МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШУРЫШКАРСКИЙ РАЙОН

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Теремок»

629643, ЯНАО, Тюменская область, Шурышкарский район, с.Овгорт, ул.Сынская,15,

тел (факс) 8 (34994) 67-2-13, ovgort-popova@mail.ru

Коррекционный ПРОЕКТ

«Использование песочной терапии для детей на логопедических занятиях в рамках психологического сопровождение»

(возраст 4 – 6.4)

                                                                                             

Подготовила  и провела:

Учитель-логопед , 1 категория

Макарова Наталья Семёновна

Село Овгорт, сентябрь 2019 - 2020 год

Содержание

1. Паспорт проекта

2. Пояснительная записка

3. Аннотация проекта:

3.1. Тема проекта

3.2. Руководители и разработчики проекта

3.3. Цель и задачи проекта

3.4. Актуальность проекта

3.5. Ожидаемые результаты и внешние эффекты

4. Описание проекта: План график мероприятий.

4.1. Предмет исследования

4.2. Потенциал проекта

4.3. Участники проекта

4.4. Ресурсное обеспечение проекта

4.5. Этапы и сроки реализации проекта

5. Заключение

1. Паспорт коррекционного проекта

Название проекта

«Использование песочной терапии для детей на логопедических занятиях, в рамках психологического сопровождение»

Разработчики

проекта

Учитель-логопед: Макарова Наталья Семёновна

Название

образовательного

учреждения

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Теремок»

Вид проекта

Долгосрочный

Цель проекта

Организация в дошкольном учреждении песочной терапии.

Задачи проекта

1.Устранение дефектного произношения, формирование и развитие артикуляционной моторики. 2. Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира. При этом мы еще и врачуем собственную Душу, усиливая своего Внутреннего Ребенка.

3. Достижение детей: Победа над дефектами речи.

Новизна

проекта

Метод sandplay (дословно - песочная игра) пока мало известен в России. Это необычная техника, благодаря которой ребенок строит собственный мир в миниатюре из песка и небольших фигурок. Он с удовольствием использует миниатюрные фигуры людей, животных, деревьев, зданий, автомобилей, мостов. В процессе игры ребенок может смешивать песок с водой, формировать холмы, горы, создавать влажные ландшафты. При этом ребёнок выражает на песке то, что спонтанно возникает в его сознании. Другими словами, ребенку на час предоставляется неведомая вселенная, внутри которой он может создавать свой индивидуальный мир. С помощью этой терапии ребенок может расслабиться, успокоиться.

Ожидаемые результаты

Использование естественных материалов позволяет ощутить связь с природой. Наблюдения и опыт показывают, что игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей. Происходит «заземление» негативных эмоций, которые словно «уходя в песок» – тем самым успокаивают состояние ребенка, делают его более уверенным в себе, гармоничным. Особенно в холодный период времени удачно происходят сеансы песочной терапии в индивидуальной и подгрупповой работе.

Развивающие занятия с песком эффективнее, чем стандартные приемы:

1. Существенно усиливают желание ребенка узнать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно;

2. Мощно развивают тактильную чувствительность как основу «ручного интеллекта»;

3. Более гармонично, интенсивно развивают все высшие психические функции (память, мышление, восприятие, внимание), а также речь и моторику;

4. Совершенствуют развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка. Многие дети, начиная говорить, не выговаривают некоторые звуки, могут страдать и более глубокими речевыми нарушениями: ОНР, дислалия, алалия, дизартрия, заикание и т. д.; они требуют к себе особого внимания. Сложность различных речевых нарушений ведут за собой и нарушения эмоционально-волевой, коммуникативной сфер, также проявляются и следующие симптомы: нарушение координации движений, низкое развитие мелкой моторики рук, неразвитость чувства ритма, сниженный уровень развития вербальной памяти, внимания, восприятия, более позднее формирование словесно-логического мышления.

Поэтому игры — занятия с песком так необходимо детям с нарушением речи. Они приносят радость открытий и удовольствие от игры, существенно повышают мотивацию к логопедическим занятиям, снимают напряжение.

5. Постановка отсутствующих звуков; 6. Автоматизация поставленных звуков изолированно, в слогах, словах, доступных фразах; 7. Дифференциация смешиваемых звуков;

Ожидаемые внешние эффекты

Опыт работы с детьми показал, что использование гпесочной терапии дает положительные результаты:

1. ю Дети чувствуют себя более успешными;

2. На занятиях весело, нет скуки и монотонности;

3. В детском саду о ребёнок легче адаптируются в коллективе;

4. Страх и напряжение исчезает.

Выпуск детей из логопедической группы по мере необходимости (после автоматизации и дифференциации звука). Самоорганизация, самореализация детской деятельности на занятиях.

Сроки

реализации проекта

Сентябрь 2019 г. – Май 2020 г.

Этапы

реализации проекта

Проект будет реализован в 2019 - 2020 году в три этапа:

1-й этап – подготовительный (организационный) (сентябрь 2019– октябрь 2019 учебного года):

- Обследование состояния речи детей Дошкольного учреждения, для выявления нуждающихся в помощи логопеда. - Зачисление на логопедический пункт, подписание договоров с родителями детей, зачисленных на логопедический пункт. - Заполнение индивидуальных речевых карт, сдача списка заведующей детского сада. - Комплектование подгрупп, составление расписания и планов логопедических занятий.

2-й этап – практический ( Ноябрь 2019 г.– май 2020г.) Проведение Коррекционно – развивающих логопедических занятий с детьми. Этап постановки отсутствующих звуков предусматривает систему упражнений, направленных на развитие подвижности артикуляционного аппарата.

Все зависит от дефекта ребёнка, у некоторых детей этап постановки звука занимает неделю, у иных до 3- 4 месяцев.

В январе начинается песочная терапия и продолжается до мая месяца (самостоятельная работа с песком).

3-й этап – обобщающий (Январь 2020г. - май 2020 г.):

1.Этап автоматизации поставленных звуков, введение их в самостоятельную речь. 2.Этап дифференциации звуков.

3. Как показала себя «песочная терапия» тестирование.

Реализация мероприятий, направленных на практическое внедрение и распространение полученных результатов.

2. Пояснительная записка

Всем нам хорошо знакомый песок кажется абсолютно простым и понятным. Но на самом деле это удивительный и таинственный материал. И дети, и взрослые могут часами возиться в песке, строить песчаные замки или просто наблюдать, как он пересыпается с ладони на ладонь. Песок может быть таким разным: сухим и мокрым, легким и тяжелым, липким и рассыпчатым. Он с легкостью принимает любые формы, а через несколько секунд может рассыпаться. Все эти замечательные свойства песка, дающие широкий простор для творчества и фантазии, как оказалось, можно успешно использовать в терапевтических целях. Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма взаимодействия и преобразования мира. Что же происходит с ребенком, когда он играет с песком? Зачастую ребенок не может словами выразить свои переживания, эмоции, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая из песка свой собственный мир, ребенок освобождается от переживаний, от эмоционального напряжения. А самое главное - ребенок приобретает собственный бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций. Наблюдения психологов показывают, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей. Если ребенок в игре становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками — это может стать поводом для размышления о собственной системе воспитания, для обращения за помощью к специалисту.

Применение песочной терапии наиболее подходит для работы с детьми дошкольного возраста. Особо нуждаются в такой терапии дошкольники с ЗПР.

Указанные особенности детей с ЗПР создают дополнительные трудности для диагностической и коррекционной работы с ними.

Часто дети с ЗПР затрудняются в выражении своих переживаний из-за недостаточного развития вербального аппарата, бедности представлений. Предлагаемая техника может оказаться им весьма полезной. Невербальная экспрессия с использованием разнообразных предметов, песка, воды, а также конструктивных и пластических материалов для них наиболее естественна, что становится особенно значимо при наличии у ребенка определенных речевых нарушений.

Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим, специалисты парапсихологи утверждают, что он поглощает “негативную” психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.

3.Аннотация проекта

3.1. Тема коррекционного проекта – «Использование песочной терапии для детей на логопедических занятиях в рамках психологического сопровождение»

3.2 Руководитель и разработчики коррекционного проекта: Учитель-логопед Макарова Наталья Семёновна.

3.3. Цели и задачи проекта:

Цель проекта: Организация в дошкольном учреждении песочной терапии.

Задачи проекта:

1.Устранение дефектного произношения, формирование и развитие артикуляционной моторики.

2. Работа с песком: Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно, проявляя творческую активность. Педагог исключаем негативную оценку действий, идей, результатов ребёнка, поощряя фантазию и творческий подход.

3. “Оживление” абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур, и пр.

Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.

4. Реальное “проживание”, проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр.

5.Воспитание трудолюбия, настойчивости, адекватного отношения к своему дефекту звукопроизношения.

6. Достижение детей: Победа над дефектами речи.

3.4. Актуальность и значимость проекта. В работе с детьми дошкольного возраста песочная терапия имеет целый ряд возможностей, она:

Формирует образ целостного, сильного и здорового «Я» ребенка;

Обеспечивает равновесие между внутренними потребностями ребенка и внешним социальным миром;

Делает возможной работу с психологическими травмами личности;

Помогает ребенку почувствовать негативные и позитивные эмоции;

Успокаивает и обеспечивает эмоциональную разрядку;

Помогает стимулировать поведенческую активность личности;

Учит проявлять свои фантазии, страхи, желания в безопасных условиях песочной терапии;

Активизирует возможность контроля своих внутренних переживаний;

Гармонизирует общее психоэмоциональное состояние;

Снижает тревожность;

Способствует формированию у ребенка ощущения структурированности границ собственного поведения.

Помимо терапевтического воздействия, в песочнице проводят коррекционные занятия:

На развитие координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве;

Стимулирующие вербальную и невербальную активность в процессе игры;

Формирующие навыки позитивной коммуникации;

На развитие сенсорно-перцептивной сферы ребенка, а именно тактильно-кинестетической чувствительности.

Индивидуальные подгрупповые занятия

Для логопедической работы во время подгрупповых занятий дети объединяются по признаку однотипности нарушения звукопроизношения. Состав детей в подгруппах в течение года периодически меняется. Это обусловлено динамическими изменениями в коррекции речи каждого ребенка. Индивидуальная логопедическая работа проводится с теми детьми, у которых имеются затруднения при произношении слов сложного слогового состава, отдельные специфические проявления патологии речи, выраженные отклонения в строении артикуляционного аппарата и т.д.

Использовать песочную терапию на логопедических занятиях.

3.5.Ожидаемые результаты и внешние эффекты.

Опыт работы с детьми показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты: 1.Дети чувствуют себя более успешными;

2. На занятиях весело, нет скуки и монотонности;

3. В детском саду о ребёнок легче адаптируются в коллективе.

4. Развитие артикуляционной моторики; 5. Постановка отсутствующих звуков; 6. Автоматизация поставленных звуков изолированно, в слогах, словах, доступных фразах; 7. Дифференциация смешиваемых звуков. Выпуск детей из логопедической группы по мере необходимости (после автоматизации и дифференциации звука). Самоорганизация, самореализация детской деятельности на занятиях.

8. Развитие мелкой моторики пальцев рук;

Опыт работы показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты: − удается наладить эмоциональное общение детей со сверстниками и взрослыми; − удается достичь положительного эмоционального благополучия, т. к. затрагивает чувства, эмоции ребенка; − помогает выстроить индивидуальную траекторию развития ребенка; − оказывает положительное влияние на развитие речи, мышление, познавательные процессы, творческие способности ребенка; − вызывает положительные эмоции (радость, удивление), снижает негативные проявления(страх, агрессия, тревожность), уменьшает проявления отрицательных эмоций (злость, гнев, обида); − ребенок учится понимать себя, других людей, окружающий мир. Следует отметить, что достижение оптимальных результатов невозможно без тесного, доверительного и партнерского взаимоотношения с родителями. Игры с песком — одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому родители могут использовать песочницу в развивающих и обучающих играх. Строя картины из песка, придумывая различные истории, взрослые в наиболее органичной для ребенка форме передают ему свои знания и жизненный опыт, знакомят с событиями и законами окружающего мира.

4.Описание проекта.

IПлан-график мероприятий (деятельность в рамках проекта)

Основная работа – 12 детей с дефектами речи, сюда входят дети с ФД и ФФНР. Дети с ФД – занятия 2 -3 раза в неделю.

Дети с ФФНР – занятия 2 - 3 раза в неделю.

В вечерние часы проходят занятия по постановке звуков, подгруппой и индивидуально. Индивидуальные коррекционные занятия – основная форма работы с дошкольниками. Причины: - в различной структуре дефектов произношения у детей; - индивидуальным темпом усвоения материала; - необходимостью вовлечения в работу сразу нескольких нарушений в произношении звуков. Применяемая мною форма индивидуального занятия – занятие в присутствии других детей. Один ребёнок занимается с логопедом, другие играют в специально подобранные игры. Такая форма занятий, продиктована прежде всего, необходимостью экономии времени, однако выявились и другие её положительные стороны: большая раскрепощённость детей на занятии, возросший интерес к речи сверстников, мотивация собственной чистой речи. Помимо дидактических игр использовать «Песочную терапию» на логопедических занятиях.

Дата

Работа с детьми

Работа с родителями

Совершенствование

предметно – развивающей среды

Сентябрь

Октябрь Май

Обследование, речевые карты

Анкетирование,

Подписание договоров

Индивидуально

Ноябрь -

Май

Январь

Коррекционные занятия индивидуально

подгруппой парами

Использование песочной терапии на занятии

«Уголок логопеда»

Индивидуально

подгруппой

парами

Октябрь

Январь Май

Родительские собрания

Изучение новинок литературы

Январь

Учеба в г. Москва 72 часа «Песочная терапия»

Январь Май

Выпуск детей

«Логопедическая тетрадь на дому» - каждому выпускнику.

Контроль логопеда

Презентации во время занятий.

Фронтальное занятие в средней группе

4.1. Предмет исследования проекта - Дети дошкольного возраста МБДОУ «Детский сад «Теремок»

4.2. Инновационный потенциал проекта. В России песочная терапия получила распространение сравнительно недавно. Ее применение в нашей стране имеет некоторые особенности. Отсутствие или труднодоступность литературы по песочной терапии, а также редкие приезды зарубежных песочных терапевтов пробудили собственные креативные й силы русских психологов и педагогов. «Донаучный период» песочной терапии в России проявился в использовании песочницы как дополнительного инструмента, как среды для коррекционно-развивающих занятий.

4.3. Участники проекта - Учитель - логопед, дети дошкольного возраста

4.4. Ресурсное обеспечение коррекционного проекта.

Список используемой литературы при работе по постановке звуков. 1. Т.В. Туманова. « Исправление звукопроизношения у детей». Учебно - методическое пособие.1998 год. Гном – Пресс.

2. Грабенко, Т.М. Игры с песком, или песочная терапия [Текст] / Т. М. Грабенко // Дошкольная педагогика. - 2014. - № 5. - С.26 – 29.

3. Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. СПб.: Речь, 2010. - 176

4. Тинникова О. А., Хакимова М. Е. Использование песочной терапии в коррекционном образовании дошкольников // Молодой ученый. — 2016. — №17. — С. 172-174.

5. Логинова О.И. Песочная терапия, 2010.

6. Ратникова Е.В. Игры на песке. Работа с семьей и детьми / Е.В. Ратникова, А.В.Гаврик. – СПб.: Речь, 2013.

7 . Штейнхардт Л. Юнгианская песочная психотерапия. – СПб.: Питер, 2001.

4.5. Этапы и сроки реализации проекта.

Проект будет реализован в 2019–2020 годы в три этапа.

5. Заключение. Обязательно ждать победу над дефектами речи. Создавать благоприятные условия, способствующие развитию личности и коррекции недостатков детей. Снятие речевого негативизма, воспитание у детей потребности в общении. Учить правильному произношению, умению говорить внятно, отчётливо, выразительно, красиво.

Уделяя внимание песочной терапии в контексте психологической и психотерапевтической работы, следует подчеркнуть и наличие мощных ресурсов песочницы для коррекционно-развивающей и образовательной работы с ребенкомо.