Использование мультимедийных дидактических игр в познавательном развитии дошкольников
Автор: Геращенко Регина Салаватовна
МАДОУ Детский сад № 115 ГО г.Уфа, РБ
Аннотация: В данной статье представлен опыт работы воспитателя дошкольной образовательной организации по разработке интерактивных дидактических игр, с помощью приложений и программ сети интернет и применении их в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста. Использование мультимедийных дидактических игр позволяет разнообразить процесс обучения, развития и воспитания ребенка. А также обогатить развивающую предметно пространственную среду, повысить мотивацию детей к обучению и усвоению, как нового материала программы, так и закреплению полученных знаний.
Ключевые слова: информационные технологии, дидактические мультимедийные игры, интерактивная игра, дошкольники.
Актуальность: Современные дети – исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в детском саду.
Перед дошкольной организацией, в условиях перехода на новый уровень образования, встает задача обеспечения интерактивности образовательного пространства. Использование интерактивных и мультимедийных игр позволяет разнообразить процесс обучения развития и образования дошкольников. Компьютерная игра вызывает у детей эмоциональный подъем, желание закончить задание и добиться успеха. Дети могут его использовать для получения новых знаний, закрепления и актуализации уже имеющихся. Дидактические мультимедийные игры, созданные на основе различных компьютерных программ, привлекают интерес дошкольников. Они красочны, динамичны, содержат музыкальное сопровождение разнообразные анимационные и звуковые эффекты. Интерактивные игры дают ребенку возможность выполнять разные задания, открывать новое, испытывать радость от пройденных этапов. Использование мультимедийных дидактических игр стало неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса. Мир современных детей – это компьютерные технологии, так как компьютерные игры и электронные игрушки стали неотъемлемой частью проведения досуга. Поэтому одним из средств повышения мотивации и совершенствования обучения современного дошкольника является работа по созданию понятных и близких, на данном этапе развития общества, электронных дидактических и познавательных пособий. Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому развивать познавательные процессы легче через игру. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Именно мультимедийные дидактические игры позволяют автоматизировать все основные этапы – изложение нового материала, закрепление пройденного, контроль знаний. Применение мультимедийных игр в образовательном процессе является мощным обогащающим элементом развивающей предметной среды. Кроме того, занимаясь с интерактивными играми самостоятельно, ребенок может сам контролировать темп и количество выполняемых заданий, что отвечает принципу индивидуализации, в соответствие ФОП ДО. Отличительной чертой интерактивных игр является то, что они могут использоваться во всех образовательных областях. Мультимедийные дидактические игры делают образовательный процесс, живым и ненавязчивым, повышается мотивация детей к обучению. Новизна моего опыта заключается в использовании дидактических мультимедийных игр для детей дошкольного возраста начиная уже с младшей группы, что позволило совершенствовать формы, методы, приемы работы по использованию новых информационных технологий в учебном процессе, в создании и определении эффективных условий применения, нацеленных на активизацию и развитие познавательных способностей дошкольников. Опыт педагогической деятельности показывает, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности с детьми. Образовательная деятельность в детском саду имеет свою специфику. Она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого количества иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Наиболее эффективная форма организации работы с компьютером в детском саду, которую я использую, это проведение занятий с использованием мультимедийных презентаций. Одним из самых популярных программных средств, которые я использую на своих занятиях, является программа PowerPoint. Перед воспитателем детского сада, освоившим графический редактор PowerPoint, открываются безграничные возможности для эффективной творческой работы. Использование графического редактора PowerPoint это, прежде всего:
• преобразование предметно-развивающей среды;
• расширение возможности познания окружающего мира;
• использование новой наглядности;
• создание интерактивных игр с использованием триггеров, макросов.
Использование мультимедийных, дидактических игр позволяет активизировать познавательную деятельность дошкольников, реализовать творческий потенциал ребенка, формировать духовный мир, повышать на неизмеримо более высокий уровень интерес детей к получению знаний. В сравнении с традиционными формами обучения дошкольников, компьютерные технологии обладают рядом преимуществ и соответствуют возрастным особенностям детей дошкольного возраста: предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес. Осознав, что информатизация общества ведет за собой информатизацию образования, я поняла, что освоение ИКТ жизненная необходимость для каждого педагога дошкольного образования. Как показывает опыт практики - дозированное использование развивающих, мультимедийных заданий, способствует развитию у детей волевых качеств, приучает к «полезным, компьютерным играм».
Средства реализации моего опыта:
• мультимедийные дидактические игры для дошкольников;
• мастер-класс для педагогов;
Такая систематическая работа дала положительные результаты.
В перспективе я планирую:
1. Изготовление новых дидактических игр;
2. Создание картотеки дидактических игр для родителей.
3. Создание банка видеотеки (с привлечением родителей).
Результаты моего педагогического опыта:
Значительное и устойчивое повышение эффективности педагогического процесса. Сохранение заданного уровня результатов при изменяющихся условиях обучения и воспитания, а также достижение положительных результатов на протяжении длительного времени.
Свой педагогический опыт обобщила и представила на методическом объединение педагогов. Это достаточная проверка опыта по времени. Подтверждение позитивных результатов не только в моей работе, но и в деятельности всех педагогов, которые используют этот опыт.
Список литературы:
1. Посашкова И.П. Организация творческой деятельности: информационно-методические материалы / Волгоград: Учитель, 2009.-222с.
2. Соколова Д.М. Интерактивные игры в программе Microsoft PowerPoint // Молодой ученый. — 2020. — № 24 (314). — С. 428-431.