Мастер-класс
«Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста»
Цель:
- ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации;
- повышение профессиональной компетенции педагогов в развитии речи детей дошкольного возраста;
- поиск новых рациональных средств, форм и методов речевого развития дошкольников.
Задачи:
- дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы;
- дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц для развития речи дошкольников.
Оборудование:
Белые листки ручки фломастеры таблички
Ожидаемые результаты:
- получение педагогами представления о мнемотехнике;
- внедрение в образовательный процесс методику работы с мнемотаблицами для развития речи детей-дошкольников.
Ход мастер-класса:
1 слайд
Добрый день уважаемые коллеги, мы рады приветствовать вас на сегодняшнем МО, в ходе которого Вы вспомните с такими понятиями, как «Мнемотехника», «Мнемотаблица», и для чего можно использовать мнемотехнику и мнемотаблицы в нашей работе с детьми.
Порой на лестнице стою,
стараюсь догадаться:
собралась подниматься я,
а может, вниз спускаться?
У дверцы холодильника
не в силах я понять:
поставила я что-то внутрь
или хотела взять?
И в сумерках, держа чепец,
себе я ужаснулась:
не знаю — спать ли я ложусь
иль только что проснулась?
В этом стихотворении старушка делится своими проблемами с памятью, склерозом)
А как обстоят дела с Вашей памятью, уважаемые коллеги?
У вас на руках есть буклеты с использования мнемотехники, у кого буклет напечатан на цветной бумаги просим выйти к нам на ФОКУС – ГРУППУ(4-5)
Предлагаю провести небольшой тест на определение и типа Вашей памяти.
Сейчас вы узнаете доминирующий вид вашей памяти, зрительная или слуховая.
А сейчас я вслух несколько раз прочитаю такое же количество слов. И вы так же их запишите на листочке..
• Книга
• Тетрадь
• Ножницы
• Окно
• Небо
• Звезда
• Улица
• Дерево • Торт
• Змея
• Ковёр
• Доска
• Пальма
• Остров
• Цирк
• Кресло
Педагоги выполняют задание.
Сейчас на доске появятся слова, которые вы сможете про себя повторить несколько раз в течение 30 секунд, а затем на листочке запишите те, которые вспомните.
А потом подведём итоги
2 слайд
Педагоги выполняют задание.
Каких слов запомнили больше, зрительно или на слух, такая память и преобладает. Норма 10 слов
Итак, уважаемые коллеги, Вы сами для себя сейчас определили вид своей памяти. У кого-то лучше зрительная, а у кого-то слуховая.
Вот так и у детей, память бывает разного типа, а ещё бывает, что педагоги от родителей слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках».
В то же время родители говорят, что их ребенок великолепно запоминает рекламу или может легко пересказать очередную серию любимого мультфильма. В чём причина?
Дело в том, что в первом случае, при разучивании стихотворения, требуется произвольное запоминание (когда мы запоминаем что-то специально, это требует волевых усилий, а во втором - действует непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе ребёнка. Вспомните любую рекламу: текст, красочные картинки, быстро сменяющие друг друга, сопровождающиеся музыкой не требуют усилий для запоминания.
Одни дети лучше запоминают слова (развита слуховая память - музыкальные, речевые звуки, а другие - зрительные образы (развита зрительная память).
3 слайд
К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
4 слайд
Ассоциативная память - память, в которой элементы запоминаемого материала связаны между собой ассоциативно.
А что такое ассоциация? Это связь между отдельными представлениями, когда одно из них влечет за собой появление другого. Например, мы чувствуем запах пирога и вспоминаем старый деревенский бабушкин дом, в котором провели свое детство. Или кто-то говорит нам «лес», и в нашем сознании всплывает образ ели, грибов, пения птиц и т. д.
Поскольку мы с Вами определили, что память бывает разная, и она влияет на то, как развивается мышление ребёнка и его речь, то нам необходимо найти такие приёмы, которые бы развивали детскую память в целом. Таких приёмов много и одним из них является…
5 слайд
Мнемотика – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путем образования искусственных ассоциаций.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
6 слайд
Актуальность на слайде
В настоящее время данная технология используется и в детских садах.
Уважаемые коллеги, а скажите, кто из вас уже использует в работе эту технологию?
Какие Вы молодцы!
Сейчас я предлагаю ФОКУС ГРУППЕ поработать с этой техникой, у вас на столах задания, для самостоятельного изготовления мнемодорожек или таблиц по СКОРОГОВОРКАМ, ЗАГАДКАМ,стихотворение, а кому-то попадётся и сказка.Педагоги выполняют задания
7 слайд
Почему нужно использовать мнемотехнику в детском саду?
Маленький словарный запас.
Неумение согласовывать слова в предложении
Нарушение звукопроизношения.
Неспособность правильно регулировать темп и громкость речи
Неспособность построить монолог
8 слайд
Мнемотехника помогает развивать, все стороны речи
Внимание,усидчивость,интерес к обучению ,воображение, зрительную и слуховую память, развивает кругозор, логическое мышление ,мелкую моторику,,
9 слайд
Где можно использовать мнемотаблицы:
для обогащения словарного запаса
при пересказах художественной литературы
при заучивании стихов
при отгадывании и загадывании загадок
при обучении составлению рассказов
10 слайд
Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:
Строение рассказа
Последовательность рассказа
Лексико-грамматическую наполняемость рассказа
11 слайд
Работу необходимо начинать с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и мнемотаблицам.
12 слайд
Последовательность работы с мнемотаблицами:
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме.
В подготовительной группе мы можем включить еще один этап: составление мнемотаблицы совместно с детьми. Если педагог прорисовывает схему совместно с детьми, то они гораздо быстрее запоминают информацию и им проще воспроизвести ее.
13-19 слайд
Итак, что же такое мнемотехника и как она может помочь в развитии детской памяти?
Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Обучение пересказу обогащает словарный запас, благоприятствует развитию восприятия, памяти, внимания. При пересказе с помощью мнемотаблиц, дети видят всех действующих лиц, и свое внимание концентрируют на воспроизведении в своей речи необходимых выражений. Пересказ получается последовательным, дети верно воспроизводят хронологию событий.
20 слайд
Результаты
У детей увеличивается круг знаний об окружающем мире
Появляется желание пересказывать тексты, еридумывать интересные истории
Появляется интерес к заучиванию стихов и потешек
Словарный запас выходит на новый уровень
Дети преодалевают робость, застенчивость, учатся свободно держать перед аудиторией
А теперь посмотрим , что получилось у нашей фокус группы
В заключение нашей консультации я предлагаю вам продолжить фразы:
- Сегодня я узнала.
- Было интересно.
- Было трудно, но.
- Я поняла, что.
- Теперь я могу.
- Я почувствовала, что.
- Я приобрела.
- Я научилась.
- У меня получилось.
- Я смогла.
- Меня удивило.
- Мне захотелось.
Желаю вам успехов и творчества в работе с детьми