как опора на личный опыт, приоритет самостоятельной деятельности, преобладание групповой работы и новизна позволили мне успешно использовать метод проектов в обучении иностранному языку.
Обобщая полученные в ходе анализа данные, можно сделать следующие выводы: Метод проектов, являясь личностно-ориентированной технологией XXI века, становится все более востребованным в системе образования, в том числе по причине его ярко выраженной творческой, гуманистической и социальной направленности. Проектная деятельность обладает четко выраженной структурой и отличительными особенностями, среди которых можно отметить соответствие личностным потребностям учащихся, самостоятельность в работе, творческая направленность, ориентация на практический результат и т.д. Использование метода проектов в обучении иностранному языку в определенной степени обусловлена спецификой учебного предмета и характеризуется коммуникативной направленностью, ситуативной обусловленностью, интеграцией знаний из разных областей, необходимостью отбора языкового материала для работы и т.д.
Использование метода проектов на уроках английского языка На основе обобщения имеющейся информации об использовании метода проектов на уроках английского языка, выявлены наиболее важные, на мой взгляд, условия эффективного применения метода проектов в обучении иностранному языку. Среди положительных факторов были названы развитие познавательных интересов школьников, возможность во время самостоятельной работы учеников более тщательно анализировать их деятельность с целью дальнейшего применения личностно-ориентированного подхода в обучении, а также возможность передать ведущую роль в деятельности самим учащегося и на некоторое время снизить напряжение, возникающее в педагогической деятельности. В рамках проектной технологии появляется возможность использовать целый спектр методов: дискуссии, мозговые штурмы, поисковые и исследовательские методы. Кроме того метод проектов обладает большим воспитательным воздействием. По мнению учителей, хорошо знакомых с данной технологией, метод проектов развивает ответственность, активную деятельностную позицию и умение доводить начатое до конца. Изучение проектов и методических рекомендаций к ним, данных к курсу «HappyEnglish» и «EnjoyEnglish» а также опросы учащихся позволяют сделать вывод о непосредственной связи предлагаемых тем с возрастными интересами и потребностями учеников. Подготовительная работа преподавателя по разработке широкого ряда подтем в рамках некой текущей темы позволяет также реализовывать принцип свободного выбора и принцип опоры на личный опыт учащихся, а значит — повышать мотивацию на учебный процесс, что чрезвычайно важно в нынешней ситуации развития негативного отношения учащихся к обучению. Сама подготовка может строиться по-разному. Иногда учащихся изначально нацеливают на заключительный проект, когда вся речевая отработка материала подчинена итоговому результату. В ином случае учащимся предлагается проект лишь после ознакомления с темой. 13 Преподаватели, как правило, занимают позицию консультанта и координатора в самостоятельной деятельности учащихся. Работа может быть организована по разному: только в течение уроков или сопровождаться внеурочными консультациями. Степень координации варьируется в зависимости от особенностей коллектива и этапов работы. Так, например, координация чаще всего является явной на подготовительном и организационном этапах, но ее роль заметно понижается на деятельностном этапе. Также интерес представляет этап оценивания, на котором педагоги могут поэкспериментировать. Изучение продуктов деятельности, являющихся результатом работы над проектами, позволяют с уверенностью заявить, что в своей практике педагоги используют различные по доминирующей деятельности типы проектов. В работе находят отражение исследовательские, игровые и творческие проекты. Однако, на мой взгляд, предпочтение отдается ознакомительным проектам (исходя из типологии Э. Коллингза, их можно определить как органичный союз storyprojects (проекты по рассказам) и handprojects (ручные или конструктивные проекты)). Такие проекты позволяют преподавателю выйти за рамки учебной программы, приобщая учащихся к ценностям современной культуры. Поиск новой информации активизирует познавательный интерес учащихся и развивает умение сотрудничать, работать с различными источниками информации. Исходя из собранных данных о темах и ходе реализации проекта, можно сказать, что проекты по английскому языку имеют многочисленные межпредметные связи, так как иностранный язык в данном случае является средством реализации некой темы, которая может иметь отношение к другим учебным предметам, например, литературе, истории, географии и др. Для опыта работы педагогов с работой которых я ознакомился в журнале «Иностранные языки в школе»,характерны как групповые, так и индивидуальные проекты. Что касается возрастной обусловленности использования метода проектов, преподаватели склоняются к мнению, что максимальная реализация возможностей метода проектов возможна на более старших ступенях обучения когда уровень знаний и умений учеников позволяет реализовывать крупномасштабные проекты с привлечением межпредметной информации. Анализ опыта педагогов, на мой взгляд, 14 подтверждает эффективность проектной методики и ее большие возможности для обучения языку. Педагоги демонстрируют различные приемы создания проектных групп, модели презентации и оценки проектов.
Какие темы предлагать студентам?
Все очень индивидуально и зависит не только от уровня знаний, возраста и интересов, но и от уровня эрудиции учащегося. Всегда стоит оценить, сможет ли конкретный студент справиться с заданной темой, интересна ли она и что учащемуся по ней известно. Небольшой опрос или введение в тему будет хорошим стартом и мотивацией для самостоятельного изучения. Со списком тем можно ознакомиться здесь.
В случае, если собираетесь проводить парные или групповые работы, не лишним будет заранее обдумать, как группировать студентов (будет ли в каждой группе по лидеру, равное ли количество сильных и слабых учеников, учащихся женского/мужского пола и т.д.). Обратите внимание на время проведения проектных работ, особенно если только начинаете преподавательскую деятельность. Их целесообразность должна быть оправданной. Несколько практических советов из личного опыта:
Проекты могут быть как введением в новую тему, так и ее логическим заключением.
Метод проектов не стоит использовать в начале обучения, также после долгого перерыва или каникул/праздников.
Удачная мотивация к работе над проектами — залог успеха и высоких результатов студентов.
Убедитесь в том, что студентам понятна суть и задание проекта, условия и сроки его окончания, форма презентации и оформления.
Будьте готовы к ответам на вопросы студентов во время их подготовки.
Объективно оценивайте работы учащихся согласно заранее подготовленным критериям.
Контролируйте использование английской речи — основной критерий в проектной работе.