Если сегодня будем учить так, как учили вчера,
мы украдём у наших детей завтра.
Джон Дьюи.
Дети дошкольного возраста находятся в периоде интенсивного развития своего интеллекта, воображения и творческого потенциала. Поэтому важно создать для них стимулирующую среду обучения, которая позволит им не только успешно усваивать знания, но и развивать свои умения и способности.
Представленная статья посвящена использованию нетрадиционных форм обучения для повышения познавательной активности у старших дошкольников.
Одной из ключевых задач детского образования является развитие самостоятельности и творческого мышления у детей. Для этого важно использовать разнообразные методики и подходы, которые позволяют детям самостоятельно исследовать окружающий мир, экспериментировать и делать открытия. Нетрадиционные формы обучения, такие как игровые методики, проектная деятельность, использование искусства и творческих заданий, являются эффективным инструментом для достижения этих целей.
Игровые методики играют важную роль в обучении старших дошкольников, поскольку игра является естественным способом познания для детей. Через игру дети могут экспериментировать, учиться взаимодействовать с окружающим миром, развивать свое воображение и креативность. Использование игровых методик в образовательном процессе помогает детям не только усваивать новые знания, но и развивать свои личностные качества.
Проектная деятельность также является эффективным способом обучения старших дошкольников. Через реализацию проектов дети учатся анализировать информацию, работать в команде, решать проблемы, а также развивать свои творческие способности. Проекты могут быть разнообразными – от создания собственных книг и историй до проведения исследований природы или искусства.
Использование искусства и творческих заданий также способствует повышению познавательной активности у старших дошкольников. Рисование, лепка, музыкальные занятия, танцы – все это помогает детям выразить себя, развить свое воображение и умения творческого мышления. Через творчество дети могут выражать свои чувства и эмоции, а также развивать свои художественные способности.
При обсуждении методов обучения детей дошкольного возраста важно учитывать значимость нестандартных подходов к организации уроков. Поскольку внимание детей является своеобразным, преподаватели должны предпринимать усилия для обеспечения разнообразия в проведении занятий. В настоящее время многие воспитатели и специалисты активно внедряют инновационные методики, направленные на стимулирование творческого мышления и развитие умений самостоятельного управления своим мыслительным процессом у детей, а также на совершенствование способностей к памяти и анализу.
В настоящее время вопрос обучения детей в старшем дошкольном возрасте является одним из ключевых аспектов развития образования. Специалисты в области образования все чаще обращают внимание на необходимость использования нетрадиционных форм обучения для повышения познавательной активности у детей данной возрастной группы.
Рассмотрим, например, использование игровых методик в обучении старших дошкольников. Игра - это основной способ, с помощью которого дети учатся в мире. Игровые формы обучения позволяют детям более эффективно усваивать знания, так как они активно участвуют в процессе обучения, а не просто слушают лекции или выполняют задания. Игровые методики также способствуют развитию творческого мышления, логики, воображения и социализации детей.
Другим нетрадиционным подходом к обучению старших дошкольников является использование технологий. Современные дети выросли в мире высоких технологий, поэтому использование интерактивных учебных программ, мультимедийных материалов, игровых приложений на планшетах и других гаджетах становится все более популярным. Технологии могут делать обучение более увлекательным, интересным и доступным для детей.
Также стоит обратить внимание на использование творческих методик в обучении старших дошкольников. Рисование, лепка, музыкальные занятия, танцы и другие виды творческой деятельности не только способствуют развитию мелкой моторики, координации движений и музыкального слуха, но и развивают фантазию, чувство прекрасного и самовыражение.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
В старшем дошкольном возрасте происходит развитие познавательных процессов, таких как восприятие, память, воображение, внимание и мышление, которые влияют на развитие деятельности ребенка. Основным методом обучения в дошкольных учреждениях являются занятия, на которых дети учатся сложным знаниям, умениям и навыкам, развивая свои способности. Правильно организованные занятия позволяют создавать ситуации, которые стимулируют познавательную активность детей, а также способствуют повышению уровня этой активности. В процессе занятий различными видами изобразительной деятельности, такими как рисование, лепка, аппликация, конструирование, дети находят вдохновение в искусстве и стремятся выразить свои впечатления через творческие продукты.
Все перечисленные виды изобразительной деятельности играют большую роль в активизации познавательных процессов, особенно если содержание занятий дополняется применением новых оригинальных художественных техник.
Пластилинография - это способ создания лепных картин с использованием пластилина на подложке из картона или бумаги. Этот вид декоративно-прикладного искусства может быть редким и интересным в мире живописи. В этой технике можно использовать различные методы и техники: от размазывания пластилина до создания форм-рельефов, от смешивания цветов до получения уникальных оттенков.
Выдувание – для этой методики используют гуашь или акварель в сочетании с коктейльными трубочками. Несколько капель краски наносятся на лист бумаги в виде пятен, после чего ребенок, выдувающий воздух через трубочку, создает сложное и уникальное изображение. После этого можно дополнить рисунок фломастерами или тонкой кисточкой, воплощая свои фантазии.
Изонить - это метод в искусстве, при котором изображения создаются при помощи нитей, протянутых в разных направлениях. Этот метод часто используется в живописи, акварели, а также в декоративных искусствах. Эта интересная техника вполне доступна старшим дошкольникам.
Бумажный витраж - создание работ в этой технике предполагает совместную деятельность ребенка и взрослого. Это техника создания украшений из бумаги, при которой бумага вырезается и складывается таким образом, чтобы создать имитацию витража (стеклянного окна с изображением). Эта техника позволяет создать красивые и яркие украшения, которые могут использоваться в декорировании окон, дверей, стеклянных поверхностей и других объектов. В бумажном витраже часто используются разноцветные бумаги, а также техника складывания и узоры для создания красивых эффектов.
Монотипия – это графический метод, при котором рисунок создается на гладкой поверхности (обычно стекле или металле), затем переносится на бумагу или другую поверхность. Для этого используется техника печати, в которой краска или чернила наносятся на подготовленную поверхность, на которую затем накладывается бумага, чтобы создать отпечаток. Поскольку каждый оттиск является уникальным из-за особенностей процесса, монотипия часто используется в искусстве для создания оригинальных и уникальных произведений.
Рисование сухой пастелью по сырой бумаге - оригинальная живописная техника, которая предполагает сначала нанесение детьми карандашного рисунка на лист бумаги, затем смачивание листа водой с помощью широкой кисти или поролоновой губки и последующей прорисовкой изображения сухой пастелью. Работы, выполненные в этой технике, отличаются яркостью, живописностью и оригинальностью.
Рисование гуашью с помощью стек для лепки – это интересная и творческая техника, которая позволяет создавать уникальные и оригинальные работы. Для этого нужно взять прозрачный стек для лепки, на который можно наносить гуашь различных цветов. Затем с помощью различных инструментов, например, пальцев, кистей или деревянных палочек, перемешивать и распределять краски на поверхности стека.
Полученный рисунок можно затем перенести на бумагу или другую подходящую поверхность путем накладывания бумаги или ткани на стек и аккуратного разглаживания ее поверхности. При этом на поверхности бумаги будет виден отпечаток мозаичного рисунка, созданного с помощью гуаши на стеке.
Эта техника позволяет создавать яркие и насыщенные изображения, а также играть с различными текстурами и эффектами. Она подходит как для детей, так и для взрослых, и может стать отличным способом проявить свою творческую натуру и получить удовольствие от процесса создания.
Хочется подчеркнуть, что все уникальные методы, о которых было упомянуто, могут стимулировать познавательную активность детей старшего дошкольного возраста, развивать их творческие способности, поддерживать интерес к различным видам художественной деятельности.
Также существует много разнообразий нетрадиционных форм обучения старших дошкольников, о которых интересно узнать много и дополнить их своими представлениями.
Метод проектов: дети участвуют в создании исследовательского проекта по определенной теме, что помогает им глубже понять материал и развивает навыки самостоятельного исследования.
Обучение в игровой форме: использование различных игр для обучения различным навыкам и знаниям. Например, игры-головоломки, ролевые игры и игры-
квесты
.
Интерактивные уроки: использование интерактивных технологий, таких как интерактивные доски или компьютерные программы, для обучения детей новому материалу.
Уроки на свежем воздухе: проведение занятий и игр на улице или в природе для активного обучения и развития физических навыков.
Музыкальные занятия: использование музыки и песен для обучения детей новым знаниям и навыкам, а также развития музыкального слуха и ритмичности.
Техническое обучение: занятия, нацеленные на развитие технических навыков и умений, такие как конструирование, программирование или робототехника.
Таким образом, использование нетрадиционных форм обучения для
старших
дошкольников
позволяет эффективно развивать познавательную активность у детей, делая обучение более увлекательным, интересным и продуктивным. Педагоги и родители должны стремиться к тому, чтобы дети получали образование, которое соответствует современным требованиям и способствует развитию всей личности ребенка.
Список использованной литературы
Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей: популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 2005. - 227 с.
Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения / под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. СПб.: Питер, 2013. 464 с.
Короткова, Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста / Н.А. Короткова. М.:
Линка
-Пресс, 2009. 208 с.