Мастер-класс

«Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста»

Цель:

- ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации;

- повышение профессиональной компетенции педагогов в развитии речи детей дошкольного возраста;

- поиск новых рациональных средств, форм и методов речевого развития дошкольников.

Задачи:

- дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы;

- дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц для развития речи дошкольников.

Оборудование:

Белые листки ручки фломастеры таблички

Ожидаемые результаты:

- получение педагогами представления о мнемотехнике;

- внедрение в образовательный процесс методику работы с мнемотаблицами для развития речи детей-дошкольников.

Ход мастер-класса:

1 слайд

Добрый день уважаемые коллеги, мы рады приветствовать вас на сегодняшнем МО, в ходе которого Вы вспомните с такими понятиями, как «Мнемотехника», «Мнемотаблица», и для чего можно использовать мнемотехнику и мнемотаблицы в нашей работе с детьми.

Порой на лестнице стою,

стараюсь догадаться:

собралась подниматься я,

а может, вниз спускаться?

У дверцы холодильника

не в силах я понять:

поставила я что-то внутрь

или хотела взять?

И в сумерках, держа чепец,

себе я ужаснулась:

не знаю — спать ли я ложусь

иль только что проснулась?

В этом стихотворении старушка делится своими проблемами с памятью, склерозом)

А как обстоят дела с Вашей памятью, уважаемые коллеги?

У вас на руках есть буклеты с использования мнемотехники, у кого буклет напечатан на цветной бумаги просим выйти к нам на ФОКУС – ГРУППУ(4-5)

Предлагаю провести небольшой тест на определение и типа Вашей памяти.

Сейчас вы узнаете доминирующий вид вашей памяти, зрительная или слуховая.

А сейчас я вслух несколько раз прочитаю такое же количество слов. И вы так же их запишите на листочке..

• Книга

• Тетрадь

• Ножницы

• Окно

• Небо

• Звезда

• Улица

• Дерево • Торт

• Змея

• Ковёр

• Доска

• Пальма

• Остров

• Цирк

• Кресло

Педагоги выполняют задание.

Сейчас на доске появятся слова, которые вы сможете про себя повторить несколько раз в течение 30 секунд, а затем на листочке запишите те, которые вспомните.

А потом подведём итоги

2 слайд

Педагоги выполняют задание.

Каких слов запомнили больше, зрительно или на слух, такая память и преобладает. Норма 10 слов

Итак, уважаемые коллеги, Вы сами для себя сейчас определили вид своей памяти. У кого-то лучше зрительная, а у кого-то слуховая.

Вот так и у детей, память бывает разного типа, а ещё бывает, что педагоги от родителей слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках».

В то же время родители говорят, что их ребенок великолепно запоминает рекламу или может легко пересказать очередную серию любимого мультфильма. В чём причина?

Дело в том, что в первом случае, при разучивании стихотворения, требуется произвольное запоминание (когда мы запоминаем что-то специально, это требует волевых усилий, а во втором - действует непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе ребёнка. Вспомните любую рекламу: текст, красочные картинки, быстро сменяющие друг друга, сопровождающиеся музыкой не требуют усилий для запоминания.

Одни дети лучше запоминают слова (развита слуховая память - музыкальные, речевые звуки, а другие - зрительные образы (развита зрительная память).

3 слайд

К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

4 слайд

Ассоциативная память - память, в которой элементы запоминаемого материала связаны между собой ассоциативно.

А что такое ассоциация? Это связь между отдельными представлениями, когда одно из них влечет за собой появление другого. Например, мы чувствуем запах пирога и вспоминаем старый деревенский бабушкин дом, в котором провели свое детство. Или кто-то говорит нам «лес», и в нашем сознании всплывает образ ели, грибов, пения птиц и т. д.

Поскольку мы с Вами определили, что память бывает разная, и она влияет на то, как развивается мышление ребёнка и его речь, то нам необходимо найти такие приёмы, которые бы развивали детскую память в целом. Таких приёмов много и одним из них является…

5 слайд

Мнемотика – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путем образования искусственных ассоциаций.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

6 слайд

Актуальность на слайде

В настоящее время данная технология используется и в детских садах.

Уважаемые коллеги, а скажите, кто из вас уже использует в работе эту технологию?

Какие Вы молодцы!

Сейчас я предлагаю ФОКУС ГРУППЕ поработать с этой техникой, у вас на столах задания, для самостоятельного изготовления мнемодорожек или таблиц по СКОРОГОВОРКАМ, ЗАГАДКАМ,стихотворение, а кому-то попадётся и сказкаедагоги выполняют задания

7 слайд

Почему нужно использовать мнемотехнику в детском саду?

Маленький словарный запас.

Неумение согласовывать слова в предложении

Нарушение звукопроизношения.

Неспособность правильно регулировать темп и громкость речи

Неспособность построить монолог

8 слайд

Мнемотехника помогает развивать, все стороны речи

Внимание,усидчивость,интерес к обучению ,воображение, зрительную и слуховую память, развивает кругозор, логическое мышление ,мелкую моторику,,

9 слайд

Где можно использовать мнемотаблицы:

для обогащения словарного запаса

при пересказах художественной литературы

при заучивании стихов

при отгадывании и загадывании загадок

при обучении составлению рассказов

10 слайд

Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

Строение рассказа

Последовательность рассказа

Лексико-грамматическую наполняемость рассказа

11 слайд

Работу необходимо начинать с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и мнемотаблицам.

12 слайд

Последовательность работы с мнемотаблицами:

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме.

В подготовительной группе мы можем включить еще один этап: составление мнемотаблицы совместно с детьми. Если педагог прорисовывает схему совместно с детьми, то они гораздо быстрее запоминают информацию и им проще воспроизвести ее.

13-19 слайд

Итак, что же такое мнемотехника и как она может помочь в развитии детской памяти?

Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Обучение пересказу обогащает словарный запас, благоприятствует развитию восприятия, памяти, внимания. При пересказе с помощью мнемотаблиц, дети видят всех действующих лиц, и свое внимание концентрируют на воспроизведении в своей речи необходимых выражений. Пересказ получается последовательным, дети верно воспроизводят хронологию событий.

20 слайд

Результаты

У детей увеличивается круг знаний об окружающем мире

Появляется желание пересказывать тексты, еридумывать интересные истории

Появляется интерес к заучиванию стихов и потешек

Словарный запас выходит на новый уровень

Дети преодалевают робость, застенчивость, учатся свободно держать перед аудиторией

А теперь посмотрим , что получилось у нашей фокус группы

В заключение нашей консультации я предлагаю вам продолжить фразы:

- Сегодня я узнала.

- Было интересно.

- Было трудно, но.

- Я поняла, что.

- Теперь я могу.

- Я почувствовала, что.

- Я приобрела.

- Я научилась.

- У меня получилось.

- Я смогла.

- Меня удивило.

- Мне захотелось.

Желаю вам успехов и творчества в работе с детьми