МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШУРЫШКАРСКИЙ РАЙОН
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Теремок»
629643, ЯНАО, Тюменская область, Шурышкарский район, с.Овгорт, ул.Сынская,15,
тел (факс) 8 (34994) 67-2-13, ovgort-popova@mail.ru
Коррекционный ПРОЕКТ
«Использование песочной терапии для детей на логопедических занятиях в рамках психологического сопровождение»
(возраст 4 – 6.4)
Подготовила и провела:
Учитель-логопед , 1 категория
Макарова Наталья Семёновна
Село Овгорт, сентябрь 2019 - 2020 год
Содержание
1. Паспорт проекта
2. Пояснительная записка
3. Аннотация проекта:
3.1. Тема проекта
3.2. Руководители и разработчики проекта
3.3. Цель и задачи проекта
3.4. Актуальность проекта
3.5. Ожидаемые результаты и внешние эффекты
4. Описание проекта: План график мероприятий.
4.1. Предмет исследования
4.2. Потенциал проекта
4.3. Участники проекта
4.4. Ресурсное обеспечение проекта
4.5. Этапы и сроки реализации проекта
5. Заключение
1. Паспорт коррекционного проекта
Название проекта
«Использование песочной терапии для детей на логопедических занятиях, в рамках психологического сопровождение»
Разработчики
проекта
Учитель-логопед: Макарова Наталья Семёновна
Название
образовательного
учреждения
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Теремок»
Вид проекта
Долгосрочный
Цель проекта
Организация в дошкольном учреждении песочной терапии.
Задачи проекта
1.Устранение дефектного произношения, формирование и развитие артикуляционной моторики. 2. Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира. При этом мы еще и врачуем собственную Душу, усиливая своего Внутреннего Ребенка.
3. Достижение детей: Победа над дефектами речи.
Новизна
проекта
Метод sandplay (дословно - песочная игра) пока мало известен в России. Это необычная техника, благодаря которой ребенок строит собственный мир в миниатюре из песка и небольших фигурок. Он с удовольствием использует миниатюрные фигуры людей, животных, деревьев, зданий, автомобилей, мостов. В процессе игры ребенок может смешивать песок с водой, формировать холмы, горы, создавать влажные ландшафты. При этом ребёнок выражает на песке то, что спонтанно возникает в его сознании. Другими словами, ребенку на час предоставляется неведомая вселенная, внутри которой он может создавать свой индивидуальный мир. С помощью этой терапии ребенок может расслабиться, успокоиться.
Ожидаемые результаты
Использование естественных материалов позволяет ощутить связь с природой. Наблюдения и опыт показывают, что игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей. Происходит «заземление» негативных эмоций, которые словно «уходя в песок» – тем самым успокаивают состояние ребенка, делают его более уверенным в себе, гармоничным. Особенно в холодный период времени удачно происходят сеансы песочной терапии в индивидуальной и подгрупповой работе.
Развивающие занятия с песком эффективнее, чем стандартные приемы:
1. Существенно усиливают желание ребенка узнать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно;
2. Мощно развивают тактильную чувствительность как основу «ручного интеллекта»;
3. Более гармонично, интенсивно развивают все высшие психические функции (память, мышление, восприятие, внимание), а также речь и моторику;
4. Совершенствуют развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка. Многие дети, начиная говорить, не выговаривают некоторые звуки, могут страдать и более глубокими речевыми нарушениями: ОНР, дислалия, алалия, дизартрия, заикание и т. д.; они требуют к себе особого внимания. Сложность различных речевых нарушений ведут за собой и нарушения эмоционально-волевой, коммуникативной сфер, также проявляются и следующие симптомы: нарушение координации движений, низкое развитие мелкой моторики рук, неразвитость чувства ритма, сниженный уровень развития вербальной памяти, внимания, восприятия, более позднее формирование словесно-логического мышления.
Поэтому игры — занятия с песком так необходимо детям с нарушением речи. Они приносят радость открытий и удовольствие от игры, существенно повышают мотивацию к логопедическим занятиям, снимают напряжение.
5. Постановка отсутствующих звуков; 6. Автоматизация поставленных звуков изолированно, в слогах, словах, доступных фразах; 7. Дифференциация смешиваемых звуков;
Ожидаемые внешние эффекты
Опыт работы с детьми показал, что использование гпесочной терапии дает положительные результаты:
1. ю Дети чувствуют себя более успешными;
2. На занятиях весело, нет скуки и монотонности;
3. В детском саду о ребёнок легче адаптируются в коллективе;
4. Страх и напряжение исчезает.
Выпуск детей из логопедической группы по мере необходимости (после автоматизации и дифференциации звука). Самоорганизация, самореализация детской деятельности на занятиях.
Сроки
реализации проекта
Сентябрь 2019 г. – Май 2020 г.
Этапы
реализации проекта
Проект будет реализован в 2019 - 2020 году в три этапа:
1-й этап – подготовительный (организационный) (сентябрь 2019– октябрь 2019 учебного года):
- Обследование состояния речи детей Дошкольного учреждения, для выявления нуждающихся в помощи логопеда. - Зачисление на логопедический пункт, подписание договоров с родителями детей, зачисленных на логопедический пункт. - Заполнение индивидуальных речевых карт, сдача списка заведующей детского сада. - Комплектование подгрупп, составление расписания и планов логопедических занятий.
2-й этап – практический ( Ноябрь 2019 г.– май 2020г.) Проведение Коррекционно – развивающих логопедических занятий с детьми. Этап постановки отсутствующих звуков предусматривает систему упражнений, направленных на развитие подвижности артикуляционного аппарата.
Все зависит от дефекта ребёнка, у некоторых детей этап постановки звука занимает неделю, у иных до 3- 4 месяцев.
В январе начинается песочная терапия и продолжается до мая месяца (самостоятельная работа с песком).
3-й этап – обобщающий (Январь 2020г. - май 2020 г.):
1.Этап автоматизации поставленных звуков, введение их в самостоятельную речь. 2.Этап дифференциации звуков.
3. Как показала себя «песочная терапия» тестирование.
Реализация мероприятий, направленных на практическое внедрение и распространение полученных результатов.
2. Пояснительная записка
Всем нам хорошо знакомый песок кажется абсолютно простым и понятным. Но на самом деле это удивительный и таинственный материал. И дети, и взрослые могут часами возиться в песке, строить песчаные замки или просто наблюдать, как он пересыпается с ладони на ладонь. Песок может быть таким разным: сухим и мокрым, легким и тяжелым, липким и рассыпчатым. Он с легкостью принимает любые формы, а через несколько секунд может рассыпаться. Все эти замечательные свойства песка, дающие широкий простор для творчества и фантазии, как оказалось, можно успешно использовать в терапевтических целях. Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма взаимодействия и преобразования мира. Что же происходит с ребенком, когда он играет с песком? Зачастую ребенок не может словами выразить свои переживания, эмоции, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая из песка свой собственный мир, ребенок освобождается от переживаний, от эмоционального напряжения. А самое главное - ребенок приобретает собственный бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций. Наблюдения психологов показывают, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей. Если ребенок в игре становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками — это может стать поводом для размышления о собственной системе воспитания, для обращения за помощью к специалисту.
Применение песочной терапии наиболее подходит для работы с детьми дошкольного возраста. Особо нуждаются в такой терапии дошкольники с ЗПР.
Указанные особенности детей с ЗПР создают дополнительные трудности для диагностической и коррекционной работы с ними.
Часто дети с ЗПР затрудняются в выражении своих переживаний из-за недостаточного развития вербального аппарата, бедности представлений. Предлагаемая техника может оказаться им весьма полезной. Невербальная экспрессия с использованием разнообразных предметов, песка, воды, а также конструктивных и пластических материалов для них наиболее естественна, что становится особенно значимо при наличии у ребенка определенных речевых нарушений.
Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим, специалисты парапсихологи утверждают, что он поглощает “негативную” психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.
3.Аннотация проекта
3.1. Тема коррекционного проекта – «Использование песочной терапии для детей на логопедических занятиях в рамках психологического сопровождение»
3.2 Руководитель и разработчики коррекционного проекта: Учитель-логопед Макарова Наталья Семёновна.
3.3. Цели и задачи проекта:
Цель проекта: Организация в дошкольном учреждении песочной терапии.
Задачи проекта:
1.Устранение дефектного произношения, формирование и развитие артикуляционной моторики.
2. Работа с песком: Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно, проявляя творческую активность. Педагог исключаем негативную оценку действий, идей, результатов ребёнка, поощряя фантазию и творческий подход.
3. “Оживление” абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур, и пр.
Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.
4. Реальное “проживание”, проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр.
5.Воспитание трудолюбия, настойчивости, адекватного отношения к своему дефекту звукопроизношения.
6. Достижение детей: Победа над дефектами речи.
3.4. Актуальность и значимость проекта. В работе с детьми дошкольного возраста песочная терапия имеет целый ряд возможностей, она:
Формирует образ целостного, сильного и здорового «Я» ребенка;
Обеспечивает равновесие между внутренними потребностями ребенка и внешним социальным миром;
Делает возможной работу с психологическими травмами личности;
Помогает ребенку почувствовать негативные и позитивные эмоции;
Успокаивает и обеспечивает эмоциональную разрядку;
Помогает стимулировать поведенческую активность личности;
Учит проявлять свои фантазии, страхи, желания в безопасных условиях песочной терапии;
Активизирует возможность контроля своих внутренних переживаний;
Гармонизирует общее психоэмоциональное состояние;
Снижает тревожность;
Способствует формированию у ребенка ощущения структурированности границ собственного поведения.
Помимо терапевтического воздействия, в песочнице проводят коррекционные занятия:
На развитие координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве;
Стимулирующие вербальную и невербальную активность в процессе игры;
Формирующие навыки позитивной коммуникации;
На развитие сенсорно-перцептивной сферы ребенка, а именно тактильно-кинестетической чувствительности.
Индивидуальные подгрупповые занятия
Для логопедической работы во время подгрупповых занятий дети объединяются по признаку однотипности нарушения звукопроизношения. Состав детей в подгруппах в течение года периодически меняется. Это обусловлено динамическими изменениями в коррекции речи каждого ребенка. Индивидуальная логопедическая работа проводится с теми детьми, у которых имеются затруднения при произношении слов сложного слогового состава, отдельные специфические проявления патологии речи, выраженные отклонения в строении артикуляционного аппарата и т.д.
Использовать песочную терапию на логопедических занятиях.
3.5.Ожидаемые результаты и внешние эффекты.
Опыт работы с детьми показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты: 1.Дети чувствуют себя более успешными;
2. На занятиях весело, нет скуки и монотонности;
3. В детском саду о ребёнок легче адаптируются в коллективе.
4. Развитие артикуляционной моторики; 5. Постановка отсутствующих звуков; 6. Автоматизация поставленных звуков изолированно, в слогах, словах, доступных фразах; 7. Дифференциация смешиваемых звуков. Выпуск детей из логопедической группы по мере необходимости (после автоматизации и дифференциации звука). Самоорганизация, самореализация детской деятельности на занятиях.
8. Развитие мелкой моторики пальцев рук;
Опыт работы показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты: − удается наладить эмоциональное общение детей со сверстниками и взрослыми; − удается достичь положительного эмоционального благополучия, т. к. затрагивает чувства, эмоции ребенка; − помогает выстроить индивидуальную траекторию развития ребенка; − оказывает положительное влияние на развитие речи, мышление, познавательные процессы, творческие способности ребенка; − вызывает положительные эмоции (радость, удивление), снижает негативные проявления(страх, агрессия, тревожность), уменьшает проявления отрицательных эмоций (злость, гнев, обида); − ребенок учится понимать себя, других людей, окружающий мир. Следует отметить, что достижение оптимальных результатов невозможно без тесного, доверительного и партнерского взаимоотношения с родителями. Игры с песком — одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому родители могут использовать песочницу в развивающих и обучающих играх. Строя картины из песка, придумывая различные истории, взрослые в наиболее органичной для ребенка форме передают ему свои знания и жизненный опыт, знакомят с событиями и законами окружающего мира.
4.Описание проекта.
I. План-график мероприятий (деятельность в рамках проекта)
Основная работа – 12 детей с дефектами речи, сюда входят дети с ФД и ФФНР. Дети с ФД – занятия 2 -3 раза в неделю.
Дети с ФФНР – занятия 2 - 3 раза в неделю.
В вечерние часы проходят занятия по постановке звуков, подгруппой и индивидуально. Индивидуальные коррекционные занятия – основная форма работы с дошкольниками. Причины: - в различной структуре дефектов произношения у детей; - индивидуальным темпом усвоения материала; - необходимостью вовлечения в работу сразу нескольких нарушений в произношении звуков. Применяемая мною форма индивидуального занятия – занятие в присутствии других детей. Один ребёнок занимается с логопедом, другие играют в специально подобранные игры. Такая форма занятий, продиктована прежде всего, необходимостью экономии времени, однако выявились и другие её положительные стороны: большая раскрепощённость детей на занятии, возросший интерес к речи сверстников, мотивация собственной чистой речи. Помимо дидактических игр использовать «Песочную терапию» на логопедических занятиях.
Дата
Работа с детьми
Работа с родителями
Совершенствование
предметно – развивающей среды
Сентябрь
Октябрь Май
Обследование, речевые карты
Анкетирование,
Подписание договоров
Индивидуально
Ноябрь -
Май
Январь
Коррекционные занятия индивидуально
подгруппой парами
Использование песочной терапии на занятии
«Уголок логопеда»
Индивидуально
подгруппой
парами
Октябрь
Январь Май
Родительские собрания
Изучение новинок литературы
Январь
Учеба в г. Москва 72 часа «Песочная терапия»
Январь Май
Выпуск детей
«Логопедическая тетрадь на дому» - каждому выпускнику.
Контроль логопеда
Презентации во время занятий.
Фронтальное занятие в средней группе
4.1. Предмет исследования проекта - Дети дошкольного возраста МБДОУ «Детский сад «Теремок»
4.2. Инновационный потенциал проекта. В России песочная терапия получила распространение сравнительно недавно. Ее применение в нашей стране имеет некоторые особенности. Отсутствие или труднодоступность литературы по песочной терапии, а также редкие приезды зарубежных песочных терапевтов пробудили собственные креативные й силы русских психологов и педагогов. «Донаучный период» песочной терапии в России проявился в использовании песочницы как дополнительного инструмента, как среды для коррекционно-развивающих занятий.
4.3. Участники проекта - Учитель - логопед, дети дошкольного возраста
4.4. Ресурсное обеспечение коррекционного проекта.
Список используемой литературы при работе по постановке звуков. 1. Т.В. Туманова. « Исправление звукопроизношения у детей». Учебно - методическое пособие.1998 год. Гном – Пресс.
2. Грабенко, Т.М. Игры с песком, или песочная терапия [Текст] / Т. М. Грабенко // Дошкольная педагогика. - 2014. - № 5. - С.26 – 29.
3. Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. СПб.: Речь, 2010. - 176
4. Тинникова О. А., Хакимова М. Е. Использование песочной терапии в коррекционном образовании дошкольников // Молодой ученый. — 2016. — №17. — С. 172-174.
5. Логинова О.И. Песочная терапия, 2010.
6. Ратникова Е.В. Игры на песке. Работа с семьей и детьми / Е.В. Ратникова, А.В.Гаврик. – СПб.: Речь, 2013.
7 . Штейнхардт Л. Юнгианская песочная психотерапия. – СПб.: Питер, 2001.
4.5. Этапы и сроки реализации проекта.
Проект будет реализован в 2019–2020 годы в три этапа.
5. Заключение. Обязательно ждать победу над дефектами речи. Создавать благоприятные условия, способствующие развитию личности и коррекции недостатков детей. Снятие речевого негативизма, воспитание у детей потребности в общении. Учить правильному произношению, умению говорить внятно, отчётливо, выразительно, красиво.
Уделяя внимание песочной терапии в контексте психологической и психотерапевтической работы, следует подчеркнуть и наличие мощных ресурсов песочницы для коррекционно-развивающей и образовательной работы с ребенкомо.