* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;}

Захарова Ирина Павловна

учитель-дефектолог ГОБУЗ ОСДР

г. Апатиты, Мурманской обл.

«Использование мнемотехники в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста с ОНР»

Аннотация: в статье раскрывается сущность метода мнемотехники в процессе обучения связанного высказывания у детей с ОНР.

Особое место в коррекционной работе с детьми с ОНР, занимает развитие связного речевого высказывания у ребенка логопата. В речи у таких детей множество проблем: односложная, состоящая из простых предложений речь; недостаточный словарный запас; неспособность построить краткий развернутый ответ; отсутствие логических обоснований своих действий. Эти факторы осложняют процесс становления связной речи. Работая с детьми с речевой патологией, сталкиваешься с проблемой их обучения, и тогда, приходится использовать вспомогательные средства, облегчающие процессы усвоения детьми нового материала..

На сегодняшний день речь детей, богатая синонимами, дополнениями и описаниями, явление редкое. Поэтому коррекционное воздействие на развитие речи дошкольников сложный процесс. Необходимо научить детей: связано, последовательно и грамматически правильно выражать свои мысли.

В настоящее время существует много различных приемов и методов развития речемыслительной деятельности детей. Одним из них в нашей работе является эффективные приемы на основе мнемотехники. Мнемотехника, это то, что развивает: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память. Особенность методики состоит в том, что для опосредованного запоминания предлагаются не изображения предметов, а их символы.

Актуальность работы над данной темой заключается в том, что:

Мнемотехника облегчает ребенку овладение связной речью

Систематизирует непосредственный опыт ребенка

Помогает с опорой на образцы устанавливать причинно-следственные связи.

В своей работе мы используем таблицы и схемы в стиле «мнемо» при: заучивании стихотворений и пересказов художественной литературы, при обучении составлению рассказов и при отгадывании и загадывании загадок, а так же при обогащении словарного запаса. Овладение приемами работы мнемотехникой значительно сокращает время обучения; схема, в которую заложена информация, служит зрительным планом, помогая ребенку воспроизвести с помощью речи, уведенное; развивает основные психические процессы; кодирует информацию и преобразовывает предметы в абстрактные знаки и символы; развивает мелкую моторику рук при полном или частичном воспроизведении информации.

При работе с мнемотаблицами надо обращать внимание на:

совершенствование: памяти, восприятия, зрения и слуха, а так же тактильных и вкусовых ощущений

;

доступность

понимания и восприятия графических символов

возрасту

ребенка

;

этот метод и

спользуется в работе с детьми только с

нормой интеллектуального развития

.

В своей практике мы убедились, что использование в работе мнемотехники даёт положительный результат в общем всестороннем развитии ребенка: дети учатся самостоятельности, усидчивости; умению формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения; совершенствуются все психические процессы, что дает положительные результаты в коррекционной работе.